«Урок цифры» научит школьников безопасности в интернете

С 14 по 24 мая в российских школах пройдет четвертая акция «Урок цифры». Ее темой станет «Безопасность в интернете». Проект стартовал в декабре 2018 года по инициативе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерства просвещения и АНО «Цифровая экономика». Акцию поддерживают «1С», «Лаборатория Касперского», «Яндекс», Mail.Ru, благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», образовательная платформа «Кодвардс» и «Университет 20.35».

Основная цель ближайшего урока — объяснить школьникам, с какими угрозами они могут столкнуться в сети, какими могут быть последствия, а также обучить навыкам безопасного поведения в интернете. Особый акцент сделан на поведении в социальных сетях и онлайн-общении с друзьями. Соорганизатор четвертого «Урока цифры» — «Лаборатория Касперского». Урок пройдет в формате обучающей игры. В каждом задании школьник должен принять решение, которое поможет ему избежать онлайн-опасностей. Если ребенок сделает неверный выбор, ему будет показан короткий видеоролик, объясняющий, как правильно вести себя в подобной ситуации.

Из «Урока цифры» по кибербезопасности все школьники с 1-го по 11-й класс узнают о том, что такое кибербуллинг, как его избежать и почему не стоит самим принимать участие в травле. Ученики начальной и средней школы также познакомятся с такой темой, как приватность аккаунтов: из обучающей игры они узнают, какие пароли заводить для аккаунтов, как часто их менять и какие данные о себе можно оставлять в открытом доступе. Помимо этого, для самых юных пользователей — с 1-го по 4-й класс — предусмотрен блок «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Школьникам постарше — с 5-го по 8-й класс — предстоит познакомиться с фишингом, узнать, как от него уберечься и что делать, если все-таки попался на удочку мошенников. В свою очередь, старшеклассники узнают, в чем опасность личных встреч с интернет-друзьями, которых никогда не видел в реальной жизни, и почему не стоит слишком активно делиться в сети информацией о своей личной жизни.

«Масштабная цифровизация нашей жизни предъявляет повышенные требования к информационной безопасности. Недаром в национальной программе „Цифровая экономика“ есть даже отдельный одноименный федеральный проект, — напомнил глава Минкомсвязи России Константин Носков. — Эти вопросы настолько сложны, важны и касаются каждого, что готовить к ним нужно еще со школы. Поэтому темой четвертого, последнего в этом учебном году, „Урока цифры“ мы выбрали один из аспектов этих вопросов — безопасность в интернет-пространстве. Всем полезно как минимум знать о существующих киберугрозах, связанных с хакерскими атаками, опасным контентом, фишингом и другими видами интернет-мошенничеств, а в идеале — уметь противостоять им. Эти знания и умения особенно пригодятся в приближающиеся летние каникулы, когда школьники будут проводить в интернете больше времени, чем обычно».

«Дети зачастую просто не представляют, какие проблемы и сложные ситуации могут возникать в виртуальном пространстве и каковы их последствия, — прокомментировала министр просвещения России Ольга Васильева. — В этом смысле школа как нельзя кстати способствует эффективной подготовке в вопросах безопасного использования и развития навыков работы с интернет-средой, а подобные акции делают этот процесс максимально интересным не только школьникам, но и педагогам, и родителям».

«Современные школьники — пожалуй, первое поколение, для которого виртуальная реальность, интернет и технологии — по-настоящему неотъемлемая часть жизни. Что бы они ни делали и какую бы профессию ни выбрали в будущем, они так или иначе будут использовать интернет и гаджеты. Именно поэтому мы считаем крайне важным научить подрастающее поколение как минимум базовым навыкам „выживания“ в цифровом мире. Ключевой из них, на наш взгляд, — умение обходить киберугрозы и обеспечивать сохранность важной информации. Мы рады, что с помощью „Урока цифры“ мы можем донести ценные знания до всех школьников России», — отметил гендиректор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский.

«Современные дети проводят в интернете порой по несколько часов в день, при этом грань между виртуальным и реальным миром иногда незаметна. Незнакомцы из соцсетей могут причинить вред в реальности, „бесплатная“ игра при загрузке обернуться кибератакой и уничтожить все материалы на компьютере. Школьники зачастую просто не ожидают каких-либо реальных угроз среди любимых игр, общения и увлекательных блогов, и важно их предупредить о реальных рисках, научить безопасности в интернете», — уверен гендиректор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир.

С момента запуска сайта проекта на нем пройдено почти 12 млн игровых сессий, в регионах проведено более 200 открытых уроков с участием губернаторов, ИТ-министров и представителей компаний-партнеров. Например, в марте Сбербанк провел 96 открытых уроков по искусственному интеллекту. В апрельском уроке по проектному управлению, разработанному фирмой «1С», приняли участие 2,6 млн школьников. Лидерами по числу игровых сессий стали Омская (184 тыс.) и Московская (175 тыс.) области и Москва (83 тыс.), при этом Омская область стала первой и по вовлеченности школьников в урок: число игровых сессий составило 95,5% от количества учеников в регионе.

Рубрики и ключевые слова