Нужен ли нам «радиомониторинг» и не лучше ли по-прежнему обходиться старым добрым радиоконтролем?

Рассматривается комплекс терминологических проблем в области контроля за использованием радиочастотного спектра применительно к отечественной правовой и нормативной документации, а также в отношении переводов на русский язык материалов Международного союза электросвязи, осуществляемых силами этой организации. Показано, что существующая терминология, успешно используемая в России практически со времени открытия радио, и на современном этапе технологического развития позволяет в полной мере описать все многообразие различных аспектов деятельности по управлению использованием радиочастотного спектра. Это дает основания сделать вывод: введение в данную сферу нового термина, заимствованного из английского языка, не только бесполезно, но и вредно. В то же время необходимо несколько упорядочить терминологическую базу в соответствии с действующими нормативами.

Авторы:
А.Н.Киселев, ведущий эксперт ФГУП ГРЧЦ; an. kiselev@grfc.ru
А.П.Павлюк, старший эксперт МСЭ, к.т.н.; alexander. pavlyuk@ties.itu.int
С.Ю.Пастух, заместитель директора НТЦ Анализа ЭМС ФГУП НИИР, к.т.н.; sup@niir.ru

В отечественной нормативной документации научно-технической литературе еще с начала XX века закрепилось такое понятие, как «контроль за работой радиостанций» [1], которое несколько позднее стало трактоваться и как «радиоконтроль» (в текстах слова «контроль» и «радиоконтроль», являющиеся по существу одним и тем же термином, перемежались, поэтому ниже будем писать «(радио)контроль»). Эта же терминология была представлена во всей последующей нормативной документации СССР и затем Российской Федерации. Именно она используется ныне в Федеральном законе «О связи» [2,Статья 25], а также в утвержденных Правительством Российской Федерации «Правилах осуществления радиоконтроля» [3] и «Порядке осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи» [4]. На этом основании можно констатировать, что в РФ в настоящее время нормативным является только термин «(радио)контроль».

Тем не менее в последние годы на волне повального, вызывающего большое сожаление, увлечения «американизмами» во всех сферах социально-экономической жизни страны стал применяться и термин «(радио)мониторинг» — от «radio (или spectrum) monitoring» на английском языке в документации Международного союза электросвязи (МСЭ) [5].

Рассмотрим историю этого вопроса, чтобы оценить опасность проникновения термина «(радио)мониторинг» в отечественную правовую и нормативную документацию.

В практике работы МСЭ термин «(radio)monitoring» в применении к Международной системе радиоконтроля появился в Статье 18 принятого на Всемирной конференции радиосвязи (ВКР-1947, Атлантик-Сити, США, 1947 г.) Регламента радиосвязи (РР) [6]. В переводе этого издания РР на русский язык [7] заголовок Статьи 18 гласит: «Международный контроль излучений». Во всех последующих изданиях РР на русском языке, переведенных в СССР, фигурировал термин «(радио)контроль». С середины 2000-х годов перевод РР на русский язык (как и других основных документов МСЭ) благодаря достижениям российских делегаций в рамках полномочных конференций МСЭ в 1980—1990-е годы [8] стал осуществляться силами самого МСЭ. Во всех выполненных в МСЭ переводах РР на русский язык, в том числе в последнем издании 2016 г. [9, Статья 16], это понятие представлено термином «(радио)контроль», хотя нигде в МСЭ, включая терминологическую базу данных [10], определения этого термина сделано не было.

На основе этой же терминологии выполнены переводы в МСЭ подавляющего большинства рекомендаций, отчетов и справочников по данной тематике. Интересно отметить, что если в переводе справочника МСЭ «Управление использованием радиочастотного спектра на национальном уровне» издания 2005 г. [11]первоначально использовался термин «(радио)мониторинг», то в последнем издании (2015 г.) [12] используется термин «(радио)контроль». В документации МСЭ на русском языке кое-где все еще проскальзывает термин «(радио)мониторинг», но это, видимо, по недосмотру.

