«Олимпиада-80» и ее ТВ-обеспечение

Благодаря специалистам отрасли связи Советского Союза более двух миллиардов телезрителей во всем мире смогли увидеть торжественное открытие «Олимпиады-80», прямые трансляции многочисленных спортивных соревнований и, наконец, волнующую церемонию закрытия с улетающим в небо Олимпийским Мишкой.

Александр Глыбин, ведущий инженер кафедры телевидения и метрологии СПбГУТ

Елена Дубинина, ведущий инженер кафедры телевидения и метрологии СПбГУТ

Олимпийский телерадиокомплекс

Сорок лет назад состоялась «Олимпиада-80» — ХХII летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. В этом знаменательном для всей страны событии принимали участие не только спортсмены, судьи, болельщики, но и специалисты отрасли связи Советского Союза. Благодаря им более двух миллиардов телезрителей во всем мире смогли увидеть торжественное открытие «Олимпиады-80», прямые трансляции многочисленных спортивных соревнований и, наконец, волнующую церемонию закрытия с улетающим в небо Олимпийским Мишкой.

Москву избрали городом — организатором ХХII летних Олимпийских игр в октябре 1974 года на 75-й сессии Международного олимпийского комитета. С этого момента и началась работа над телевизионной картинкой «Олимпиады-80» и обеспечением ее трансляции по всему миру. За пять с половиной лет в Москве рядом с Останкинским телецентром предстояло построить Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК), оснастить его самой современной аппаратурой и подготовить несколько десятков передвижных телевизионных станций (ПТС) для организации показа соревнований на различных спортивных аренах в реальном масштабе времени.

К середине 70-х годов в Советском Союзе уже сформировалась довольно мощная телевизионная индустрия, работало цветное телевизионное вещание, существовали спутниковые системы связи, были подготовлены квалифицированные технические и творческие работники.

Разработка и внедрение в производство нового поколения телевизионной аппаратуры для ОТРК и ПТС были поручены Всесоюзному научно-исследовательскому институту телевидения (ВНИИТ), имевшему большой опыт создания ТВ-аппаратуры как для отечественных телецентров, так и для телецентров социалистических стран Восточной Европы.

Главный конструктор Олимпийского телерадиокомплекса И.А. Росселевич

Было принято решение оснастить Олимпийский телерадиокомплекс и передвижные телевизионные станции аппаратурой третьего поколения, использующей в качестве элементной базы транзисторы и интегральные микросхемы. Это оборудование позволяло значительно расширить технические и творческие возможности создателей телепрограмм, использовать различные спецэффекты, электронную рирпроекцию, раскрашивание фона и титровых надписей. Главным конструктором ОТРК был назначен руководитель ВНИИТ Игорь Александрович Росселевич, который с 1954 года возглавлял все направления работы института.

Телевизионная камера КТ-132

Наиболее важным звеном телевизионной системы, определяющим исходное качество изображения, является телевизионная камера. Созданию камеры нового поколения во ВНИИТ было уделено особое внимание. В 1974 году в рамках заказа «Перспектива» началась разработка цветной камеры КТ-132, которая должна была стать основной камерой для аппаратно-студийных блоков (АСБ) телецентра и ПТС. Главным конструктором КТ-132 стал начальник лаборатории вещательного телевидения ВНИИТ Борис Абрамович Берлин. К тому времени в его активе уже были разработки нескольких черно-белых камер, заказ «Большая Москва», в рамках которого при его активном участии создавалась студийная аппаратура для Останкинского телецентра, и, наконец, создание цветных камер КТ-116 и КТ-116М — первых отечественных цветных ТВ-камер на плюмбиконах. Б.А. Берлин обладал незаурядными качествами инженера и хорошими организаторскими способностями, он всегда умел находить верные технические решения, отлично владел информацией о последних достижениях зарубежной телевизионной техники.

Главный конструктор телевизионной камеры КТ-132 Б.А. Берлин

Для создания телевизионной камеры Б.А. Берлину требовалось объединить усилия многих специалистов в различных областях телевидения, ведь надо было разработать основную концепцию построения камеры, обосновать и выдать технические задания на создание отдельных блоков, скоординировать работу смежных отделов и на завершающем этапе провести комплексную настройку и сдачу изделия межведомственной комиссии.

В КТ-132 использовалась трехтрубочная светоделительная схема WRB с расширенной спектральной характеристикой канала W, которая обеспечивала более высокую по сравнению с камерами второго поколения чувствительность при работе в условиях низкой освещенности. Камера имела тонкий 6-жильный кабель для соединения с технической аппаратной. Его длина могла достигать 1000 метров, в то время как у камер второго поколения использовался толстый 60-жильный кабель, максимально возможная длина которого составляла 600 метров. Кроме того, наличие большого числа автоматических настроек заметно снижало требования к уровню квалификации персонала и сокращало время подготовки новой камеры к выходу в эфир. Все эти качества делали камеру КТ-132 особенно привлекательной для использования в составе ПТС при внестудийном вещании.

