Виртуальный оператор «Поговорим» вышел в Москву

Виртуальный мобильный оператор Сбербанка «Поговорим» выходит в Москву, где надеется привлечь 10 тыс. абонентов тарифным планом за 499 руб. По оценке аналитиков, около 5–10 тыс. абонентов у Сбербанка уже есть в Санкт-Петербурге, а в перспективе одного-двух лет его база может достигнуть 100 тыс. человек. На рынок сотовой связи проекты такого масштаба пока не влияют, отмечают конкуренты.

Виртуальный мобильный оператор (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) Сбербанка «Поговорим», работающий на сети Tele2, запустил предзаказ сим-карт в Москве. Абонентов в этом регионе «Поговорим» будет подключать с 1 февраля, сообщили изданию «КоммерсантЪ» в пресс-службе оператора. В Москве он запустит новый тарифный план стоимостью 499 руб., который будет включать 1,5 тыс. минут, 20 Гб интернет-трафика и 3 тыс. SMS. Предложением смогут воспользоваться первые 10 тыс. абонентов, после чего тарифный план планируется снять с продаж.

В Санкт-Петербурге, где «Поговорим» запустился в августе 2017 года, абоненты могут выбрать для себя объем трафика и голосовой связи из 32 вариантов. Как уточнили в пресс-службе оператора, эти предложения не будут действовать в Москве. При этом всем абонентам с февраля будут доступны бесплатные SMS-сообщения в «Мобильный банк», оплата услуг связи бонусами Сбербанка «Спасибо» и Wi-Fi Calling (использование голосовых услуг в сети Wi-Fi).

Из открытых данных Россвязи следует, что ведомство выдало дочерней компании Сбербанка «Сбербанк-Телеком» 148 тыс. номеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также 100 тыс. в Москве и Московской области. Абонентскую базу в Санкт-Петербурге оператор не раскрывает. Аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин оценивает ее не более чем в 5−10 тыс. абонентов. В Московском регионе Сбербанк тоже быстро наберет заявленные 10 тыс. абонентов, а дальнейшая экспансия будет зависеть от ценообразования и тарифов, считает аналитик. На горизонте одного-двух лет «Поговорим» может ориентироваться на 100 тыс. абонентов, оценивает он.

Весь рынок MVNO в России охватывает 5,8 млн абонентов, следует из предварительной оценки «ТМТ Консалтинга». Проект Сбербанка только в начале пути, его текущие результаты мало что говорят о потенциале, осторожен в оценках гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. Он отмечает «щедрость» предложения, с которым «Поговорим» выходит на московский рынок: «Предлагается объем трафика в разы больший, чем потребляет средний абонент, при этом цена на уровне среднемосковского счета».

В декабре 2017 года MVNO «Тинькофф Мобайл» запустил в Москве и Санкт-Петербурге Тинькофф-банк. У него нет фиксированных тарифов — абоненты могут выбрать пакет минут, трафика или безлимитный доступ к группе приложений или сайтов. «Тинькофф Мобайл» в отличие от «Сбербанк-Телекома» выданы номера по всей России, в том числе 230 тыс. в Москве и Московской области и 150 тыс. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В пресс-службе Тинькофф-банка «Ъ» заявили, что довольны первыми результатами работы MVNO, но раскрыть абонентскую базу отказались.

В «МегаФоне» считают, что пока большинство запущенных в России MVNO не оказывают влияния на бизнес операторов. «Общемировая статистика также не в пользу MVNO: по данным GSMA, средняя EBITDA-маржа MVNO на развивающихся рынках находится в отрицательной зоне и составляет минус 260%», — отметили в пресс-службе компании. При этом большую часть российского рынка MVNO контролирует принадлежащий «МегаФону» виртуальный оператор «Скартел» (бренд Yota), выручка которого по итогам 2016 года увеличилась на 54%, до 21 млрд руб., а прибыль от продаж достигла 1,5 млрд руб.

Увеличение рынка MVNO идет только на пользу компании, так как снимает у многих клиентов барьер перед выбором виртуального оператора вместо традиционного, отмечает директор направления «Смартфон» в Yota Артемий Пономарев. В «Вымпелкоме» подтверждают, что выход «Сбербанк-Телекома» в Санкт-Петербург значимо не повлиял на рынок. В МТС отказались от комментариев.

Рубрики и ключевые слова