«Радиоконтроль» или «Радиомониторинг» и к чему отнести инспекцию радиоустановок?

В документах МСЭ имеет место четкое разделение двух стадий контроля за использованием радиочастотного спектра (РЧС): дистанционный радиоконтроль — (radio)monitoring [13] и инспекция радиостанций на местах — (onsite) inspection. Задачи и процедуры инспекции наиболее полно описаны в [14], хотя справочники МСЭ [12]и [13] также уделяют этой проблематике достаточно внимания. Мероприятия по (on-site) inspection тесно связаны с такой функцией, как enforcement, т. е. с право применение мили, другими словами, с принуждением к соблюдению правил либо к наложению тех или иных санкций за нарушения.

Таким образом, документация МСЭ, издаваемая на английском и русском языках, достаточно строго придерживается сопоставлений: (radio/spectrum) monitoring — (радио)контроль и (on-site) inspection — инспекция (на местах). Никаких других терминов для детального описания всех многочисленных аспектов контроля за использованием РЧС не требуется.

Посмотрим, как решается вопрос терминологии в этой сфере в России. В ФЗ «О связи» [2, Статья 25] говорится о «(радио)контроле» вообще, без какого-либо разграничения на фазы или выполнение разных задач.

Элементы некоторого разделения, хотя и не очень четкого и однозначного (что связано, в том числе, и с отсутствием определения этого термина), присутствуют в отечественной нормативной документации, в частности в [3, 4, 15]. Можно указать хотя бы на термин «контрольно-надзорный», подразумевающий две функции — контрольную и надзорную [4].

В Российской Федерации контрольно-надзорную функцию в области связи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая имеет свои территориальные органы на местах (https://rkn.gov.ru). Функции территориальных органов заключаются в контроле и надзоре за соблюдением пользователями РЧС порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств (РЭС), включая надзор с учетом сообщений, полученных в результате мероприятий радиоконтроля радиочастотной службы.

Радиочастотная служба, в состав которой входит Главный радиочастотный центр (http://www.grfc.ru/ grfc/about), представляет собой единую систему организаций, подведомственных Роскомнадзору. Одной из функций радиочастотной службы является осуществление мероприятий радиоконтроля с целью обеспечения надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов РЭС гражданского назначения. Организацию деятельности радиочастотной службы осуществляет Роскомнадзор.

Контроль за излучениями РЭС (или радиоконтроль) является составной частью государственного управления использованием РЧС и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Это комплекс организационных и технических мероприятий, реализуемых путем измерений и инструментальных оценок параметров излучений РЭС.

Взаимодействие организаций радиочастотной службы с территориальными органами Роскомнадзора по вопросам радиоконтроля происходит по следующим направлениям:

при планировании совместных мероприятий по радиоконтролю;
при поступлении на предприятия радиочастотной службы заявок территориального органа Роскомнадзора на проведение внеплановых мероприятий по радиоконтролю;
при поступлении в территориальные органы Роскомнадзора сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиоконтроля предприятиями радиочастотной службы;
при поступлении в территориальные органы Роскомнадзора информации о наличии радиопомех;
при совмещении проверок территориальными органами Роскомнадзора с мероприятиями по радиоконтролю, проводимыми предприятиями радиочастотной службы.

Так, территориальный орган Роскомнадзора, получив в результате радиоконтроля от предприятия радиочастотной службы сведения о признаках нарушений порядка, требований и условий использования РЧС и РЭС, организует внеплановую проверку в соответствии с Административным регламентом исполнения Роскомнадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора в сфере связи [15] и, при достаточности полученных сведений (данных), оформляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Далее результаты внеплановой проверки направляются на предприятие радиочастотной службы с указанием принятых мер по устранению выявленных нарушений.

