1 сентября — День знаний

ТЕМА НОМЕРА (№8-2020): Военное образование: подготовка ИКТ-специалистов.

Часть 1. Информационная модель образовательного процесса: проблемы и решения

Часть 2. Особенности адъюнктской подготовки в военных вузах

Информационная модель образовательного процесса: проблемы и решения

М.В. Митрофанов, доцент, начальник кафедры Военной академии связи им. С.М. Буденного, к.т.н.; vonafortim@yandex.ru
Ю.И. Стародубцев, профессор кафедры Военной академии связи им. С.М. Буденного, д.в.н.; prof.starodubtsev@gmail.com

Аннотация: Обсуждается проблема разработки конструктивной модели образовательного процесса, учитывающей новые значимые факторы, сформировавшиеся в условиях глобальной цифровизации. Разработана информационная модель образовательного процесса, позволяющая оценить ключевой показатель — время обучения. Выявлены и учтены новые факторы, влияющие на ключевой показатель. Рассмотрены ситуации, когда образовательный процесс невозможен или прекращается. В качестве инструмента анализа используется теория информации. Сформулированы направления повышения качества образовательного процесса в условиях прогрессирующего роста значимости цифровых информационных ресурсов.

ВВЕДЕНИЕ

Современные педагогические системы, реализующие процесс подготовки всех категорий обучаемых, функционируют в принципиально новых, по отношению к предыдущим периодам, условиях. Это предопределяется следующими тенденциями:

  1. Кардинально изменились темпы добывания знаний. По данным Международной академии информатизации, объем информации в мире удваивается каждые четыре года. Это приводит к перегруженности мозга информацией и соответственно к снижению когнитивных (познавательных) функций. Более того, может возникнуть информационно-коммуникативная зависимость.
  2. Следствием повышения пенсионного возраста (у мужчин до 65 лет, у женщин до 60 лет) стал значительный рост периода активной трудовой деятельности индивидов. В Вооруженных силах Российской Федерации также увеличен срок прохождения службы военнослужащими: до подполковника включительно — 50 лет, для полковника — 55 лет. Эти изменения влекут за собой потребность в трансформации знаний и умений в профессиональной деятельности индивидов до показателей, отвечающих современному технологическому уровню. Обучаться новому, повышать уровень знаний придется всем; те профессии, что сохранятся, даже рабочие специальности, претерпят серьезные изменения. Обычной практикой станет Lifelong Learning — непрерывное образование (обучение и переообучение) в течение всей жизни индивида [1, 2].
  3. Рынок труда характеризуется высокой динамикой: появляются новые профессии, уходят в прошлое традиционные, наиболее массовые. По мнению Хелен Эдвардс, руководителя библиотеки Московской школы управления «Сколково», к 2025 г. исчезнет до 50% существующих сегодня рабочих мест. Еще через 20 лет 60% объема работы, которую сегодня выполняют люди, доверят машинам. Востребованными останутся «сложные» профессии, где искусственный интеллект пока не может заменить людей (ученые, военнослужащие, топ-менеджеры, деятели культуры, топ-специалисты в IT, врачи высшей категории и т. п.), а также «простые» профессии, где работа слабо алгоритмизируема либо замена работников на «условных роботов» экономически нецелесообразна (медсестры, няни, социальные работники и др.). Вытеснение этих профессий приведет к обесцениванию стоимости труда и росту технологической безработицы [3, 4].

В военной области данные факторы усугубляются тем, что в условиях современной войны естественно ожидать сокращения сроков активного функционирования военных специалистов. Деятельность же должностных лиц в принципе отягощена непрерывным психофизиологическим воздействием, недостатком достоверной информации, дефицитом времени для принятия адекватных решений.

Однако в современных и перспективных условиях активного функционирования индивида приходится говорить об ограниченности потенциала действующих педагогических систем, основанных на традиционных методах и приемах.

ГОТОВИМ НА ВЕКА

Емкость высших учебных заведений в Российской Федерации устойчиво сокращается. Если на начало 2000/2001 учебного года их было 965, а на начало 2010/2011 — 1115, то в 2018/2019 учебном году осталось всего 741.

Время обучения не корректируется, а процесс переподготовки в требуемом объеме за приемлемое время практически не налажен. В базовом обучении возможность (объективная необходимость) переподготовки через очень короткое и постоянно сокращающееся время не предусматривается. Получается, что готовим специалиста (профильного) на века, а жизнь заставит его завершить трудовую деятельность абсолютно в другой области. Должный уровень вариативности в базовой подготовке требует осмысления и значительной коррекции.

Таким образом, время активной трудовой деятельности TАТД, когда индивид работает физически, существенно больше, чем время сохранения объекта трудовой деятельности TСОТД (время от получения знаний и умений индивида по определенной профессии до их серьезного изменения или отмирания): TАТД >> TСОТД.

ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА

Для решения проблемы учебной нагрузки современная педагогика предлагает информационный подход к понятию усвоения объема знаний и опирается на теорию информации как инструмент анализа. С точки зрения такого подхода, утвердившегося сегодня в науках, изучающих процессы обучения человека (психология, физиология, дидактика), схема обучения состоит из процессов приема (восприятия), переработки (осмысления, запоминания), хранения и использования соответствующей информации. В этой упрощенной схеме внимание исследователей сосредоточено на процессах преобразования информации, сопровождающих любую учебно-познавательную деятельность. Обучающийся условно рассматривается как некий приемник информации, а процесс обучения — как канал связи. При этом не учитываются другие процессы (мотивационные, общения, отношения), присутствующие в обучении, но слитые с процессами собственно переработки информации и, безусловно, оказывающие на них влияние.

Используя эту схему, можно предположить, что нагрузка (объем знаний) обучающегося в ходе обучения зависит от объема информации, которую ему необходимо переработать для усвоения заданных действий.

Объем знаний, добываемых человечеством WДЧ, существенно больше, чем объем данных WТП, передаваемых методами традиционной педагогики:

где N — число потенциальных обучающихся, растущее соответственно темпам прироста населения; Wтпi — объем знаний, передаваемых i-му обучающемуся методами традиционной педагогики.

Если принять, что для коллективной деятельности отдельных индивидов (решение общих задач, которые превалируют) требуется дополнительная взаимная информация WВИ, выражение (1) трансформируется:

С учетом неизбежной переподготовки каждого индивидуума в течение активной фазы не менее двух-пяти раз, а в ближайшем будущем и семи-десяти, выражение (2) преобразуется к виду:

где KПК — количество повышений квалификации (переподготовок) индивида в процессе трудовой деятельности.

Одна из главных характеристик образовательного процесса — время усвоения информации обучающимися [5]. Этот показатель, позволяющий сравнивать различные схемы построения образовательного процесса и выбирать лучшие, пока не изучен, и методы принципиального снижения времени усвоения образовательного контента VСП отдельным индивидом еще не разработаны.

Рост объемов информации WТП, требующей усвоения при сохранении (или при практическом сохранении) скорости передачи, ведет только к увеличению времени подготовки tпод:

Ситуация усугубляется еще и тем, что получение практических навыков характеризуется еще меньшей скоростью, чем скорость усвоения теоретической информации.

Итак, существует конкретная проблема подготовки кадров, вытекающая из неэффективности традиционных методов передачи знаний и навыков, которые базируются на совокупности достаточно уникальных, а следовательно, трудно синхронизируемых носителей теоретических знаний и практических навыков. Попытка синхронизации (аккумуляции) этих носителей в привычных формах традиционных учебных заведений, как правило, узкопрофильных, в новых условиях неэффективна.

Объективной реальностью, к сожалению, не организованной и эвристически развивающейся, является использование ресурсов глобальной информационно-телекоммуникационной системы (ИТКС), которая в массах идентифицируется понятием «интернет». В такой ситуации большинство обучающихся ориентированы на отказ от запоминания огромного массива информации, уповая на поисковые системы и рассчитывая разобраться с материалом по мере надобности — так формируется клиповое мышление. Приходится констатировать этот массовый, эвристический и не организованный со стороны педагогической науки факт. Масштаб этого явления нарастает. Типовые организации, ведущие подготовку, располагают меньшими информационными ресурсами, хотя и более структурированными (впрочем, степень структуризации информации в сети интернет неуклонно повышается). Вопрос получения практических навыков, особенно в области инновационных технологий, практически не решается, и каждая организация регулирует его на свой страх и риск — методом проб и ошибок. Более того, имеется целевая установка закрепить за собой наиболее перспективных сотрудников, а потому платформы для многовариантного использования полученных ими навыков не создаются.

Любой процесс переноса (передачи) знаний в материальном мире возможен при наличии разности потенциалов. Слово «потенциал» здесь используется как обобщенный термин, характеризующий разность температур, давлений, напряжений, в том числе информации, которая тоже материальна. Современная педагогика, по сути, тоже основана на этом понятии. Образовательный процесс возможен только при наличии носителя информации, который располагает существенно большим потенциалом, и обучающимися — с меньшим информационным потенциалом для решения теоретических и особенно практических задач.

