ГКРЧ-2020: 5G, спутниковый интернет, IoT…

Радиочастотный спектр, как и любой другой ограниченный ресурс, довольно сложно поделить между старыми и новыми технологиями радиосвязи и при этом учесть интересы и влиятельных ведомств, и телеком-операторов, и рядовых пользователей. О буднях и трудностях этой работы в непростом для всего мира 2020 году рассказывает директор Департамента государственной политики в сфере связи Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, руководитель аппарата ГКРЧ Андрей Канцуров.

«ЭС»: Какие результаты работы ГКРЧ в 2019—2020 гг. вам хотелось бы отметить? Какие из них оказали наибольшее влияние на пользователей радиочастотного спектра и телеком-операторов?

— Прежде всего это решения ГКРЧ, открывающие «дорогу в жизнь» новым технологиям или системам. К ним можно отнести следующие решения:

  • о выделении полосы радиочастот 350−370 МГц для использования радиоэлектронными средствами (РЭС) мобильного широкополосного беспроводного доступа подвижной службы, предназначенными для построения технологической сети связи федеральной системы транспортной
    телематики на территории России, которая запланирована как основа Единой навигационно-связной информационной системы транспортного комплекса, призванной обеспечить обмен информацией на всех видах транспорта, в том числе и беспилотников, в реальном времени;
  • об использовании полос радиочастот РЭС беспроводного широкополосного доступа для подключения к интернету социально значимых объектов (медицинских пунктов, школ, опорных пунктов охраны правопорядка, избирательных участков, пунктов МЧС и других, выполняющих важную роль в организации жизнедеятельности населения, проживающего в сельской местности). Это мероприятие уменьшит цифровое неравенство между городскими и сельскими территориями и существенно повысит качество и эффективность (оперативность) работы местных учреждений социальной сферы и органов государственной власти. Для оказания этих услуг ПАО «Ростелеком» выделена полоса радиочастот 2300−2400 МГц для построения сети LTE;
  • о выделении на территории Российской Федерации неопределенному кругу лиц для использования РЭС стандарта 5G/IMT-2020 полосы радиочастот 24,25−24,65 ГГц, в том числе с целью создания технологических сетей связи. Данное решение дало старт внедрению сетей 5G в России;
  • обновление решения об использовании полос радиочастот абонентскими земными станциями ESIM, находящимися в движении и работающими через космические аппараты на геостационарной орбите, которым выделена полоса радиочастот в диапазонах 14/11−12 ГГц в соответствии с современными тенденциями.

«ЭС»: Как организована работа ГКРЧ, в том числе проведение согласительных совещаний с участием представителей различных организаций и органов исполнительной власти в условиях ограничений, вызванных пандемией?

— Пандемия не оказала сколько-либо существенного влияния на работу ГКРЧ. Комиссия работала ритмично и продуктивно. Большая часть заседаний Комиссии проводилась, как и прежде, в очном режиме, но, конечно, с соблюдением всех мер безопасности.

Не скрою, что на начальном этапе введения ограничительных мер были определенные трудности с проведением согласительных совещаний, но мы с коллегами оперативно подстроились под текущую ситуацию, в частности, стали проводить совещания по видеосвязи, в том числе по защищенной видеосвязи, когда это было необходимо. Кроме того, чаще стал использоваться такой механизм, как «письменное заключение» — когда представитель ФОИВ или организации просто направляет в адрес ГКРЧ письменный ответ, высказывая таким образом свою позицию. Это можно сделать без физического присутствия, что оказалось весьма актуально. Подводя предварительные итоги, можно сказать, что ГКРЧ отработала в этом году по максимуму, без потери качества, несмотря на пандемию.

«ЭС»: Какие решения, позволяющие упростить пользователям радиочастотного спектра доступ к этому ограниченному ресурсу, запланированы ГКРЧ к принятию в следующем году?

— Упрощение процедуры получения доступа к радиочастотному спектру (РЧС) является существенной частью работы ГКРЧ, и в будущем году планируется рассмотреть несколько направленных на это мероприятий. В частности, ожидается принятие решения о технологической нейтральности для сетей 5G в полосах радиочастот, выделенных в настоящее время сетям мобильной связи в диапазоне 800−2600 МГц. Это решение позволит быстро развернуть сети 5G в этих диапазонах и сделать это в большинстве случаев только за счет обновления программного обеспечения базовых станций.