Во всей нормативной документации, касающейся деятельности радиочастотной службы, на которую государственными решениями возложена контрольно-надзорная функция за использованием РЧС, фигурирует исключительно термин «(радио)контроль», иногда с указанием на дистанционный (радио)контроль [3, 4], ассоциируемый с плановыми проверками [15], и на внеплановые (выездные)проверки [15], что по сути является инспекционным (радио)контролем. Термин «(радио)мониторинг» в российской нормативной документации, как и в правовой, нигде не фигурирует, поэтому он не является нормативным.

Тем не менее в последние годы термин «(радио)мониторинг» стал в ряде случаев применяться. На форуме по нормативно-правовому регулированию использования РЧС (сентябрь 2016 г., Санкт-Петербург) [16] звучали предложения термином «(радио)мониторинг» обозначать деятельность по дистанционному радиоконтролю, оставив собственно «(радио)контроль» для обозначения надзорной деятельности на местах. При этом приводился тот аргумент, что (радио) мониторинг может проводиться упрощенной аппаратурой на стационарных станциях, а для радиоконтроля на местах требуется более совершенная аппаратура на подвижных станциях.

Данная аргументация, по нашему мнению, весьма уязвима. Хорошо известно, что в радиоконтроле наиболее сложной и наименее надежной является функция дистанционного местоопределения источника излучения. Эта функция в настоящее время осуществляется корреляционными интерферометрами [13], которые относятся к наиболее сложной аппаратуре радиоконтроля. В современных условиях как стационарные, так и подвижные станции комплектуются практически одной и той же аппаратурой, разница лишь в антеннах, хотя подвижные станции в условиях их оперативного и постоянного взаимодействия со стационарными вполне могут обойтись и простыми приводными (homing) устройствами местоопределения.

Есть ли смысл менять существующую терминологию?

Если в отечественной правовой и нормативной документации допустить одновременное использование обоих терминов (радиоконтроль и радиомониторинг), возникнет большая путаница, что уже имеет место в некоторых публикациях на русском языке.

Весьма вероятны и серьезные трудности при взаимодействии администрации связи России с МСЭ по тематике контроля за использованием РЧС. В качестве примера можно указать на то, что содержание данной статьи в переводе на английский язык будет совершенно непонятно читателю, поскольку два часто упоминаемых здесь термина — «(радио)мониторинг» и «(радио)контроль» — пришлось бы перевести только одним словом — (radio) monitoring. Поэтому, кстати, в аннотации во избежание трудности ее перевода на английский язык пришлось отказаться от упоминания рассматриваемых терминов и говорить о проблеме в общем.

Отметим также, что в заголовок данной статьи на английском языке, чтобы сделать ее содержание понятным, введены слова на французском языке. Это еще раз подчеркивает негативный эффект от использования термина «(радио)мониторинг» наряду с нормативным термином «(радио)контроль». Более того, если принятый нормативный термин «(радио)контроль» полностью заменить на «(радио)мониторинг» (в чем нет никакой технической необходимости), понадобится существенно переработать всю отечественную правовую и нормативную документацию в данной области. Встанет также вопрос о несоответствии этой терминологии документации МСЭ, переведенной на русский язык. Разрешить данное несоответствие будет невозможно без договоренности с другими странами, в той или иной степени использующими русский язык, что может оказаться весьма проблематичным.

Поэтому представляется необходимым противодействовать проникновению термина «(радио) мониторинг» в отечественную правовую и нормативную документацию.

Необходимость терминологического разграничения двух фаз контрольно-надзорной деятельности

Вместе с тем возникновение дискуссий, подобных происходившим на Форуме [16], не может не свидетельствовать о том, что на современном этапе, в отсутствие cтрогих определений используемых терминов, ощущается реальная необходимость более четкого терминологического разграничения двух фаз контрольно-надзорной деятельности, а именно:

      осуществляемой дистанционно, без принятия оперативных мер по устранению выявленных нарушений;
      проводимой в непосредственной близости от измеряемого РЭС либо другого источника излучения, в том числе осуществляемой с подключением контрольно-измерительной аппаратуры к измеряемому РЭС, с принятием оперативных мер по устранению выявленных нарушений.