Обратим внимание на то, что существует ряд ситуаций, когда запланированный информационный обмен прекращается:

  1. Потенциал отдельного преподавателя и даже их структурированной совокупности (вуза) может уменьшаться и, более того, стать нулевым, если скорость получения новых знаний во внешней среде будет выше. Это эффект старения имеющейся информации, то есть саморазряд.
  2. Потенциал преподавателя (вуза) относителен, так как соотносится с исходным потенциалом обучающихся, который в принципе может быть равен потенциалу носителей информации и даже превышать его. Этот факт часто фиксируется в процессе переподготовки и повышения квалификации специалистов.
  3. Если учебный процесс эффективен, то его финалом станет выравнивание (или сближение) потенциалов преподавателя и обучающихся, что в общем случае может произойти не в запланированный, а в случайный момент времени. Этот момент зависит от исходной разности потенциалов и скорости передачи знаний, которые пока зависят от квалификации преподавателя и психофизического состояния обучающихся, а также от объема и структуры ранее полученной ими информации. В настоящий момент завершение образовательного процесса регламентируется обобщенными нормативами, которые сформулированы на основе лозунговой декларации требований. Объективности ради скажем, что сегодня это не сугубо российский, а общемировой тренд.

ОЦЕНКА ВРЕМЕНИ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ

Переход к более гибким срокам обучения — одна из первоочередных задач. При фиксированном числе обучающихся и преподавателей процесс обучения завершится за конечное время, которое определится разностью исходных потенциалов преподавателя и обучающихся, соотношением числа обучающихся и преподавателей, а также скоростью усвоения информации и (или) приобретения практических навыков. Скорость передачи знаний зависит от соотношения потенциалов и соотношения числа преподавателей к обучающимся. Соотношение числа преподавателей и обучаемых существенно влияет на качество и время обучения. В большинстве практических случаев оно существенно меньше 1, но известны варианты элитной подготовки, при реализации которых соотношение больше 1. Представители элит во всем мире обучаются при соотношении менее 1 (в интервале 0,03−0,2).

На время подготовки влияют как разность потенциалов, т. е. объемы информации у участников образовательного процесса, так и уровень исходной сложности и примененного метода структурирования, а кроме того, пропускная способность каналов передачи. С разницей в объемах можно бороться путем системы ссылок на автоматизированную систему управления образовательным контентом, которые могут быть востребованы по мере необходимости, хотя при этом усложняется структуризация.

Показатели информационного канала передачи образовательного контента в предположении идеальности технической компоненты этого канала предопределяются разностью исходных объемов информации преподавателей и обучаемых, степенью ее структурированности, психофизиологическим состоянием участников образовательного процесса. Следует подчеркнуть, что способности человека по восприятию информации задействованы на сотые доли процента [6-9], но скорость приема и передачи информации ограничена медленнодействующими «устройствами ввода/вывода», то есть органами чувств человека.

В сложившихся условиях время передачи знаний (информации) и умений — решающий фактор, особенно в военной области. Определение потенциальных возможностей и влияющих факторов представляет собой важнейшую теоретическую проблему, имеющую колоссальное практическое значение. При этом важно обеспечить конструктивность подхода.

Воспользуемся работой Клода Шеннона [10], в которой он исследовал относительно простую, но весьма значимую ситуацию: ее суть заключается в наличии абстрактного канала передачи информации. При этом источники и потребители информации, а следовательно, и
ее объемы, не учитывались. В качестве искомого результата рассматривалась скорость передачи в техническом канале V, бит/с, при заданных значениях полосы частот B, Гц, и соотношениях плотности мощности сигнала Pс и помехи Pп. Помеха моделировалась гауссовским распределением. Вариант графической интерпретации данной ситуации представлен на рис. 1.

В качестве активатора процесса рассматривается отношение плотности мощности сигнала и помехи.

Исследуемая ситуация применительно к процессу передачи знаний представлена на рис. 2.

В качестве активатора процесса рассматривается отношение разности информационных потенциалов участников организованного образовательного процесса к потенциалу неконтролируемых информационных воздействий.

Модель исследуемой ситуации включает как минимум одного обучающего (преподавателя) A и одного обучающегося D; Wi — объем знаний i-го источника информации (преподавателя, центра подготовки с переменным составом преподавателей и (или) базой знаний, бит; WПЗ — первоначальный (исходный) объем знаний обучаемого, бит; каналы информационного обмена любой физической природы с заданной пропускной способностью V, бит/с; множество неконтролируемых источников информации М со случайными значениями объема информации, степени структурированности, времени возникновения контакта и его продолжительности, что в совокупности позволяет учитывать их как информационную помеху. Искомый результат — время образовательного процесса (время передачи знаний) ТОП.

Таким образом, на общей теоретической платформе исследуются принципиально разные ситуации. В классическом случае активатором процесса выступает отношение плотности мощности сигнала и помехи. В исследуемой ситуации в качестве активатора выступает отношение разности информационных потенциалов. Предлагается новая информационная модель образовательного процесса, отличная от энергетической модели канала связи, но сохраняющая в своей основе общенаучный метод формализации.

