Телекоммуникации — это мир

Журнал «Электросвязь» продолжает публикацию материалов к юбилею Регионального содружества в области связи (см. ЭС № 3, 5, 8, 10’2021). Свое видение развития организации, в которую вступил республиканским министром, а спустя какое-то время возглавил ее, представляет Нурудин Мухитдинов, Генеральный директор Исполнительного комитета РСС.

СООБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛОВ

ЭС: Нурудин Насретдинович, в чем, по Вашему мнению, причина столь оперативного создания Содружества связистов?

— Действительно, замысел образования межгосударственного координационного органа связистов от его воплощения отделяют всего несколько месяцев. Думаю, что образование РСС продиктовано, во-первых, объективной необходимостью: услуги связи нельзя прерывать ни на секунду, стыковочные линии должны работать безостановочно. Во-вторых, для членов нашего сообщества, которое формировалось по профессиональному, цеховому принципу, главное — это технологии, дискуссии были преимущественно по производственным вопросам. И, в-третьих, все мы родом из Советского Союза, многократно пересекались по работе. Контакт, координация, стыковка, связность — все это слова из нашего лексикона.

Следует понимать, что в те несколько месяцев уходившего в историю 1991 года, когда руководители и союзных, и республиканских министерств фактически были отстранены от работы, все средства коммуникации, тем не менее, функционировали: единая автоматизированная сеть связи, почта, международные линии связи, кабельные магистрали, радио, телевидение, производственные объединения по выпуску продукции средств связи. Задача заключалась в том, чтобы не разрушить то, что имелось. А основания для этого, учитывая центробежное движение политических и экономических сил внутри бывшего СССР, были. Требовалось создать надежный координирующий орган.

Работа велась с двух сторон — союзное министерство готовило платформу для потенциального объединения, руководители администраций связи бывших союзных республик убеждали свое руководство в выгодах вхождения в такой союз. Аргументы приводились весомые: необходимость сохранить существующие правила электросвязи и выработать новые, чтобы в дальнейшем взаимоувязывать решения уже на уровне отдельных государств.

Обретя статус независимых органов регулирования, мы столкнулись с огромными трудностями. Как переводить сети на новые планы нумерации? Как внедрять системы сигнализации ОКС-7? Как строить международные центры коммутации — их нигде в СССР, кроме как в Москве и Ленинграде, не было… Нужно было заново создавать правовую основу, обеспечить соблюдение требований законодательства, написать регламентирующие документы для практической работы отрасли — ничего этого тоже не было.

В качестве заместителя министра связи Таджикистана, а потом и руководителя ведомства я всегда мог позвонить в Москву и обсудить проблему со специалистами из первого состава Исполкома РСС во главе с Е.А. Манякиным. РСС того времени можно сравнить со справочным бюро или скорой помощью.

Спустя некоторое время, когда междугородная связь переросла в международную, национальные администрации столкнулись с необходимостью решать вопросы более высокого уровня ответственности: регулирование радиочастотного спектра, координация использования спутниковой связи и вещания, правовые аспекты регулирования отрасли…

Пришлось с нуля осваивать тонкости работы в глобальных организациях — Международном союзе электросвязи (МСЭ) и Всемирном почтовом союзе (ВПС). Трудно сказать, как сложилась бы ситуация с защитой национальных интересов, не будь за нашей спиной РСС, формат работы которого обеспечил возможность совместно готовить предложения и выносить их на обсуждение в рамках важнейших форумов.

Веским доказательством плодотворности согласованной региональной политики развития отрасли стало отсутствие конфликтов между странами в области использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит, лицензирования, сертификации. За 30 лет РСС доказало способность решать проблемные вопросы.

Благодаря таким тесным контактам вхождение республик в рынок было гармоничным.

ЭС: Как мог бы выглядеть «список Мухитдинова», если бы вы задумали составить Книгу славы РСС?

