«Инфраструктурный паровоз» сетей 5G

Помимо очевидной экономии средств операторов на развертывание сетей связи пятого поколения (5G) единый инфраструктурный оператор может стать "инфраструктурным паровозом" для решения нормативно-правовых вопросов и прояснения ситуации с распределением частот. Такие предположения высказывают крупные вендоры. Одним из минусов они называют меньшее количество возможностей для реализации оборудования. Сами же операторы, как европейские, японские, так и российские видят в едином инфраструктурном операторе негатив, который в первую очередь из-за отсутствия конкуренции повлияет на качество услуг связи пятого поколения.

С внедрением сетей стандарта 5G количество базовых станций, которые придется построить операторам, резко возрастет. Это означает и покупку этих базовых станций, и аренду мест на крышах и иных объектах для их установки. Отчасти поэтому в мире и в России стали появляться идеи создания единого инфраструктурного оператора для того, чтобы другие операторы связи могли сэкономить на инфраструктуре. В прошлом году ПАО «Ростелеком» предложило себя в качестве единого инфраструктурного оператора. Однако компания пошла дальше и хочет стать единым инфраструктурным оператором, включая получение частот.

На круглом столе ComNews в рамках Х Международного бизнес-форума «Wireless Russia & CIS Forum: LTE, 5G & Beyond — рынок мобильной связи в эпоху запуска сетей пятого поколения и масштабного расширения Интернета вещей (IoT)» представители операторов связи и крупных вендоров рассуждали на тему того, к чему может привести отрасль создание единого инфраструктурного оператора сети связи пятого поколения. Имеет ли право на жизнь идея единого инфраструктурного оператора 5G в принципе и в России в частности.

Директор департамента сети радиодоступа ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) Ольга Рамина обратила внимание на мировой опыт по созданию единого инфраструктурного оператора. По ее словам, как в мире, так и в Европе наблюдается мало успешных подобных проектов. Например, Украина, пытаясь по такому сценарию запускать сети 3G, в конце концов отказалась от этой идеи.

Кроме того, Ольга Рамина полагает, что развитие стандарта 5G будет эволюционно-поступательным и сети четвертого поколения еще не исчерпали свои возможности. «На сетях 4G мы можем запускать технологии, свойственные 5G. Поэтому очевидно, что для запуска сетей 5G потребуется достаточно глубокая интеграция с существующими 4G-сетями, что для единого инфраструктурного оператора будет проблематично», — поясняет представитель МТС. Кроме того, по ее мнению, существуют риски в области развертывания и надежности такой сети, не говоря о конкурентном развитии услуг 5G.

Директор белорусского оператора Velcom Кристиан Лаке сообщил, что единый оператор в Белоруссии (в стране работает инфраструктурный оператор 4G) обеспечивает покрытие чуть больше 2% территории страны и действует очень медленно и без мотивации. Отсутствие мотивации, по словам Кристиана Лаке, объясняется отсутствием конкуренции на рынке. При этом представитель Velcom придерживается позиции, что запрещать полностью совместные инфраструктурные проекты нельзя.

Вице-президент, управляющий директор 5G-лаборатории компании NTT DOCOMO Такехиро Накамура отметил, что в Японии такая схема (единого инфраструктурного оператора) не распространена. Абоненты ждут от оператора превосходного качества работ сети, как с точки зрения скорости передачи данных, так и с точки зрения покрытия, что укладывается в рамки конкурентной борьбы. Поэтому совместных усилий по созданию единого оператора игроки отрасли не предпринимают.

Однако Такехиро Накамура затруднился давать прогнозы по тому, что будет происходить с 5G/IMT-2020. «Есть ощущение, что потребуется гораздо большее число станций в достаточно высоких частях спектра. В целом такое сотрудничество представляется разумным. При этом таких планов у нас пока нет. Мы собираемся все строить самостоятельно», — сказал он.

Ведущий эксперт мобильного ШПД «Huawei Россия» Дмитрий Конарев обозначил плюсы и минусы инфраструктурного оператора. Он подчеркнул, что для Huawei как для вендора весомее минусы. В первую очередь из-за меньших возможностей для реализации оборудования. Кроме того, из-за отсутствия конкуренции пострадает качество сети пятого поколения. Преимуществом же является возможность задействовать эффективный административный аппарат. Во-первых, это позволит гораздо быстрее решать вопросы при развертывании сетей связи. Во-вторых, лучше строить единую сеть, чем «разные кусочки, которые будут повторять друг друга».

Дмитрий Конарев сослался на оценки ведущих аналитиков, согласно которым до 40% сетей пятого поколения будут использовать инфраструктуру инфраструктурного оператора и расшариваться между другими операторами. По его мнению, от такого развития событий не уйти. Он ожидает двух сценариев работы сетей пятого поколения.

Вице-президент региона Восточная Европа и Средняя Азия компании Ericsson Анатолий Ильяич назвал очевидным плюсом то, что одну инфраструктуру строить дешевле, чем несколько. Но у этой истории есть ряд минусов. Например, как говорилось выше, сети 5G будут построены в координации с сетями 4G. «Для определенных use cases будет важным и критическим интеграция несущих с LTE в более низких диапазонах. Без этого ряд use cases невозможно будет реализовать», — сказал он.

Генеральный директор «Nokia Россия» Михаил Райскин полагает, что теоритически использование административного ресурса «Ростелекомом» поможет пройти через все нормативно-правовые препоны. Это также поможет большему пониманию того, что происходит с частотами. По сути, быть так называемым инфраструктурным паровозом. Кроме того, Михаил Райскин считает вполне логичным то, что разные операторы будут реализовывать свои стратегии, которым нужно давать шанс.

Рубрики и ключевые слова