Какой быть системе профильного образования? Итоги круглого стола журнала «Электросвязь»

Шаги по модернизации профессионального образования и повышению его качества предполагают интеграцию российского профессионального образования в международное пространство, что ассоциируется с повышением гибкости образовательных программ, внедрением федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Все эти процессы широко обсуждаются. В марте текущего года в Совете Федерации о своей деятельности отчитывалось Минобрнауки РФ. Тогда в адрес ведомства прозвучало довольно много неприятных, но прямых и честных вопросов. Депутатский корпус выразил озабоченность состоянием образования в стране. В целях выработки единой позиции по вопросам образования и подготовки специалистов для отрасли электросвязи/ИКТ был проведен круглый стол, на который журнал «Электросвязь» пригласил руководителей и преподавателей отраслевых и других ведущих российских вузов.

Актуальность обозначенной тематики подтверждена на форуме «Интернет+Образование», состоявшемся 31 мая, на котором обсуждены варианты подготовки ИКТ-кадров в интересах отрасли, необходимость создания единой информационно-образовательной среды, дальнейшее развитие открытого образования в России. Форум констатировал слабый уровень адаптации вузовских программ к требованиям будущих работодателей. В условиях, когда цифровая экономика становится новой реальностью, а ИКТ проникают во все сферы деятельности , консервативная образовательная модель должна быть модернизирована.

КС ШЕЛИХОВ 2
Владимир Шелихов

Проблем накопилось много

«Вопросы развития отраслевого образования, качества подготовки специалистов в области инфокоммуникационных технологий находятся под постоянным контролем Федерального агентства связи, – констатировал заместитель руководителя Федерального агентства связи Владимир Шелихов. – Возникающие проблемы решаются в тесном взаимодействии с Минобрнауки России и Рособрнадзором. На расширенном совещании Россвязи по итогам деятельности в 2015 году выступил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, который проинформировал обравшихся о проводимой ведомством работе по организации государственного надзора в области образования. Здесь же Россвязь и Рособрнадзор заключили соответствующее соглашение о взаимодействии в области образования. Индикаторами качества проводимой вузами работы являются результаты ежегодного мониторинга, проводимого Минобрнауки России, по которым видны показатели (средний балл ЕГЭ при поступлении, трудоустройство выпускников, объемы финансирования НИОКР и др.) ниже порогового значения.

КС ПУГИН
Владимир Пугин

Переход на болонскую систему образования внес свои коррективы в отраслевое образование: из отрасли связи «ушел» специалитет, осталась подготовка бакалавров и магистров. По мнению Россвязи и организаций отрасли, за 4 года студент получает базовое техническое образование, недостаточное для работы на инженерных должностях, а потом еще за 2 года – дополнительное образование в соответствии с требованиями узкой отраслевой специфики, при прежнем сроке обучения по специалитету 5 лет. Работа с Минобрнауки России по восстановлению специалитета в отрасли будет продолжена».

На самом деле болонская система образования не такая уж плохая – она просто бездарно реализована в нашей стране, заметил декан факультета заочного обучения ПГУТИ Владимир Пугин. «У моих заочников на три года “размазана” физическая культура – очень важный предмет! Второй курс: русский язык, культура речи, социология, философия… На специальные дисциплины времени не остается. И что мы хотим получить на выходе?..».

Вызывает озабоченность, продолжил Владимир Шелихов, также то, что сокращается так называемое непрофильное направление образования в сети отраслевых вузов. По мнению Минобрнауки России, отраслевые вузы должны готовить только специалистов отрасли. С этим тезисом агентство не может согласиться. В отрасли телекоммуникаций по специальности работают 75–85% выпускников. Требования Минобрнауки России сыплются как из рога изобилия, над вузами висит дамоклов меч проверок и приостановления аккредитации. Россвязь не прекращает попыток убедить сотрудников образовательного ведомства, что экономистов или юристов, обладающих базовыми знаниями в сфере телекоммуникаций, дополнительно обучать отраслевой специфике не надо, они вполне разбираются в технологических процессах и способны грамотно рассчитать тарифы на услуги связи или отстаивать законные интересы своих организаций.


ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ 39 Круглый столCергей Шаврин, декан факультета СиСС МТУСИ

Нарушена цепочка интеграции

Интеграция науки в производство, образование и эксплуатацию – это та довольно тривиальная модель, по которой вузы успешно работали полвека назад. Преподаватели не могли читать лекции, если не занимались научно-исследовательской работой. Институт обеспечивал кадрами ЦНИИС, НИИР, пермское ОКБ «Такт», другие предприятия.