«ЭС»: Летом 2020 года ГКРЧ приняла решение о продлении на год использования радиочастот для аналогового телевещания. Планируется ли после 19 августа 2021 года передать эти частоты для внедрения новых радиотехнологий?

— На заседании ГКРЧ от 13 июля 2020 года было принято решение о продлении возможности использования радиочастот для аналогового телевещания в полосах радиочастот 48,5−56,5, 58−66 и 76−84 МГц сроком на один год — до 19 августа 2021 года. Данное решение было принято в целях обеспечения возможности продолжения работы аналоговых передатчиков, транслирующих телеканалы, не вошедшие в состав первого и второго мультиплексов.

Действующая сеть мультиплексов цифрового телевизионного вещания создавалась для обеспечения передачи программ двадцати федеральных каналов (для некоторых из них возможна передача местных вставок). Она не предусматривает замещения действовавшего ранее аналогового телевизионного вещания, которое включает также региональные и местные телевизионные каналы.

На сегодняшний день в связи с невозможностью размещения всех региональных и местных программ в каналах спутникового телевизионного вещания и из-за ограничений инфраструктуры сетей связи (особенно в малых городах и сельской местности), препятствующих массовому применению технологии IPTV, альтернативные наземному телевизионному вещанию каналы доставки региональных и местных телевизионных программ отсутствуют. Поэтому трудно сказать точно, когда именно можно будет прекратить продление использования радиочастот для аналогового телевещания. Для этого требуется политическое решение, которое будет означать фактически прекращение регионального и местного телевизионного вещания вне кабельных телевизионных сетей (за исключением программных вставок в некоторых федеральных каналах).

Чтобы разорвать этот замкнутый круг и позволить вещателям безболезненно отказаться от аналогового ТВ вещания, стоит подумать об усовершенствовании подходов к регулированию использования спектра для цифрового телевизионного вещания и о переходе от строительства многоканальных «сквозных» мультиплексов с охватом одними и теми же программами больших территорий к более гибким формам организации передающих сетей для регионального и местного вещания, предусмотрев при этом возможность постепенного наращивания пропускной способности и охвата передающих сетей цифрового телевизионного вещания (и, соответственно, затрат).

Кроме того, напомню, что в полосах частот диапазона УВЧ, занимаемых аналоговым телевизионным вещанием, работает также цифровое ТВ. Таким образом, в первую очередь высвобождаемые радиочастоты пойдут на нужды сетей цифрового телевизионного вещания, и уже по мере его развития может приниматься решение о возможности использования части высвобождаемого спектра и для новых перспективных радиотехнологий.

«ЭС»: В последнее время наблюдается повышенная активность в области создания негеостационарных многоспутниковых систем. Существует ли проблема по обеспечению их необходимым орбитально-частотным ресурсом?

— Действительно, в спутниковой отрасли новым трендом стали проекты многоспутниковых систем связи на негеостационарных орбитах (НГСО). Эти проекты ориентированы на предоставление услуг
высокоскоростного доступа к сети интернет, дистанционного зондирования Земли, сбора информации от датчиков интернета вещей (IoT). Реализация таких систем на низких (LEO) и средних околоземных орбитах (MEO) позволяет обеспечить малую задержку сигнала в отличие от спутниковых систем на геостационарной орбите, обеспечить покрытие полярных и приполярных районов.

В настоящее время на LEO уже началось развертывание больших и сверхбольших спутниковых группировок для создания систем спутниковой связи. Так, в системе OneWeb планируется использование около 700 спутников, из них 74 уже выведены на орбиту. Численность заявленного компанией SpaceX в Международном союзе электросвязи (МСЭ) созвездия первого поколения спутниковой системы Starlink составляет 6 009 спутников, а второго поколения — 45 000, что в сумме дает более 51 000 спутников. По состоянию на начало декабря 2020 года в спутниковой системе Starlink на орбиту выведено уже более 950 спутников, что делает компанию SpaceX чемпионом по размеру спутниковой группировки на НГСО.

В 2022 году ожидается начало развертывания спутниковой системы Telesat LEO с запуском первых 78 спутников. Оставшиеся 220 спутников группировки будут выведены на орбиты к концу 2023 года. Полярные спутники обеспечат предоставление услуг связи в северных широтах в 2022 году, а глобальное покрытие будет обеспечено в 2023 году после запуска всех спутников созвездия.

Анонсирована разработка новых проектов, таких как Kuiper компании Amazon, предусматривающий создание группировки из 3236 НГСО спутников.