Наиболее эффективно это можно сделать, оставаясь в рамках существующей нормативной терминологии, если внести в нее некоторые уточнения — но не в область дистанционного радиоконтроля, где следует в полной мере учитывать обязательства России по международному радиоконтролю, а в сферу контроля/надзора, проводимого на местах.

Учитывая вышеизложенное и материалы [17], можно сформулировать следующие определения терминов, которые раскрывают суть контрольно-надзорной деятельности в области радио в Российской Федерации:

(Радио)контроль — комплекс организационно-технических мер, направленных на измерение характеристик излучений РЭС или других источников радиоизлучений, а также на анализ, хранение и регистрацию этих характеристик с целью получения необходимой информации в интересах системы управления использованием радиочастотного спектра на ведомственном, национальном и, в ряде случаев, на международном уровне.

Дистанционный (радио)контроль — (радио) контроль, осуществляемый на расстоянии от контролируемых РЭС или других источников излучений в основном стационарными и перемещаемыми станциями радиоконтроля и проводимый без ведома пользователей/ владельцев РЭС или других источников излучений, с составлением отчетов о выявленных нарушениях, которые могут послужить основанием для проведения в последующем надзорного (радио)контроля.

Надзорный (радио)контроль — (радио)контроль, осуществляемый подвижной станцией радиоконтроля в непосредственной близости от контролируемого РЭС или другого источника излучений, включая случай подключения контрольно-измерительной аппаратуры к РЭС, возможно, с ведома владельца/пользователя РЭС, с составлением протокола о выявленных нарушениях, который может послужить основанием для выписки предписания об устранении нарушений или для возбуждения дела об административном правонарушении либо об уголовном преследовании в случае серьезных нарушений в рамках действующего законодательства.

К этим определениям следует дать пояснения. В определении «(радио)контроль» введена ссылка на ведомственный уровень, поскольку ряду российских ведомств соответствующими правительственными решениями разрешен прямой доступ к использованию РЧС и организация радиоконтроля для них также является весьма актуальной задачей. А так как ряд специально выделенных администрацией связи России станций радиоконтроля участвуют в системе Международного радиоконтроля МСЭ [18], упоминание в определении и этой сферы деятельности представляется целесообразным.

Приведенный термин «надзорный (радио)контроль» является условным и может быть предметом дальнейшего согласования. Впрочем, если в нормативной документации [4] используется термин «контрольно-надзорные полномочия», почему не может быть принят термин «надзорный (радио)контроль»? Конечно, по-русски лучше бы звучало «инспекционный (радио)контроль», что оптимальным образом соответствовало бы терминологии МСЭ. Кстати, Глава 4 Справочника [13] «Spectrum monitoring and inspection» переведена в МСЭ на русский язык как «Контроль за использованием спектра и инспекционный контроль». Термин «инспекционный контроль» часто встречается и в тексте данной главы. Однако очень удобное и понятное слово «инспекция» в настоящее время в России почему-то предпочитают не употреблять. Здесь также можно было бы использовать термин «радионадзор», поскольку«надзор» является нормативным термином. «Радионадзор» применен в [19] и, согласно интернет-запросам, упоминается и в других публикациях.

Заключение. Таким образом, было показано, что нет никакой необходимости для использования в России заимствованного из английского языка термина «(радио)мониторинг» в качестве замены или дополнения к нормативному термину «(радио)контроль», поскольку все многочисленные аспекты контрольно-надзорной деятельности в стране и на международном уровне вполне могут быть детально описаны и регламентированы в рамках существующей нормативной терминологии. Более того, употребление термина «(радио)мониторинг», как показано выше, приносит ощутимый вред.