Операторы получали оборудование с завода, и, когда оно к ним попадало, там уже были специалисты. Потому что на работу принимали людей на стадии дипломного проектирования, с опытом студенческой научной деятельности и участия в разработке оборудования. Так формировался достаточно квалифицированный персонал. Подобная линейка интеграции действует за рубежом сегодня.

В  России  цепочка  нарушилась:  заводы практически приказали долго жить, а вместе с ними и КБ. Наука в НИИ и вузах еще как-то теплится за счет заказов Минобороны. Операторы закупают оборудование мировых вендоров. А персонал для эксплуатации оборудования? Тоже можно импортировать из-за рубежа, например индуса. В этом случае и цепочка сохраняется: есть производство (только не у нас в стране) и есть персонал, который даже готовить не надо. Ведь с позиции логики, если в качестве целевой функции оператора взять прибыль (превышение доходов над расходами), задача оптимизации решается просто: вузы, НИИ, КБ, заводы и тренинг-центры разогнать, а персонал поставлять из-за границы. (Тогда, правда, придется отказаться и от регуляторов.)

Если же говорить серьезно, то какое бы ни было у нас отраслевое образование, но это высшее образование! Все развитые  страны  поддерживают  высшее  образование, и отнюдь не для того, чтобы обеспечивать кадрами операторов. Высшее образование – это не то, что быстро обеспечивает возврат инвестиций и чем могут руководить эффективные менеджеры. Высшее образование окупается на очень длинных периодах в виде развития страны при условии, что его цель – разработка собственных технологий. Нельзя закупать системы ПВО у вероятного противника! Нельзя создавать систему защиты информации от вероятного противника на базе решений вероятного противника! Если страна не способна создавать свои технологии, она не может называться суверенной.

Таким образом, высшее образование – не коммерческая, а геополитическая категория. Для того чтобы создавать свои технологии, должно сойтись многое: и образовательный ценз, и интеллектуальный, и мода на определенный вид деятельности. Если  расставить  людей,  работающих  в отрасли, в порядке убывания интеллекта, окажется, что тех, кто способен создавать свои технологии, не так много – гораздо больше тех, кто ничего не может создавать. Эту убывающую функцию для простоты представим прямой и покажем, что у нее есть некоторый наклон: он определяется уровнем образования в стране, в том числе среднего. Этот «треугольник» (уровень  генерации  технологий)  –  те, кто способен создавать технологии. Он должен располагаться над прямой, иначе  нарушится  преемственность:  к  тому моменту,  когда  народится  следующее поколение творцов, предыдущее умрет. Ради этого «треугольника», собственно говоря, и создается высшее образование. Там, где прямая касается оси абсцисс, – набор, который нужно сгенерировать, чтобы впоследствии выбрать из него тех, кто в будущем войдет в «треугольник». Не обойтись и без тех, кто способен довести идеи до ума, то есть до «железки», – создать  оборудование  и  эксплуатировать его. Остальные – переизбыток выпуска, но вещь неизбежная.


ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Круглый стол 20
Владимир Григорьев

При этом предприятия отрасли электросвязи/ИКТ показывают неудовлетворенный спрос на рынке труда специалистов в области экономики и менеджмента. Годовой выпуск бакалавров и магистров по направлению «Экономика и управление» подведомственными Россвязи вузами в количестве 200–300 человек на всю Россию, по словам декана ФЭУ МТУСИ Татьяны Кузовковой, явно не восполняет необходимый для обновления трудовых ресурсов резерв. При среднесписочной численности работников этого сектора ИКТ в 2015 году в 520 тыс. человек (8% из них – пенсионного возраста) и при 12%-ной доле экономистов и менеджеров выпуск должен составлять 2600 человек. Многолетние факты практически полного трудоустройства выпускников по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» в различных организациях подтверждают необходимость этих специальностей в программах отраслевых вузов.

ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Круглый стол 29
Сергей Мамоленко

Позицию МТУСИ по поводу непрофильной экономики и гуманитарных дисциплин поддержал проректор СибГУТИ Сергей Мамоленко: специалистов, заточенных на ИКТ, надо готовить в отраслевых вузах. Хотя действия Минобрнауки понятны: в 1990-е и 2000-е годы система образования была вынуждена выживать и вузы открывали специальности, на которых было проще заработать. А сейчас Минобрнауки оказалось у разбитого корыта, с кучей образовательных организаций, которые фактически продают дипломы экономистов и гуманитариев в рассрочку. По ним регулятор и бьет, не сознавая, что рикошетом уничтожает то, что отрасли нужно.