На MEO в полном объеме развернута система спутниковой связи O3b из 20 спутников.

Практически все реализуемые и анонсированные многоспутниковые системы связи на НГСО используют многолучевую технологию с повторным использованием частот, занимая весь выделенный для фиксированной спутниковой службы радиочастотный спектр в диапазонах Ku, Ka и Q/V для обеспечения максимальной пропускной способности.

В настоящее время в заявленных на координацию в МСЭ спутниковых системах в Ku-диапазоне фигурирует более 80 тысяч спутников, количество спутников в диапазоне Ka немного выше. В заявках в диапазоне Q/V фигурирует около 27 тысяч спутников.

Учитывая сложившуюся ситуацию, уже сейчас можно констатировать дефицит орбитально-частотного ресурса на НГСО, поэтому российским разработчикам, планирующим развертывание НГСО спутниковых систем связи, необходимо в срочном порядке осуществить заявление своих систем в МСЭ и начать процесс их координации.

«ЭС»: Каковы перспективы развития сетей 5G в России при нынешней ситуации с РЧС и курсом на импортозамещение? Есть ли у операторов надежда использовать помимо полосы частот 4800−4990 МГц и часть полос в диапазоне С (3,4−3,8 ГГц) после проведения необходимых организационно-технических мероприятий?

— В целом, несмотря на существенные проблемы с радиочастотным обеспечением сетей 5G в нижних и средних диапазонах радиочастот, перспективы развития сетей 5G в России неплохие. Выделена полоса спектра шириной в 400 МГц в диапазоне 24 ГГц, в ближайшее время будет выделена полоса 190 МГц в диапазоне 4,8 ГГц, на 2021−2022 годы запланировано проведение конверсионных мероприятий в диапазоне 700 МГц. Таким образом, сетям 5G будет выделен спектральный ресурс во всех трех типах диапазонов радиочастот, необходимых для эффективного предоставления всех типов услуг сетей 5G.

О возможности выделения в среднесрочной перспективе сетям 5G части диапазона радиочастот 3,4−3,8 ГГц сейчас говорить не приходится — слишком уж этот диапазон загружен РЭС военного и специального назначения и гражданскими спутниковыми сетями.

Также хотелось бы отметить, что в ноябре этого года на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко была утверждена дорожная карта развития мобильных сетей связи пятого поколения, основная направленность которой — развитие производства российского оборудования связи для сетей 5G/IMT-2020 и обеспечение его серийного выпуска.

Курс на импортозамещение оборудования для сетей мобильной связи (которое в настоящее время на 95% является импортным), конечно, играет большую роль в перспективе развития сетей связи 5G в России с опорой на собственное производство. Некоторые российские компании имеют существенный задел в разработке и начальной стадии производства оборудования для узлов опорных и транспортных сетей мобильной связи, а также соответствующего программного обеспечения. Хуже обстоит дело с разработками и внедрением в производство радиооборудования для сетей LTE и 5G, но в России имеются предприятия, успешно ведущие работы и в этой области. Поэтому поставленная цель обеспечить к 2025 году внедрение в России сетей 5G, построенных на отечественном оборудовании, не выглядит совершенно невыполнимой, хотя ее достижение, безусловно, потребует больших совместных усилий.

«ЭС»: Международная ассоциация GSM (GSMA) подсчитала, что строительство сетей 5G в России в 2023—2030 годах на частотах 4,8−4,99 ГГц может обойтись операторам на 84% дороже, чем развертывание сетей в «золотом диапазоне» 3,5 ГГц. Учитывая, что расчеты проведены заинтересованной стороной, можно попросить вас, как эксперта, прокомментировать такой подход?

— В основе оценки GSMA лежит предположение о том, что плотность базовых станций в диапазоне 4,8 ГГц будет выше, чем в диапазоне 3,5 ГГц. Такое предположение можно считать верным, если энергетика базовых станций (суммарная мощность передатчика и усиление антенны) одинакова для диапазонов 4,8 и 3,5 ГГц. Затухание сигнала в диапазоне 4,8 ГГц почти на 3 дБ выше, чем в диапазоне 3,5 ГГц и, соответственно, при равной энергетике базовых станций для сплошного покрытия территории потребуется больше базовых станций в диапазоне 4,8 ГГц, чем в 3,5 ГГц для компенсации большего затухания. Но насколько верно на практике предположение о том, что энергетика базовых станций в диапазоне 4,8 ГГц не изменится в сравнении с диапазоном 3,5 ГГц? Если посмотреть на характеристики базовых станций в этих диапазонах, то можно однозначно ответить, что это предположение GSMA не соответствует практике построения сетей. В диапазоне 3,5 ГГц операторы строят сети с использованием базовых станций, у которых антенна представляет собой решетку размером 8×8 элементов, а в диапазоне 4,8 ГГц размер антенной решетки составляет 16×16 элементов. Это позволяет полностью компенсировать разницу в затухании сигнала между диапазонами 4,8 ГГц и 3,5 ГГц.