В этой связи предлагается следующий подход к оценке времени существования образовательного процесса знаний (информации) ТОП, т. е. времени организованного образовательного процесса:

где VСП — скорость передачи информации, бит/с; PКПИ = (WiWnj)КПФГij — мощность контролируемой передачи информации (потенциальная мощность канала обучения); Wi — объем знаний i-го источника информации (преподавателя, центра подготовки с переменным составом преподавателей и (или) базой знаний, бит; Wnj — первоначальный (исходный) объем знаний j-го обучаемого (бит); КПФГij — коэффициент психофизиологической готовности обучающегося к образовательному процессу, учитывающий воздействия на параметры модели значения напряженности его работы, эмоционально-волевой устойчивости и других стрессовых факторов.

Мощность неконтролируемых каналов поступления информации PНКПИ предопределяется воздействием средств массовой информации, случайных контактов обучающихся с источниками неструктурированной информации, личными контактами обучающегося с неограниченным кругом лиц и т. д.

Степень восприятия случайных каналов характеризуется различными коэффициентами психофизиологической восприимчивости. В общем случае мощность случайных каналов поступления информации определяется выражением

где Wj — исходный объем знаний j-го потребителя информации.

Тогда взаимный коэффициент психофизиологической готовности к обмену информацией равен KijВПФГ = KiПФГKjПФГ.

При мощности PКПИ = 0 образовательный процесс невозможен, а при отрицательном значении может протекать только в обратном направлении — от i-го обучающегося к j-му преподавателю.

Мощность неконтролируемых каналов передачи информации потенциально очень велика (численность населения Земли достигла 7,7 млрд человек, плюс базы данных, СМИ, книги и т. д.). Возникновение i— и j-го каналов случайно так же, как и их мощность, продолжительность и степень восприятия. Это однозначно случайный процесс, который может быть описан гауссовским распределением. Недаром наиболее важные и в то же время эффективные образовательные процессы организуются со значительными ограничениями на случайные каналы информирования (обучения).

Необходимость логарифмирования предопределяется тривиальной причиной, а именно потребностью снижения размерности циркулирующих в каналах обучения информационных массивов до уровня привычных масштабов восприятия, которые у человека весьма узки и микроскопичны.

Примитивные (отработанные) формы проверки степени индивидуального перевода полученной информации в усвоенную, а тем более в освоенную базируются на методе ее периодического сравнения с переданной информацией. Однако такой подход существенно снижает эффективность обучения, так как из общего ресурса времени вычитается время контрольных мероприятий. Поэтому так актуальна задача обоснования оптимальной периодичности контроля — если, конечно, продолжать тиражировать такой подход.

Предположим, что образовательный процесс реализуется с некоторой целью, а в общем случае — с некоторой последовательностью частных целей, в том числе различного масштаба. Тогда процесс обучения однозначно периодичен, т. е. может быть описан некоторой периодической функцией. Известно, что с заданной точностью периодический процесс может быть восстановлен по конечному числу отсчетов, которое определяется на основе теоремы Котельникова [11]. Комбинация такого подхода с проверкой усвоенных знаний и полученных навыков на практике позволит решить задачу с меньшими затратами времени.

Инновационность и конструктивность предлагаемого подхода заключается в следующем:

  • оценивается не скорость передачи, а важнейшая характеристика учебного процесса — время. Этот фактор становится решающим в современном мире;
  • определены условия реализации целенаправленного образовательного процесса;
  • активизация учебного процесса предопределяется не энергетическими, а информационными факторами;
  • учитывая, что хотя бы один из участников образовательного процесса является биологическим объектом, необходим учет психофизиологических параметров.

Беспрецедентный рост числа и мощности неконтролируемых каналов информирования, большая часть которых генерируется не отдельными людьми, а глобальными системами, не позволяет рассчитывать на эффективную организацию образовательных процессов, когда источником информации и практических навыков является какой-то один, пусть даже исключительно одаренный, преподаватель. Отсюда следует, что решение проблемы может быть найдено только на пути создания автоматизированной системы управления образовательным контентом (АСУ ОК), соизмеримой, как минимум, по информационной мощности с суммарной мощностью неконтролируемых информационных каналов.

АСУ ОК не может функционировать без постоянно действующих каналов получения информации от практических инновационных структур, хотя бы в своей предметной области. Образовательный процесс без средств дистанционного, автоматического измерения и обработки психофизиологических характеристик (ПФХ) обучающихся как минимум не эффективен.

Обособление обучающихся от неконтролируемой информационной среды повысит эффективность образовательного процесса.