Забирая из системы отраслевого образования экономистов, юристов и менеджеров, указал В. Шелихов, Министерство образования и науки России в то же время открыло доступ для подготовки специалистов в области связи для 90 неотраслевых вузов! Бурные споры вызывает судьба заочного образования.

ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Круглый стол 24
Михаил Маслов

Проблемы образования – это проблемы отрасли

Вопросы отраслевого образования, подчеркнул Михаил Маслов, директор Научно-образовательного центра филиала ФГУП НИИР – СОНИИР, нельзя решать в отрыве от сегодняшних проблем развития отрасли. Владимир Григорьев, заведующий кафедрой беспроводных телекоммуникаций ИТМО, шеф-редактор журнала «Электросвязь», согласен: «При том, что выходить из мирового телекоммуникационного сообщества, конечно, нельзя, приходится, однако, говорить об утрате суверенитета по целому ряду направлений. Но обратный механизм существует! И он полностью в ведении отраслевого министерства, которое может принять документы, дающие необходимые преференции отечественному оборудованию перед иностранным. Ведь в свое время никто не постеснялся, даже не спросив отрасль, отдать распоряжение о применении АТС только иностранного производства. Сейчас тем более не стоит стесняться защищать свои интересы – и в сфере технологий, и в сфере образования».

БУТЕНКО 19.05.16
Валерий Бутенко

Гендиректор ФГУП НИИР, главный редактор журнала «Электросвязь» Валерий Бутенко отметил, что сегодня отечественная промышленность в области радиотехники выживает исключительно (на 85%!) за счет гособоронзаказа. Еще 7–8% – госзаказ, остальное – коммерция (разработка небольших методик стоимостью 2–3 млн рублей в интересах ГКРЧ и международных организаций связи – это 30 млн рублей в год). НИИР уже потерял ряд исследовательских направлений, потому что они оказались не востребованы. Важный момент – импортозамещение. На совещании Россвязи звучало, что импортозамещение в стране идет полным ходом, задача практически решена: американское и европейское оборудование заменяем на китайское! Так оно и получится в итоге, если не будем развивать отечественное производство. У НИИ Радио своя специфика. «Нам нужны опытные радиоинженеры-разработчики. Каждый год через предприятие проходит человек 150, а остаются единицы. И не потому, что эти ребята получили плохое образование. Просто у них нет практики работы с техникой, потому что сегодня мало проектов, участие в которых дает серьезный опыт системного разработчика или инженера-радиотехника с нуля. Поэтому, пока не примем волевое решение о строительстве заводов, разработке и производстве электронно-компонентной базы у себя в стране, ничего не изменится», – подчеркнул В. Бутенко.

Соответственно, если государство не окажет поддержку отечественной промышленности, вопросы численности обучаемых, специализации так и останутся без ответа. Необходимо свести процессы образования, разработки, производства и эксплуатации в замкнутый цикл.

ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Круглый стол 27
Сергей Ерохин

Какие специалисты нужны отрасли

Претензии операторских компаний, считает и.о. ректора МТУСИ Сергей Ерохин, сводятся в основном к тому, что вузы выпускают специалистов, которые им не нужны. Операторы даже готовы сами доучивать студентов-третьекурсников: «МТУСИ всегда считался сильным в области радиотехники, но, следуя по этому пути, мы ри-скуем превратиться в вуз, выпускающий специалистов, из которых по профилю устраивается меньше 10%, потому что нет радиотехнических заводов и столько специалистов по радиотехнике уже не надо. Нужны специалисты в области информационной безопасности, ИТ. Раньше отрасли требовалось 200 радиотехников, а теперь – 200 программистов. Так что, хотим мы того или нет, но подстраиваться под современные реалии придется. Говоря, что высшее образование – геополитическая задача, что через 20 лет все окупится, нельзя забывать о том, что живем мы сейчас – надо и зарплату людям платить, и абитуриентов принимать».

КС ДЕАРТ 2
Владимир Деарт

Профессор кафедры СиСК МТУСИ Владимир Деарт, участник встречи «Ростелекома» с представителями вузов, поделился впечатлениями: «Для меня стало откровением, что оператору требуются выпускники всего двух факультетов нашего университета: сетей связи и информационных технологий. Значительная часть работ молодого специалиста связана с навыками программирования. Думаю, вузам нужно поддерживать в первую очередь самый массовый выпуск – сферу эксплуатации».

Декан факультета «Информационные технологии и системы» СПбГУТ Владимир Коротин указал на необходимость гибкого подхода к формированию востребованных работодателями программ, причем существующие, может быть несовершенные, об-разовательные стандарты такую возможность предоставляют: «Мы готовим информационщика практически согласно стандарту, где перечислены все отрасли промышленности, в которых он может работать».

