Минобрнауки России нацелено на формирование инженерной элиты мирового уровня

Система образования в России сегодня переживает период преобразований, не в последнюю очередь связанных с кадровыми решениями. Для «Электросвязи» тема управленческой компетенции специалистов входит в число приоритетных. В продолжение дискуссии, состоявшейся во время организованного редакцией журнала круглого стола «Какой быть системе профильного образования» (см. «ЭС» № 7’2016, с. 7), рассмотрим актуальные вопросы, которые сегодня решает Министерство образования и науки России.

ОБРАЗОВАНИЕ № 3-2017 Сайт (1)

Поддержка молодых ученых. «До 2014 года мы имели очень негативные цифры, когда молодые уходили из науки. Год 2014-й стал переломным — пришли молодые исследователи. Это благодаря исполнению ваших поручений, на базе которых и строится наш инструментарий, — сказала министр образования и науки Ольга Васильева в своем докладе Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. — И уже в 2015 году мы получили цифру — 379 тысяч научных работников, из них 8,5 тысячи — пришедшие вновь». В 2016 году научные фонды имели наполнение 40 млрд рублей, в Российский фонд фундаментальных исследований поступило более 6 тысяч заявок, поддержку получили 2,5 тысячи молодых ученых.

Министр также рассказала о мегагрантах, в рамках которых в России уже функционируют 160 лабораторий и запланировано создание еще 40 на 2017 год. Важно, что к руководству лабораториями привлекаются российские деятели науки, долгое время работавшие за рубежом. Растет доля молодых ученых в сфере фундаментальной науки.

Подготовка инженерных кадров. Опровергнуть мнение о том, что современная система обучения формирует поколение специалистов, которых отучили думать и искать решение нетривиальных задач, призваны шаги Минобрнауки России по поддержке олимпиад и творческих соревнований. Это эффективный инструмент внедрения нового инженерного мировоззрения, стимулирования командной проектной деятельности, поиска нестандартных технических решений.

В 2013 году стартовала многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» для учащихся 6−11 классов, входящая в Перечень олимпиад школьников, утвержденный Минобрнауки России. В 2016 году она проводилась на базе 36 вузов, расположенных в 38 регионах. Ее поддержали ведущие корпорации ОПК: Союз машиностроителей России, Лига содействия оборонным предприятиям, Концерн «Созвездие», Рособоронэкспорт, ЦАГИ имени проф. Н.Е. Жуковского, Росэлектроника, Оборонпром, НПО «Сплав». Победителям и призерам олимпиады предоставляются особые права при приеме в вузы на обучение по программам бакалавриата и специалитета по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады.

С 2014 года Минобрнауки РФ по поручению президента страны организует Всероссийский инженерный конкурс. Этот комплекс ежегодных профессиональных соревнований позволяет выявить лучших студентов и аспирантов, обучающихся в вузах по инженерным направлениям подготовки в части освоения профессиональных компетенций в инженерных областях.

Основная цель конкурса — создание постоянно действующей площадки федерального масштаба, направленной на формирование в России инженерной элиты мирового уровня. Целевая аудитория — студенты инженерно-технических и естественно-научных направлений подготовки (старшие курсы), аспиранты, научно-педагогические работники вузов, молодые специалисты hi-tech предприятий.

Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, уровне подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. При этом ее результаты не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на образовательную деятельность, приостановление государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Условия обеспечения независимости оценивания качества образования определены в документе «Порядок проведения государственной итоговой аттестации».

Мониторинг телеком-вузов. Минобрнауки России ежегодно организует контроль показателей ведущих поставщиков кадров для отрасли электросвязи/ ИКТ — вузов, подведомственных Федеральному агентству связи. Это МТУСИ, СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, СибГУТИ и ПГУТИ. По итогам последней проверки эффективности образовательных организаций высшего образования, проведенной в 2016 году, эти вузы выполнили более четырех показателей мониторинга эффективности.

Результаты мониторинга эффек тивности опубликованы на портале monitoring.edu.ru, где по каждому вузу и его филиалам представлена развернутая аналитическая информация. Очередной мониторинг эффективности будет проведен в марте-июне 2017 года.

Критерии оценки результативности научной деятельности членов диссертационных советов были разработаны и утверждены в 2015 году Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Они учитывают, в том числе, наличие публикаций в международных цитатно-аналитических базах данных Web of Science и Scopus, а также в специализированных профессиональных базах данных Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef, MathSciNet и т. п. Наличие публикаций в международных базах данных признано обязательным для членов экспертного сообщества в области естественных, технических, медицинских и сельскохозяйственных наук.