ВЫВОДЫ

  1. Сокращение времени жизни массовых профессий, взрывной рост объема и сложности новых научных данных — все это не позволяет подготовить необходимое количество трудовых ресурсов при сохранении экстенсивных методов развития педагогики.
  2. Сегодня любой потенциальный обучающийся непрерывно подвергается мощному воздействию множества разноплановых по объему, степени структурированности, достоверности и непротиворечивости источников, которые, как правило, функционируют на мощных технологических платформах: их суммарный ресурс многократно превосходит возможности практически любого преподавателя.
  3. Непрерывные, неструктурированные информационные воздействия в той или иной степени, а подчас кардинально изменяют психофизиологические характеристики участников учебного процесса, но его текущая техническая оснащенность не позволяет количественно оценивать ПФХ обучающихся в реальном масштабе времени, а следовательно, повысить эффективность образовательных процессов.
  4. В сложившихся условиях успешная, за обозначенное время, реализация образовательного процесса возможна только при условии принципиального изменения количества и качества используемых технических средств обучения, которые поддерживают следующие функции:
    1. Автоматическая идентификация и аутентификация участников образовательного процесса, использование тех или иных вариантов цифровой подписи, защита ценного, уникального образовательного контента и технологий от несанкционированного использования.
    2. Количественные, дистанционные измерения и последующая обработка психофизиологических параметров участников образовательного процесса.
    3. Специализированные поисковые системы и алгоритмы структуризации информации в интересах формирования образовательного процесса.
    4. Методы мониторинга исходного объема знаний потенциальных обучающихся, а главное — степени их структуризации и соответствия модели будущего специалиста.
    5. Создание и последовательное повышение уровня информационного потенциала виртуальных (цифровых) преподавателей — вплоть до создания международного бренда.
    6. Средства и методы обоснованной степени защиты обучающихся от потока случайных и преднамеренных деструктивных воздействий, прежде всего по интернет-каналам.

Таким образом, без принципиального изменения уровня технологической поддержки эффективный образовательный процесс в настоящее время, а тем более в будущем, невозможен.

Список литературы

  1. Smith, J. Lifelong learning in 2040 // J. Smith, M. Meaney / The Roosevelt Institute. — URL: rooseveltinstitute.org, 31.08.2016.
  2. Sikka, V. Life-long learning will be crucial in the AI era. Changing education essential to achieve the best from the new industrial revolution / V. Sikka // Financial Times, 17.07.2017.
  3. What skills will you need to be employable in 2030? // MIT Technology Review. — URL: technologyreview.com, 28.09.2017.
  4. Зотин, А. Рабовладельческий строй. Как мы будем жить при суперкапитализме / А. Зотин // Kommersant.ru, 04.11.2017.
  5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М.:Педагогика, 1989. — 192 с.
  6. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  7. Davliatova, M. The problem of timely training and retraining of workforce and innovative methods of the problem solution / M. Davliatova, Yu. Starodubtsev, T. Khnykina, Yu.E. Semenova // IOP Conference Series Materials Science and Engineering. — DOI: 10.1088/1757−899X/497/1/12 116.
  8. Стародубцев, Ю.И. Технология контролируемой аккумуляции и распространения научного и образовательного контента / Ю.И. Стародубцев, М.А. Давлятова, М.В. Митрофанов, Л.В. Котенко // Aktu ln Pedagogika. — 2019. — Т. 3, № 3(3). — С. 8−16.
  9. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984.
  10. Шеннон, К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. — М.: Изд-во иностр. лит., 1963. — 832 с.
  11. Котельников, В.А. Теория потенциальной помехоустойчивости / В.А. Котельников. — М.: Радио и связь, 1956. — 152 с.

Особенности адъюнктской подготовки
в военных вузах

В.Ф. Самохин, ученый секретарь ученого совета Военной академии связи (ВАС) им. С.М. Буденного, профессор, д.п.н., к.в.н.;
boiden13d@gmail.com
С.А. Багрецов, старший научный сотрудник, профессор ВАС им. С.М. Буденного, д.т.н.; sergeibagrecov@bk.ru
М.В. Митрофанов, начальник кафедры, доцент ВАС им. С.М. Буденного, к.т.н.; vonafortim@yandex.ru
О.С. Лаута, старший преподаватель кафедры ВАС им. С.М. Буденного, к.т.н.; laos-82@yandex.ru