Особенной гибкостью отличается стандарт последнего поколения, в котором дисциплины, обязательные для исполнения вузом, можно перечислить по пальцам одной руки, а остальное – на рассмотрение вуза.

ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Круглый стол 30
Владимир Коротин

В этом случае возникает проблема получения информации от работодателей. Какие компетенции должны сформировать вузы, чтобы выпускники могли сразу влиться в эксплуатационный процесс? Как все организовать с экономической точки зрения?..

Требование публикаций в иностранных изданиях

Для оценки эффективности деятельности ученых сегодня существует много разных критериев, в том числе публикации результатов научной деятельности в зарубежных изданиях. МТУСИ, поясняет Сергей Шаврин, выполняет конкретные работы для конкретных заказчиков, но 90% из них – гособоронзаказ (гражданские лица не считают нужным заказывать вузам платные исследования). Но зачем российским ученым раскрывать свои передовые решения в печатном органе промышленной разведки?!

Проблема обозначена верно, поддержал коллегу Валерий Бутенко: «Наш основной заказчик связан с секретностью, поэтому вопрос публикаций вообще не стоит. Периодически приходится объяснять, что публикаций в этих изданиях у нас нет, не было и не будет, потому что мы на другие государства работать не намерены. Конечно, надо заявлять о себе на международной арене, но гостайну пока никто не отменял». Следует учитывать и такой момент, что, помимо ограничений, связанных с гособоронзаказом, результаты исследований – это еще и собственность заказчика, то есть, прежде чем где-то что-то публиковать, нужно запросить у него разрешение. А чтобы публиковаться за рубежом, надо заниматься фундаментальными научными исследованиями, но их никто не финансирует. Для развития в стране науки необходимо возродить НИР.

КС МАЗЕПА 2
Роман Мазепа

Критерии оценки эффективности деятельности вузов необходимо пересматривать, заявил Роман Мазепа. В число таких показателей могут входить объем выполненных работ, в том числе по оборонзаказу, их эффективность – но не открытые публикации результатов за рубежом. Для вузов, которые занимаются оборонной тематикой, и для гражданских институтов нельзя использовать одинаковые критерии. Соглашаясь с тем, что критерии эффективности организаций должны быть оптимизированы с учетом геополитической обстановки, С. Ерохин заметил, что «Web of Science, однако, никто не отменял».

Ситуацию разъяснил декан факультета РиТ МТУСИ Александр Пестряков: недавно были внесены поправки в положение о специализированных советах.

ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ 38 Круглый стол
Александр Пестряков

Принято решение: для тех специалистов, кто работает на ОПК и намерен защищать кандидатскую диссертацию, никаких публикаций не требуется, достаточно участия в НИР, отчетов. В случае докторской диссертации публикации считаются ВАКовскими, если соискатель является руководителем проекта.

Несколько иное положение, что естественно, занимает МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кузница инженерных кадров может позволить себе, помимо реализации гособоронзаказа, развиваться и в других направлениях. «У нас проводятся как прикладные, так и фундаментальные исследования, включая чисто теоретические работы, – пояснил профессор кафедры «Информационная безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Басараб. – Конечно, должно быть взаимодействие между вузовской наукой и производством, особенно в нынешнее время, поэтому соглашусь с выступлением Сергея Шаврина.

КС БАСАРАБ 2
Михаил Басараб

По поводу публикаций скажу следующее: если есть новые интересные результаты и желание их опубликовать в высокорейтинговых индексируемых журналах, это всегда осуществимо. И для этого необязательно направлять рукописи в зарубежные издательства, затрачивая время на перевод на английский язык, а также порой значительные средства на рецензирование и публикацию. В России достаточно научных журналов, входящих в ведущие мировые базы. К примеру, практически все издания под эгидой РАН входят в Scopus и/или Web of Science; многие журналы издаются еще с 1950-х годов, хорошо известны среди зарубежных специалистов. Тем не менее нужен более гибкий, дифференцированный подход к публикациям. Необходимо при формировании их плана учитывать специфику научных направлений конкретных кафедр.