Вместе с тем сегодня, в отсутствие четких определений этих терминов, ощущается настоятельная потребность в более строгом терминологическом разграничении двух фаз контрольно-надзорной деятельности: осуществляемой дистанционно, без принятия оперативных мер по устранению выявленных нарушений, и проводимой в непосредственной близости от контролируемого объекта с принятием оперативных мер по устранению выявленных нарушений. Наиболее эффективно это можно сделать, оставаясь в рамках существующей нормативной терминологии, если внести в нее некоторые уточнения, но не в части дистанционного радиоконтроля, а в части контроля/надзора, проводимого на местах

Предлагаются соответствующие определения терминов, не выходящих за рамки используемой в настоящее время нормативной терминологии, в этой важной сфере деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Глущенко А.А. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900−1917 гг.). — Ч. 1. — СПб.: ВМИРЭ, 2005. — С. 165. URL: http://www.rkk-museum.ru/documents/ archives/images/3−05−01.pdf.
    2. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (с изменениями на 6 июля 2016 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/901 867 280.
    3. Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации. URL: https:// rg.ru/2005/04/12/radiokontrol-dok.html.
    4. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. URL: http://base.garant. ru/187 936/#block_1000.
    5. Веб-сайт Международного союза электросвязи (МСЭ). URL: www.itu.int/ru.
    6. Налбандян А.Б., Павлюк А.П. Очерки истории становления международного Регламента радиосвязи (1927−2015 гг.). — Ч. II // Электросвязь. — 2016. — № 12.
    7. Регламент радиосвязи. Дополнительный регламент радиосвязи. Дополнительный протокол. Атлантик Сити, 1947 г. Рекомендации и Резолюции, принятые Международной конференцией радиосвязи. Атлантик Сити, 1947 г. — М.: Связьиздат, 1949. — 376 c.
    8. Гринь Ю.Г., Минкин В.М., Павлюк А.П. Равноправное использование официальных и рабочих языков в Международном союзе электросвязи — реальность 2005 года // Труды НИИР. — 2004. — № 4. 9. Регламент радиосвязи. Т. 1. — Женева: МСЭ, 2016.
    10. Веб-сайт раздела «Термины и определения» МСЭ. URL: https://www.itu.int/net/ ITU-R/index.asp?redirect=true&category=information&link.
    11. Справочник по управлению использованием спектра на национальном уровне. — Женева: МСЭ, Бюро радиосвязи, 2005. URL: www.itu.int/pub/RHDB-21−2005.
    12. Справочник по управлению использованием спектра на национальном уровне. — Женева: Бюро радиосвязи МСЭ, 2015. URL: www.itu.int/pub/R-HDB-21.
    13. Справочник по контролю за использованием спектра. — Женева: Бюро радиосвязи МСЭ, 2011. URL: www.itu.int/pub/R-HDB-23.
    14. Отчет МСЭ-R SM.2130. Инспекция радиостанций. URL: https://www.itu.int/ pub/R-REP-SM.2130−2008.
    15. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 12 сентября 2011 г. № 226 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции… URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70 030 684.
    16. Материалы XVI Всероссийского форума «Нормативно-правовое регулирование использования радиочастотного спектра и информационно-коммуникационных сетей». — Санкт-Петербург, сентябрь 2016 г. URL: 2016.spectr-forum.com.
    17. Слободянюк П.В., Благодарный В.Г., Ступак В.С. Радиоконтроль и радиомониторинг в Украине. В чем разница? URL: http://www. iksmedia.ru/articles/53 050-Radiokontrol-iradiomonitoring-v.html.
    18. Список станций международного радиоконтроля (Список VIII). — Женева, МСЭ, 2016. URL: www.itu.int/pub/RSP-LN.VIII-2016.
    19. Основы управления использованием радиочастотного спектра. Т. 1. Международная и национальная системы управления РЧС. Радиоконтроль и радионадзор / Под ред. М.А. Быховского. — М.: Красанд, 2012. — 340 с.
Рубрики и ключевые слова