УДК 001.32 / DOI: 10.34 832/ELSV.2020.9.8.002

Аннотация: Анализируется состояние подготовки адъюнктов в военных вузах (на примере Военной академии связи). Показано, что перевод адъюнктской подготовки с формы подготовки высших научных кадров в рамках послевузовского образования на один из уровней высшего профессионального образования (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», первый уровень — бакалавриат, второй — магистратура и специалитет, третий — аспирантура) отрицательно сказался на качестве работы адъюнктов над диссертациями, особенно на сроках их представления в диссертационные советы. Приведены результаты исследований по выявлению различного рода барьеров в адъюнктской подготовке. Предложен ряд мероприятий, реализация которых позволит оптимизировать работу научно-педагогических коллективов военных вузов с адъюнктами.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших направлений деятельности военных образовательных учреждений является подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации — докторов и кандидатов наук. По структуре, содержанию и организации она во многом тождественна подготовке аспирантов в гражданских вузах. Ускоренное возрождение научной аспирантуры включено в приоритеты национального проекта «Наука». Однако, как свидетельствует ряд публикаций, в работе с аспирантами, при подготовке и защите ими кандидатской диссертации возникает довольно много проблем [1, 2]. Факторы, влияющие на качество обучения в аспирантуре и результативность подготовки и защиты диссертаций, исследуются, в частности, в [3]. Выводы, к которым приходят эксперты, во многом распространяются и на подготовку адъюнктов в военных вузах. В то же время в военных образовательных учреждениях имеется определенная специфика.

ОСОБЕННОСТИ АДЪЮНКТУРЫ

Перевод адъюнктуры военных вузов из системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров на один из уровней высшего образования (теперь аспирантура — это не научная деятельность, а образование) породил не меньшие проблемы, чем в гражданских вузах. Среди наиболее критических — отсутствие в программе целевой установки на подготовку и защиту кандидатской диссертации. Как следствие, у соискателя снижается мотивация не только к защите диссертации в период учебы в адъюнктуре, но и к защите диссертации вообще.

Не способствует своевременной защите диссертации и значительное увеличение образовательной составляющей в учебной программе. Так, за период подготовки адъюнкт в соответствии с учебным планом [4] должен отработать 180 зачетных единиц (6480 часов учебных занятий). Возникает вопрос: можно ли в оставшееся время написать и защитить диссертацию? Ответ на него неоднозначный: если для кого-то этого времени вполне достаточно, то для основной массы его, как правило, не хватает. Не удивительно, что с переходом адъюнктуры под эгиду образования количество диссертационных работ, защищаемых в год окончания адъюнктской подготовки и даже в течение года после окончания адъюнктуры, значительно сократилось.

Специфика военной службы влияет и на то, что военнослужащие образовательного или научного учреждения, в том числе адъюнкты, обязаны нести службу в различного рода нарядах. Пусть даже привлекаются они, как правило, по минимуму, но отрыв от основного
вида деятельности весьма существенный.

Кроме того, для вузов силовых структур России, в отличие от гражданских вузов, установлено очень жесткое требование о защите в течение года после окончания адъюнктуры не менее 70% диссертаций. Добиться его очень сложно.

Исходя из сказанного, приходим к выводу, что в настоящее время адъюнктская подготовка сопряжена с целым рядом трудностей, которые отнюдь не способствуют своевременной подготовке и защите кандидатской диссертации.

Авторы статьи поставили перед собой задачу провести исследование по выявлению различного рода барьеров в адъюнктской подготовке и определению перечня мероприятий, направленных на более качественную подготовку диссертационных работ и их успешную защиту.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве инструмента исследования был выбран опрос адъюнктов Военной академии связи по заранее сформированному перечню вопросов, разбитых на семь групп в соответствии с основными направлениями деятельности соискателей в период адъюнктской подготовки. Обработка и анализ полученных результатов позволяют
сделать следующие выводы.

1. Основной целью поступления в адъюнктуру большинство опрошенных назвали стремление получить ученую степень и заниматься саморазвитием, из чего следует, что значительная доля адъюнктов любит не себя в науке, а науку в себе. Это фактор положительный.

2. Следующие два блока вопросов посвящены критериям выбора кафедры и научного руководителя. Самый распространенный ответ: выбранная кафедра близка соискателю по профилю занимаемой должности. На вопрос: «Какие проблемы возникали у вас с научным руководителем?» большинство опрошенных заявили, что в этом плане проблем как таковых не было, — и это, безусловно, тоже факт положительный. Тем не менее более 17% адъюнктов отметили, что их руководители перегружены учебными занятиями, другими видами деятельности, поэтому не могут уделять им достаточно времени.

3. Особого внимания заслуживает ответ на вопрос «Какие проблемы возникали у вас в период завершения диссертационной работы?». Практически не было проблем в этом плане у 50% опрошенных. Вместе с тем нельзя мириться с тем фактом, что более 21% адъюнктов
испытывают трудности с публикацией своих научных результатов. Проблема публикации научных статей адъюнктов в рецензируемых научных изданиях, в том числе из перечня Высшей аттестационной комиссии (ВАК), требует оперативного решения.