Уже в начале 1975 года во ВНИИТ было изготовлено несколько опытных образцов камеры КТ-132, один из которых было решено представить на первой международной технической выставке «Связь-75» в Москве. Для этого был подготовлен комплект аппаратуры, в состав которого входила камера КТ-132, блок камерного канала, синхрогенератор, кодирующее устройство системы СЕКАМ, осциллограф и видеоконтрольное устройство. На подиуме в советском павильоне выставки разместили камеру на штативе, стойку с аппаратурой и цветной телевизор «Рубин-110», на экран которого выводилось изображение, передаваемое с камеры. В поле зрения камеры была вращающаяся площадка с игрушками и куклами в национальных костюмах народов СССР. Кроме того, время от времени инженер-стендист, встав за камеру, демонстрировал работу оператора, показывая на экране телевизора людей, находившихся вокруг подиума. В 1975 году это вызывало настоящий восторг у публики. За две недели работы выставки камеру КТ132 осмотрели тысячи посетителей, среди которых были и технические специалисты из Франции и ФРГ, представлявшие телевизионное оборудование известных фирм Thomson CSF и Bosch-Fernseе. Они отмечали высокий технический уровень советской аппаратуры.

Для обеспечения трансляций Олимпиады требовалось изготовить около 300 телевизионных камер, большинство из которых должны были работать в составе новых ПТС.

ВНИИТ предстояло выполнить огромный объем работ:

  • разработать на новой конструктивной базе «Перспектива ЦТ» телевизионную аппаратуру для АСБ и аппаратно-программных блоков (АПБ) строящегося Олимпийского телерадиокомплекса и создать на базе этой аппаратуры новую ПТС;
  • подготовить и передать на заводы необходимую техническую документацию для организации серийного производства;
  • обеспечить техническую помощь производству в настройке и сдаче головных партий аппаратуры;
  • оказать помощь в комплексной настройке камер в составе изготовляемых ПТС и АСБ.

Производство камер КТ-132 было передано на Новгородский телевизионный завод «Волна». Оттуда готовые изделия отправлялись на Шауляйский телевизионный завод, где изготавливали и настраивали АСБ, АПБ и ПТС. Новые ПТС, собранные на базе ЛиАЗ-5932, получили название «Магнолия». Их серийное производство началось в Шауляе в 1977 году. В состав каждой ПТС входило четыре камеры КТ-132, три из них оснащались 10-кратным вариообъективом «Радуга», а четвертая − вариообъективом «Сокол» с 20-кратным увеличением.

Кроме того, КБ Кировоградского телевизионного завода радиоизделий разработало на базе полуприцепа ОдАЗ-9961, буксируемого седельным тягачом КамАЗ-5410, передвижную видеозаписывающую станцию третьего поколения ПТВС-3ЦТ, в состав которой входили три камеры КТ-132 и один студийный видеомагнитофон «Кадр-3П», выпускаемый Новосибирским заводом точного машиностроения.

Для прямых трансляций соревнований с 29 спортивных арен Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и Таллина планировалось использовать около семидесяти ПТС. Предполагалось, что часть оборудования поставят зарубежные телевизионные компании, выкупившие права на показ Олимпиады. Для них подготавливались студийные помещения, бронировались места установки камер на всех спортивных объектах. Кроме того, планировалось дополнительно закупить импортное телевизионное оборудование на 25−30 миллионов долларов.

Однако ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года привел к обострению политического противостояния между СССР и США, и 20 января 1980 года президент США Джимми Картер объявил Олимпиаде в Москве бойкот, к которому присоединились еще 64 страны, в том числе и те, где производилось ведущее телевизионное оборудование. Так что планы импортных поставок рухнули и в оставшиеся до открытия Олимпиады считанные месяцы пришлось срочно организовывать импортозамещение.

В результате титанических усилий необходимые технические средства для телетрансляции «Олимпиады-80» были все же обеспечены. Шауляйский телевизионный завод изготовил около сорока ПТС «Магнолия» и практически все АСБ для Олимпийского телерадиокомплекса. Кировоградский телевизионный завод радиоизделий выпустил восемнадцать ПТВС-3ЦТ. Звуковое оборудование было получено из Венгрии по кооперации в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. В показе соревнований участвовали также несколько ПТС Berliet GR-260 с камерами третьего поколения TTV-1515 фирмы Thomson CSF, которые были закуплены московским телецентром еще до объявления бойкота.

Олимпийский телерадиокомплекс был сдан в эксплуатацию в конце июня 1980 года, всего за месяц до торжественного открытия Олимпиады. Он обеспечивал трансляцию 20 телевизионных программ более чем на 100 стран по 14 спутниковым каналам и шести наземным линиям связи. Большинство телевизионных показов осуществлялось камерами КТ-132.

Московская Олимпиада дала мощный импульс развитию цветного телевидения в нашей стране. После ее окончания «олимпийские» ПТС были переданы многим телецентрам Советского Союза, что позволило начать цветное телевизионное вещание в самых отдаленных регионах страны.

Учебные занятия в лаборатории цветного телевидения

В 1981 году Ленинградский электротехнический институт связи им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (ныне СПбГУТ) при содействии директора ВНИИТ И.А. Росселевича приобрел дикторскую аппаратную ДА2-ЦТ — телевизионный комплекс, включающий в себя две камеры КТ-132, а также оборудование видеоинженера, видеорежиссера и звукорежиссера. На базе этой аппаратуры на кафедре телевидения института была создана учебная лаборатория цветного ТВ, в которой в течение многих лет проводились учебные занятия и научно-исследовательская работа.

В настоящее время эта до сих пор действующая аппаратура находится под эгидой Культурно-просветительского центра «Музей СПбГУТ» и используется во время учебной практики и при проведении экскурсий для студентов и сотрудников университета. Оборудование имеет большую историческую ценность, так как представляет собой живой образец техники, с помощью которой на весь мир велась телетрансляция событий «Олимпиады-80».

Рубрики и ключевые слова