КС К.ЛУКИН 2Константин Лукин, заместитель генерального директора – директор по телеком-проектам компании «СУПЕРТЕЛ»

Отечественный производитель готовит кадры для работы на отечественном оборудовании

У учебных заведений есть кадры и лаборатории, у предприятий – возможность применения научных разработок на производстве. Для реализации потенциала промышленности и науки требуется кооперация, которая может привести к созданию уникальных образцов оборудования. Точки напряжения в кадровом голоде заключаются в том, что образовательные программы отчасти оторваны от реальности. Поэтому «Супертел» активно участвует  в  образовательном  процессе, организует учебные стенды в вузах, привлекает на практику студентов СПбГУТ, ЛЭТИ, Политеха, ИТМО, где знакомит их с собственными решениями, тем самым «вербуя» на дальнейшую работу с оборудованием отечественного производства. Таким образом, будущие специалисты, хотя бы на последних курсах, приближаются к реальности, изучают оборудование не только зарубежных вендоров, но и отечественных.


Оптимизируем целевую функцию

Участие в разработке прорывных технологий

Куда двигаться дальше? Создавать новые рынки связи, предлагает В. Григорьев. За последнее время произошли три революции в связи: появилась подвижная голосовая радиосвязь для людей, затем передача данных для людей через средства подвижной радиосвязи, а теперь наступает эпоха интернета вещей и связи различного рода устройств, передачи данных и телекоммуникаций. В определении стратегии развития рынка должно участвовать научное сообщество, в том числе вузовское. Ее непременно следует облечь в форму официального нормативного документа.

КС КИРДЯШКИН
Владимир Кирдяшкин

Развитию навыков научно-исследовательской работы способствует участие в конференции молодых ученых «Информационные технологии и радиоэлектронные системы», которую ежегодно проводит факультет радиоэлектроники летательных аппаратов (ФРЭЛА) МАИ. Декан факультета Владимир Кирдяшкин отметил, что уровень докладов непрестанно растет и призвал актив- нее привлекать студентов и аспирантов к научным изысканиям.

ИТМО объявил программу развития распределенной лаборатории, к которой присоединились несколько вузов и Радиочастотная служба России; налажено взаимодействие с НИИ Радио. К сотрудничеству приглашаются все вузы, потому что оно позволяет, не обладая большими ресурсами локально, получить эти ресурсы в глобальном ключе. Подобное движение наблюдается и в МТУСИ, и в ЦНИИС – пора консолидироваться.

Р. Мазепа напомнил, что в законе об образовании прозвучала такая декларация, как организация новых форм учебного процесса – сетевых. В ситуации, когда финансы в государстве ограничены, а от вузов ждут квалифицированных специалистов, знающих современное оборудование, которое «меняется по секундам», это выход. Но необходима основополагающая база. Чтобы студенты МАИ могли обучаться, например, в СПбГУТ, на имеющемся у университета оборудовании.

КС ДВОРКОВИЧ 2
Виктор Дворкович

Важность создания новых систем подчеркнул профессор МФТИ Виктор Дворкович. В процессе обучения на кафедре мультимедийных технологий и телекоммуникаций в Физтехе студенты и аспиранты ведут серьезные работы, связанные с созданием новых систем обработки и передачи информации по цифровым каналам.

Доцент кафедры «Информационная безопасность» МГТУ им.  Баумана Рувим Бельфер привлек внимание участников круглого стола к проблеме отсутствия современной системы объединенных коммуникаций в сфере оборонно-промышленного комплекса. К технологическим сетям передачи данных и сетям передачи данных спецназначения предъявляют высокие требования по обеспечению информационной безопасности и надежности. В резолюции IV конференции «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России 2015» указано на недостаточную популяризацию отечественных разработок в области телеком-оборудования, слабую поддержку российских производителей со стороны государства, необходимость отечественной разработки сетей для единой современной системы объединенных коммуникаций в сфере ОПК.

КС БЕЛЬФЕР 2
Рувим Бельфер

Одной из наиболее сложных задач при этом является разработка программного обеспечения. Это обусловлено, как отмечается в утвержденной Правительством РФ «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», в том числе, нехваткой квалифицированных кадров. Для успешной подготовки специалистов этого направления на кафедре «Информационная безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана по дисциплине «Системы и сети передачи данных» разработаны алгоритмы для составления и отладки ПО отдельных функций канального и сетевого уровней сети передачи данных на базе виртуальных каналов. Составлены методические указания «Разработка и отладка ПО устройств сетей передачи данных» к восьми лабораторным работам студентов V курса по дисциплине «Системы и сети передачи данных».


ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Круглый стол 17Сергей Мишенков, заведующий кафедрой СиСМК МТУСИ

Специалитет, который мы потеряли

Русская инженерная школа всегда славилась фундаментальными знаниями, направленными на получение практических результатов.