На вопрос «Кто помогал вам во время завершения и защиты диссертационной работы?» 42% назвали своего научного руководителя, почти 23% - профессорско-преподавательский состав кафедры и почти 16% - адъюнктов старших курсов обучения.

Не менее интересны и значимы мнения адъюнктов по другим аспектам обучения.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА АДЪЮНКТУРЫ

Результатом проведенного анализа стала выработка мероприятий, реализация которых должна оптимизировать работу научно-педагогических коллективов военных вузов по совершенствованию адъюнктской подготовки.

Серьезные коррективы следует внести в процесс отбора кандидатов на зачисление в адъюнктуру. Опыт последних лет показывает, что конкурс в адъюнктуру не превышает 2,0−2,5 претендента на место. Это служит сигналом для того, чтобы задуматься: а имеем ли мы достойных кандидатов для зачисления в адъюнктуру и как из этого скромного количества отобрать самых достойных. Бывает, что по целому ряду объективных показателей значительная часть кандидатов просто не соответствует требованиям.

Пытаясь найти решение проблемы повышения качества научных исследований и своевременной защиты диссертаций адъюнктами, многие вузы идут по пути сопровождения своих выпускников, проявивших в годы обучения заинтересованность в исследовательской работе, успешно окончивших учебу и способных к творческой деятельности. Такой рациональный подход, тем не менее, не панацея: далеко не все командиры воинских частей соглашаются отпустить хорошего офицера в вуз. Какой выход из положения? Военно-учебным заведениям необходимо поддерживать тесную связь с войсками, проводить разъяснительную работу с командирами частей о значении подготовки специалистов высшей квалификации для армии.

Много споров при организации вступительных экзаменов в адъюнктуру вызывает такой показатель, как средний балл кандидата. Здесь мнения порой противоположные: одни считают, что нет смысла ориентироваться на средний балл, другие предлагают ставить
его чуть ли не во главу угла. Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что средний балл кандидата, поступающего в адъюнктуру, должен быть в пределах 4,3−4,5 балла. Тем более что в настоящее время значительно повысились требования к качеству диссертационных работ в вопросах математического обоснования, теоретической доказательности предлагаемых решений. Отсюда вывод: кандидату с низкой общетеоретической подготовкой очень сложно соответствовать предъявляемым требованиям, а тратить годы учебы в адъюнктуре на то, чтобы «подтянуть» его до необходимого уровня — неоправданная потеря драгоценного времени и для абитуриента, и для вуза, и для армии.

Приведем еще одно доказательство того, что порядок зачисления кандидатов в адъюнктуру нуждается в совершенствовании. Решение о зачислении принимается, как правило, на основе вступительных экзаменов — и только после этого начинаются прикрепление уже адъюнктов к кафедрам и научным подразделениям, назначение им научных руководителей. Однако, как показывает исследование, в отборе адъюнктов без участия научных руководителей не обойтись. Идеальный вариант — если научный руководитель ведет кандидата от момента окончания вуза до службы в войсках и последующего поступления на учебу в адъюнктуру.

Требует модернизации и организация учебного процесса по программе адъюнктуры. Даже в случае принятия положительного решения о возврате к ранее существовавшей системе подготовки адъюнктов, о чем говорилось во введении, образовательная составляющая все равно останется. Чтобы обеспечить качественное обучение, предстоит отработать целый ряд дисциплин с установленными видами отчетности. При этом определяющую роль играет подбор преподавателей. Нужны профессионалы своего дела, яркие, творческие личности, исключительно ответственные, работающие не по приказу, а по призванию.

ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

На своевременность защиты диссертационной работы большое влияние оказывает возможность соискателя публиковать свои научные результаты. В последнее время значительно ужесточились требования к материалам, размещаемым в так называемых легитимных изданиях, под которыми понимаются издания из перечня ВАК. В соответствии с критериями Минобрнауки научные результаты соискателей должны публиковаться в изданиях ВАК, «покрывающих» конкретную специальность и отрасль науки. Следовательно, статьи адъюнктов должны засчитываться только при размещении их в изданиях по специальностям 20.00.00 «Военные науки». Но перечень таких изданий не дотягивает и до двух десятков, разместить в них свою работу адъюнкту очень трудно, а порой и просто невозможно, так как очереди на публикации — на год вперед.

Следует отметить, что до 2017 г. в зачет принимались публикации не только в изданиях, поддерживающих определенную военную специальность, но и в других из перечня ВАК — исходя из принципа единства предметной области или рассматриваемой проблематики в
опубликованной научной статье. Так, например, при представлении кандидата на присуждение ученой степени кандидата технических наук научные статьи можно было опубликовать в смежных по специальности изданиях. Такого рода изданий в перечне ВАК несколько десятков, что позволяло печататься в них большему количеству соискателей. Проблем с публикациями не было. Отмена с 2017 г. такой возможности привела к резкому снижению публикационной активности ученых и адъюнктов вузов.