Таким образом, требуемое для обеспечения покрытия число базовых станций в диапазоне 4,8 ГГц не изменится в сравнении с диапазоном 3,5 ГГц, разница в стоимости сетей будет минимальна и составит просто дельту в стоимости оборудования для этих диапазонов.

«ЭС»: В мире начинает широко развиваться рынок интернета вещей (IoT). Какова сейчас ситуация в Российской Федерации с его радиочастотным обеспечением? Какие диапазоны частот наиболее востребованы российскими операторами услуг IoT? Какие решения планирует рассматривать ГКРЧ по данному вопросу?

— Да, в настоящее время наблюдается стремительный рост рынка сетей интернета вещей, которые превращаются в отдельный и важный сегмент рынка телекомоборудования и телеком-сетей. Как каждая радиотехнология, сети интернета вещей требуют для своего эффективного развития достаточного радиочастотного обеспечения. В настоящее время в России для сетей интернета вещей выделено несколько полос радиочастот как в лицензированном спектре (полосы, выделенные сетям стандарта LTE, технологиям интернета вещей NB-IoT), так и в нелицензированном спектре в диапазоне 800 МГц (технологии XNB, LoRa, NB-Fi, SigFox и другие). В этом году принято решение о создании федеральной сети транспортной телематики, которая станет первой сетью интернета вещей практически общероссийского охвата. Этой сети выделена полоса радиочастот 350−370 МГц. В скором времени планируется принятие решения о выделении сетям интернета вещей нескольких полос радиочастот в диапазоне 300−400 МГц.

Предполагается, что оборудование для сетей интернета вещей в данных полосах радиочастот будет производиться российскими предприятиями, и основано оно будет на российских стандартах радиотехнологий для сетей интернета вещей.

«ЭС»: Как реализуются Комиссией решения ВКР-19 и какие новые радиотехнологии предполагается внедрять в соответствии с решениями конференции? Каковы планы ГКРЧ по подготовке к ВКР-23?

— В декабре 2019 года и в марте 2020 года на заседаниях ГКРЧ были подведены итоги работы делегаций администрации связи Российской
Федерации на Ассамблее радиосвязи и Всемирной конференции радиосвязи 2019 года (АР-19 и ВКР-19), которые показали, что принятые Конференцией Заключительные акты в полной мере отражают интересы России. Также были одобрены План мероприятий по реализации решений Всемирной конференции радиосвязи 2019 года и План подготовки администрации связи Российской Федерации к Всемирной конференции радиосвязи 2023 года (ВКР-23).

В рамках реализации решений ВКР-19 планируется подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в Таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и План перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами. Принятие этих изменений и соответствующих решений ГКРЧ позволит, например, открыть российский рынок для технологий 5G/IMT-2020 и начать внедрение перспективной системы НАВДАТ («Навигационные данные»), предназначенной для использования в морской подвижной службе цифровой передачи информации для обеспечения безопасности на море. По системам 5G/IMT работа по выделению частот уже началась в 2020 году.

В части подготовки к ВКР-23 Подготовительной рабочей группой при ГКРЧ на данный момент одобрена предварительная позиция администрации связи Российской Федерации по пунктам повестки дня конференции. В работе по подготовке этой позиции приняли участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, определенные в Плане подготовки.

Отдельно хочу отметить, что делегации администрации связи России активно участвуют в международных мероприятиях, в рамках которых готовятся предложения к ВКР-23, — и сейчас есть возможность привлекать к работе даже большее количество специалистов, поскольку в связи с пандемией эти мероприятия проводятся в онлайновом формате.

По результатам проводимых заинтересованными ведомствами исследований и работы на международных собраниях предварительная позиция администрации связи России по пунктам повестки дня ВКР-23 будет дорабатываться, и в 2021 году ее планируется вынести на более высокий уровень — на заседание ГКРЧ.

Рубрики и ключевые слова