Задача  специализации  обучения,  приближения его к специфике последующей работы стояла перед отечественным образованием всегда. Лучше всего она решалась, полагаю, в МФТИ. Дипломная работа готовилась более года на предприятии, на котором предстояло работать выпускнику. В течение этого времени он вникал в особенности своей будущей деятельности и получал необходимые знания у преподавателей вуза, зачастую сотрудников предприятия.

Аналогичную роль должны выполнять сегодня базовые кафедры, но их работа в нормативно-правовом плане обеспечивается плохо, права и обязанности предприятия и вуза не разделены. Особенно важны обязательства предприятия по приему на работу выпускников. В сложившейся ситуации, к сожалению, это практически исключено.

Так как курсы базовых кафедр являются углублением,  специализацией  курсов основных кафедр вуза, полезно рассматривать возможность их слияния, при сохранении специализации. Пример тому: практически все вещатели Москвы учились на кафедре электроакустики и звукового вещания, а преподавателями были сотрудники предприятий.


В июне 2016 года на XXV Всероссийской научной конференции Академии управления МВД России «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» сотрудники кафедры представили этот проект с участием студентов IV–VI курсов, который должен завершиться созданием учебного лабораторного стенда сети передачи данных, обеспечивающего конкретные характеристики, предъявляемые заказчиками сетей спецназначения.

Базовые кафедры

Уровень образования зависит и от кафедры, и от желания самого студента получить ту или иную специальность, убежден заведующий базовыми кафедрами радио и информационных технологий (МФТИ) и кафедрой ЭМС и управления РЧС (МТУСИ) В. Бутенко. На базовой кафедре в НИИ Радио ежегодно проходят практику студенты МТУСИ, в этом году их 29 человек. Успешно работают и уже участвуют в уникальных проектах выпускники МТУСИ, которые пришли в НИИР после 3-го курса. На базовой кафедре Физтеха проблемы, скорее, экономические. Сейчас ситуацию удалось переломить.

К сожалению, не доведена до ума идея создания на платформе базовых кафедр единой информационной среды – с общей лабораторной базой и общей информационной базой, посетовал В. Деарт. Студенты всех вузов должны иметь возможность удаленной практики. Хороший опыт есть у Самары. Возможно, Россвязь поможет реализовать программу базовых кафедр, единую для всех подведомственных вузов.

Опытом, наработанным в провинции (хотя какая же Самара – провинция? Здесь есть космическое, радиотехническое и металлургическое производство), поделился М. Маслов. В связи с ротацией кадров институт столкнулся с проблемой кадрового голода, да и качество подготовки специалистов по антеннам, термодинамике, системной радиотехнике спецназначения оставляет желать лучшего. Так возникла идея организовать базовую кафедру для целевой подготовки своих специалистов. Пока ни одного выпуска магистров не было, однако уже можно говорить о некоторых положительных итогах. Задача изначально ставилась таким образом, чтобы на кафедре преподавали сотрудники СОНИИР, студенты готовили свои квалификационные работы в институте и потом пополняли штатный состав. Консенсус по вопросу сотрудничества удалось найти с Аэрокосмическим университетом: обнаружилось достаточно людей, готовых взять на себя педагогическую нагрузку. Действует магистерская программа под специфику предприятия: «Антенные системы и устройства». Разработана программа подготовки докторов философии в части интеграции в мировую систему образования «Антенные системы для системной навигации позиционирования». За 2014–2015 годы через кафедру прошло более 150 студентов в рамках образовательного процесса и около 100 – на практике. Омрачают эту безоблачную картину трудности оформления юридических и финансовых отношений СОНИИР с вузом.

КС ГРИГОРОВ 2
Игорь Григоров

Базовая кафедра есть и в ПГУТИ, пояснил проректор ПГУТИ Игорь Григоров, но вуз в части образовательных программ ушел в сторону информационных технологий и проводной связи.

Показательный пример взаимодействия вуза и предприятия с точки зрения повышения квалификации и переподготовки привел директор ИПК МТУСИ Владимир Воскобович. В 2010 году, когда развернулось внедрение цифрового теле- и радиовещания на территории России, по просьбе руководства ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в ИПК была создана базовая кафедра. Теперь в определенный регион поставляется оборудование. За месяц-полтора до этого местные инженеры проходят в ИПК повышение квалификации. Для практических занятий РТРС помог организовать лабораторию. Программа рассчитана на 72 часа. Связка «вуз плюс предприятие» работает уже 6 лет, в ней заняты все кафедры МТУСИ, почти сразу появились запросы на НИР.