В конце декабря 2018 г. были обнародованы новые правила публикации статей в журналах из перечня ВАК [5], согласно которым такие журналы имеют право размещать статьи только по уточненным для них группам специальностей. Это также существенно затруднило положение соискателей ученых степеней и званий.

Остается возможность печатать статьи, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, в изданиях, имеющих соответствующий гриф секретности (например, «Труды вузов», «Материалы межведомственных научно-технических конференций» и др.). В этом случае требования на публикацию такого рода научных статей в рецензируемых изданиях, т. е. в изданиях из перечня ВАК, не распространяются.

Таким образом, отказ учитывать публикации соискателей ученых званий в изданиях, не прикрывающих соответствующую специальность, нельзя считать оправданным. Главное при учете подобного рода публикаций, на наш взгляд, это соответствие содержания предлагаемой для опубликования научной статьи предметной области и сфере научных исследований по заявленной специальности.

ЗАЩИТА КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Вся деятельность адъюнкта проходит в составе кафедры или научного подразделения вуза, и успешная работа по подготовке и защите диссертации возможна только при благоприятных условиях в коллективе. Подбор научного руководителя, его психологическая совместимость с адъюнктом, сочетание требовательности с готовностью помочь младшему коллеге, когда исследование заходит в тупик, — все это имеет огромное значение. Роль коллектива кафедры в том и заключается, чтобы создать доброжелательную атмосферу научного сотрудничества и для адъюнкта, и для преподавателя на всех этапах работы над диссертацией.

Микроклимат внутри сообщества адъюнктов очень важен. Прямой обязанностью руководства структурного подразделения является формирование позитивной, доброжелательной обстановки, при которой адъюнкты считают себя равноправными его членами, их отношения строятся не на подчинении друг другу, а на дружбе и доверии. Этот вывод подтверждается опытом многолетней организации работы с адъюнктами на кафедре Военной академии связи.

Один из наиболее значимых этапов — оценка промежуточных результатов работы за год в формате отчетов соискателя перед коллективом кафедры. Порой такого рода отчеты пускаются на самотек, т. е. адъюнкт готовит отчет, в лучшем случае согласует его с научным руководителем и сразу выходит на кафедру. Тем не менее даже на годовые отчеты необходимо назначать рецензентов из числа сотрудников кафедры, а может быть, и представителей других учебных и научных коллективов.

Трудно переоценить роль предварительного обсуждения диссертации на кафедре. Этот процесс должен быть максимально приближен к порядку представления и защиты диссертации на специализированном совете, включая доклад о результатах работы, ответы на вопросы, выступления рецензентов, открытую дискуссию по доложенным результатам, рассмотрение проекта заключения. По тщательности рассмотрения, анализа, оценки полученных результатов действия кафедры должны быть даже более жесткими, чем это бывает во время защиты диссертации.

Заключительный этап — представление завершенной научной работы в специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. Он будет результативным при условии четкого выполнения изложенных в Положении о порядке присуждения ученых степеней требований по всем составляющим процесса подготовки и защиты диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные в статье рекомендации по совершенствованию подготовки военнослужащих офицерского состава, проходящих обучение в адъюнктуре и стремящихся к научной или научно-педагогической работе, могут быть приняты за основу в деятельности соответствующих должностных лиц и органов управления высших военно-учебных заведений.

Однако рассмотренные проблемы, имеющие место в ходе адъюнктской подготовки и при представлении к защите диссертации на соискание ученой степени, актуальны для высших учебных заведений не только Министерства обороны Российской Федерации, но и для вузов практически всех федеральных органов исполнительной власти страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сенашенко, В.С. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования / В.С. Сенашенко //Высшее образование в России. — 2016. — № 3(199). — С. 33−43.
2. Рыбаков, Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотные исследования первого выпуска / Н.В. Рыбаков //Высшее образование в России. — 2018. — № 7. — С. 86−95.
3. Матушанский, Г. У. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации / Г. У. Матушанский, Г. В. Запада, Ю.Г. Матушанская // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28. № 8−9. — С. 55−66.
4. Учебный план подготовки адъюнктов по направлению подготовки: 56.07.01 Военные науки (очная форма обучения). — СПб.: ВАС, 2018. — 6 с.
5. Новые правила публикации статей в журналах из перечня ВАК // Бюллетень ВАК Минобрнауки РФ. — М.: 2019, № 3.

Рубрики и ключевые слова