ОБРАЗОВАНИЕ № 3-2017 Сайт (2)

Надо отметить, что журнал «Электросвязь» участвует в проекте по интеграции российских научных журналов в платформу Web of Science: соответствующие документы были направлены в рабочую группу по отбору российских журналов в базу данных на платформе WoS (руководитель — председатель Научно-издательского совета РАН академик Анатолий Григорьев). В настоящее время завершен этап
библиометрической оценки журналов, по результатам которой те из них, которые соответствуют определенным формальным критериям, в том числе «Электросвязь», переданы на рассмотрение экспертных советов по различным тематическим направлениям. По информации НИСО РАН, список тысячи российских журналов, интегрированных на платформе Web of Science, будет утвержден весной
текущего года.

Система заочного и очно-заочного обучения, актуальная и в наше время, поддержана нормами Федерального закона об образовании. В соответствии со статьей 17 Закона обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Количество контактных часов при различных формах получения образования определяется образовательной организацией высшего образования самостоятельно.

Формы получения высшего образования по каждому направлению подготовки и специальности устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в зависимости от сложности структуры подготовки, необходимости проведения практических работ под руководством преподавателя и т. д. Например, в настоящее время Минздравом России принято решение о введении только очной подготовки по ряду специальностей. Вместе с тем заочная форма подготовки имеет большое социальное значение: она востребована работающими обучающимися, поэтому содержится в большей части ФГОС.

Законом об образовании также введена норма, обеспечивающая возможность электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). По сравнению с заочным обучением ДОТ позволяют обучаться по месту проживания без отрыва от выполняемой профессиональной деятельности, по индивидуальной траектории в удобном для студента формате обучения и с удобным графиком контактных часов и интенсивностью обучения. Систематическое контактное взаимодействие с педагогами, групповые занятия в дистанционном режиме формируют профессиональные компетенции с использованием виртуальных аналогов действующего оборудования и технологических процессов.

В настоящее время имеется возможность провести в дистанционном режиме весь процесс обучения — от вступительных испытаний до государственной итоговой аттестации. При этом направления подготовки и специальности, которые не могут быть реализованы с применением заочной формы обучения и ЭО/ДОТ, совпадают.

Эффективность финансовой деятельности образовательных организаций. Проблема финансирования науки и образования остается острой. Для ее решения требуется совершенствовать систему оплаты труда педагогов, оптимизировать расходование средств на стипендиальное обеспечение, а также ввести практику формирования государственного задания на оказание образовательных услуг.

В 2017 году в федеральном бюджете расходы на финансирование государственного задания вузов выросли на 14,6 млрд рублей, или на 5,7%, сообщила Ольга Васильева, выступая в РУДН на семинаре совещании на тему «Повышение эффективности финансовой деятельности образовательных организаций». Дополнительные средства будут направлены на повышение оплаты труда преподавателей, продолжение реализации программ развития студенческих объединений, программ развития университетов, приобретение лабораторного оборудования и другие цели.

В 2016 году ведомство оценило качество финансового менеджмента всех вузов Минобрнауки России, что предполагается сделать и в текущем году, причем одним из основных критериев при выделении дополнительного финансирования станет рейтинг вуза. «Мы исходим из того, что средства на развитие вузов в приоритетном порядке должны получать те, кто умеет эффективнее ими управлять, обеспечивая финансовую стабильность и достижение стратегических показателей. Кроме того, на дополнительное финансирование могут претендовать вузы, наиболее открытые в своих подходах к планированию финансовой деятельности», — отметила министр.

Ведомство также решает вопрос повышения оплаты труда профессорско-преподавательского состава. По словам Ольги Васильевой, в IV квартале 2017 года необходимо обеспечить средний уровень заработной платы в размере не менее чем 180% от средней по экономике, а с 1 января 2018 года — полностью выполнить целевые показатели, установленные указом президента. «Преподаватель должен иметь достойную заработную плату, в том числе должен быть максимально задействован в работе учреждения, а не искать дополнительную работу за пределами вуза, зачастую снижая качество результатов своего труда. Безусловно, столь существенный рост заработной платы будет поддержан дополнительным финансированием со стороны Минобрнауки. Мы планируем довести средства на эти цели до вузов не позднее 25 сентября», — пояснила глава ведомства.

В последние годы Минобрнауки уделяет большое внимание социальной поддержке обучающихся. В федеральном бюджете с 1 сентября предусмотрена индексация стипендий на уровне 5,9%. Реализуются программы по поддержке талантливых студентов через механизмы повышенных, именных и специальных стипендий президента и правительства, оказывается помощь успешно обучающимся социально незащищенным студентам 1 и 2 курсов.

По материалам пресс-службы Минобрнауки России

Рубрики и ключевые слова