КС ВОСКОБОВИЧ 2
Владимир Воскобович

Базовые предприятия и система практик

Сегодня сотрудничество вузов с предприятиями не регулируется никакими правовыми актами – все договоры на уровне личных контактов, посетовал М. Басараб. Правильно было сказано, что НИРы умерли, доходы от них – копейки. Единственная устойчивая форма сотрудничества университета с работодателями, отметил Валерий Матвеев, заведующий кафедрой «Информационная безопасность» МГТУ им. Баумана, это выполнение таких заказов, как поставка оборудования, ремонт учебных классов или создание для них новых лабораторий. «Мы готовы сотрудничать с отраслевыми организациями, фирмами, выполнять заказы. Но у них интересная политика: им нужны “хорошие студенты”, а помощи от них практически никакой», – сказала Татьяна Булдакова, профессор кафедры «Информационная безопасность» МГТУ им. Баумана. Чтобы вузы могли готовить «лучших» студентов, предприятия должны сотрудничать с кафедрами: предоставлять оборудование, приглашать преподавателей на стажировку, а студентов (не одного-двух, а группу 10-15 человек) – на практику. Критиковать проще – желающих помогать меньше.

Проректор СибГУТИ Сергей Мамоленко обратил внимание на систему практик, которая, к сожалению, развалилась. Нужно возрождать направление на предприятия студентов с самого первого дня. СибГУТИ активно сотрудничает с «Ростелекомом», операторами «большой тройки», российским производителем телеком-оборудования «Элтекс».

Рухнула и система профессиональной ориентации на уровне средней школы. Более 50% учеников не могут определиться с выбором места дальнейшего обучения, отсутствует мотивация к обучению в технических вузах. Сегодня преподаватели и студенты СибГУТИ занимаются со школьниками 6-го класса физикой и математикой. Система профориентации в перспективе будет востребована.

СПбГУТ располагает достаточно компетентными преподавателями, многие из них имеют опыт работы у операторов связи и западных производителей оборудования, заявил В. Коротин. Поэтому начальные компетенции у вуза есть, вопрос в том, как их развивать. В этом и заключается интеграционный процесс, подхватил тему Р. Мазепа: «Предприятия формируют перечень компетенций – вузы под эти компетенции предоставляют преподавателей. Идея интеграционного процесса в том, что предприятие заинтересовано в быстрейшей адаптации специалистов, для этого практическую часть учебного процесса они должны взять на себя». Трудности, как всегда, на уровне финансирования: права предприятий ограничены.

Меры по развитию отраслевого образования

Участники круглого стола отметили, что только при консолидированной работе Минкомсвязи России, Минобрнауки России, Россвязи, Рособрнадзора, отраслевых вузов и организаций отрасли возможен успех в процессе созидания и развития отрасли телекоммуникаций и, как ее производной, отраслевой системы подготовки специалистов. Зерно, брошенное в почву науки и образования, в перспективе даст стократный рост, убежден В. Григорьев.

Консолидированное мнение участников круглого стола, посвященного вопросам образования в отрасли ИКТ:

  • Готовить специалистов  на чужих базисных технологиях – это фактически подрыв суверенитета России. Нужна интенсивная  подпитка  кадрового корпуса индустрии.
  • Необходимо обеспечить реальное импортозамещение, что  оказывает  влияние  на организацию  новых  форм учебного процесса.
  • Следует обсудить необходимость принятия Концепции развития образования в сфере электросвязи/ИКТ.
  • На исследования  для  научно-технического  обоснования  принятия  решений на всех уровнях отраслевой администрации следует направлять часть средств, поступающих от сборов с операторов связи.
  • Желательно на  самом  высоком  административном уровне  рекомендовать  компаниям,  особенно  государственным,  не  создавать доморощенные подразделения, а заключать контракты на  научные  исследования  с вузами и НИИ.
  • Для интегрированного участия вузов,  предприятий  и организаций  в  реализации учебного процесса, что продекларировано  во  многих регулирующих документах, необходима  нормативная правовая база.
  • Следует расширять контакты университетов не только с промышленными предприятиями, но и с федеральными и городскими властями, что предполагает вхождение представителей работодателей,  городских  и  федеральных  властей  в  попечительские  (наблюдательные) советы, создание вузовских центров карьеры и т.д.
  • С привлечением  научного и  вузовского  сообщества должна  быть  разработана программа  модернизации образования  и  подготовки  специалистов  в  области электросвязи/ИКТ на платформе  базовых  кафедр  –  с единой  телеком-средой,  с общими лабораторной и информационной  базами,  на основе  нормативных  документов.
  • Предполагается под  эгидой Россвязи  организовать  работу по координации сбора данных от операторов для составления списка компетенций,  которые  работодатели ждут от выпускников вузов. Разместить этот отраслевой реестр потребностей работодателей в кадрах на портале Россвязи, чтобы вузы могли учитывать эту информацию при  формировании  своих учебных планов.
  • Сформировать нормативную  правовую  базу  таким образом,  чтобы  работодателю  было,  как  минимум, выгодно,  а  как  максимум, он  был  обязан  заказывать специалистов-выпускников вузов заранее, то есть планировать свою кадровую политику;  чтобы  работодатели участвовали  в  схеме  софинансирования профильных вузов либо выступали заказчиками оплачиваемых НИР. При передаче оборудования предприятия  университету предприятия  должны  быть освобождены от налогов.
  • Просить администрацию связи настоятельно рекомендовать западным производителям,  сертифицирующим свой  продукт  для  выхода  с ним  на  российский  рынок, отдавать сопроводительную документацию для перевода на русский язык в вузы и получать  от  них  заключения (естественно, оплачивая их). Это должно способствовать развитию  вузовской  науки, а  также  обеспечило  бы  некоторую  экономическую поддержку,  направленную на  формирование  необходимых  для  отрасли  компетенций выпускников.
  • Принять меры  к  развитию системы практики студентов и  профориентации  школьников,  а  также  и  восстановления  вечерней  формы обучения в вузах, подведомственных Россвязи.
КС КУЗОВКОВА 2
Татьяна Кузовкова

Конструктивный подход к рассматриваемым проблемам предложила Татьяна Кузовкова. Наученная опытом реализации семи предшествующих образовательных программ, она убеждена, что необходимо создавать свою программу, представлять ее в соответствующие инстанции и отслеживать, как она выполняется. Разработанная ей совместно с заведующей кафедрой ЭС МТУСИ Татьяной Салютиной программа формирования инфокоммуникационного кадрового обеспечения России основана на официальных документах и включает ряд важных положений. Главные из них: система высшего профессионального образования должна строиться на базе внедрения адаптивной системы практико-ориентированного развития компетенций студентов; пакет интегральных (комплексных) компетенций по образовательным программам вузов связи необходимо формировать с учетом требований операторов и организаций инфокоммуникационного сектора национальной экономики; обучение профессорско-преподавательского состава в ведомственных организациях в форме стажировки способствует получению актуальных компетенций, соответствующих запросам организаций отрасли.

Оптимизм по поводу перспектив подготовки специалистов для отрасли телекоммуникаций внушает то, что в подпрограмме 1 «Развитие профессионального образования» Госпрограммы РФ «Развитие образования на 2013– 2020 годы», четко прописана цель – существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую модернизацию РФ и повышение глобальной конкурентоспособности экономики страны. Это означает, убеждена Т.  Кузовкова, что у отрасли, которая превратилась в инфокоммуникационный сектор экономики, есть серьезное преимущество: она является инновационной, высокотехнологичной, динамично развивающейся, стратегической. А любая стратегическая отрасль требует поддержки государства.


КС САБАНОВАлексей Сабанов, доцент кафедры ИУ-10 МГТУ им. Н.Э. Баумана, заместитель генерального директора ЗАО «АЛАДДИН Р.Д.»

Самая большая проблема высшей школы, состоит в том, что наши «реформаторы» слепо скопировали западную систему, не уловив сути того, что сломали. Нынешние пятикурсники уже поступали в институт на основании результатов ЕГЭ – и мы видим поколение будущих «инженеров и научных работников», которых разучили думать и искать решение задач. Проще угадывать из представленных заранее вариантов ответов. Система образования в США и Европе ориентирована прежде всего на рабочий класс. Хорошо подготовленный, туповатый, но высококвалифицированный рабочий там ценится. Нужен ли нам такой рабочий? Да, нужен. Но сейчас нам больше нужны Ломоносовы, Ландау, Менделеевы.


Приказом Минобрнауки России от 29 февраля 2016 года № 170 была утверждена программа «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016–2020 годах». Все слова в этой программе, которая так и называется «Новые кадры ОПК», относятся к отрасли ИКТ.

ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Круглый стол 31
Анатолий Гатилов

В завершение встречи гендиректор ООО «Инфо-Электросвязь» Анатолий Гатилов отметил: «Мы стараемся привлекать в сферу подготовки специалистов для отрасли как можно больше профессионалов. Журнал намерен стать постоянно действующей площадкой для обсуждения проблем образования, информирования о том, какие специальности есть в вузах. Приглашаем к сотрудничеству компетентных специалистов».

 

Представлена стенограмма выступлений.

 

 

 

 

 

 

Рубрики и ключевые слова