— Хотелось бы воздать должное всем, кто вложил огромный труд, знания, энергию в создание Содружества. Назову тех, кто в 1991 году был в авангарде: Геннадий Георгиевич Кудрявцев (министр связи СССР), Владимир Борисович Булгак (министр связи Российской Федерации), Владимир Иванович Деликатный (председатель Государственного комитета по связи Украины), Иван Михайлович Грицук (министр связи Республики Беларусь), Игорь Вадимович Ульянов (министр связи Казахской ССР), Евгений Алексеевич Манякин (первый заместитель министра связи СССР, первый генеральный директор Исполкома РСС), Ш. Г. Мусаев (министр связи Азербайджана), Т.Г. Погпатян (министр связи Армении), Тимофей Иванович Андрос (министр связи Молдовы), И.У. Усманов (министр связи Таджикистана), Шахаргельды Мурадов (министр связи Туркменистана), Комилджон Рахимов (министр связи Узбекистана), Борис Петрович Бутенко (первый заместитель министра связи Российской Федерации). Прошу простить, если навскидку вспомнил не всех. Идею сохранения единства в области связи активно поддерживали и авторитетные представители сообщества связистов, в том числе Василий Александрович Шамшин (министр связи СССР в 1980—1989 гг.).

ЭС: Что конкретно дало отрасли связи Таджикистана членство в РСС?

— Результаты активной работы не заставили себя ждать: несмотря на экономическую нестабильность связь в республике работала устойчиво. Общими усилиями мы довольно безболезненно осуществили мягкий переход на международные расчетные таксы по взаиморасчетам за услуги электросвязи, не допустили скачка тарифов. Более того, мы сохранили взаимодействие общих систем связи на пространстве СНГ — производственная кооперация не была нарушена. На переходный период действовала нормативная база, наработанная в СССР.

В 2003 году Таджикистан стал лидером по цифровизации — в Средней Азии точно. В Душанбе и в областных центрах все декадно-шаговые и координатные телефонные станции были заменены на цифровые, в том числе благодаря кредиту Европейского банка реконструкции и развития. На стыках двух станций устанавливались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. В результате практически полностью связь была переведена в цифровой формат, заменена или расширена кабельная сеть передачи данных. Получила развитие импульсно-кодовая модуляция для скоростной и дальней трансляции.

Это было особенно актуально в свете того, что Президент Республики поставил перед связистами Таджикистана серьезную задачу: мы должны были запустить через космос национальную программу телевещания на таджикском языке. В Советском Союзе, мы это помним, была надежная сеть телевизионного спутникового вещания — программы ОРТ, РТР могли принимать ТВ-сигнал повсеместно. Но территорию Таджикистана на 93% образуют горы, где средствами наземного вещания обеспечить передачу сигнала невозможно. Чтобы население страны получило возможность смотреть национальные программы практически везде, был использован опыт работы наших коллег с современными технологиями. И 31 декабря 1999 года таджикская программа национального телевидения была выведена на орбиту (см. ЭС'2019, № 3, с. 12). Причем у нас был хороший пример перед глазами — первая среди стран РСС программа национального телевидения появилась в Казахстане.

Государственное вещание чрезвычайно важно для обеспечения единства страны. В Таджикистане (на Памире и в других районах) много этнических групп, у которых свой язык. Но для них важно получать информацию на государственном языке, видеть «картинку», тем более в условиях политической нестабильности. Возможность получать услуги телевещания способствует установлению мира и стабильности. Когда две противоборствующие стороны оказываются по разные стороны баррикад, они понимают, что живой диалог у них вряд ли получится. По телефону общаться легче, хотя контакт возникает не всегда с первого раза. Связисты сильно поспособствовали установлению мирных отношений между конфликтующими сторонами. А в результате получилось «оши сулх» — в переводе с таджикского языка это «мирное угощение», или другими словами — пир на весь мир. Телекоммуникации несут с собой мир.

Постепенно в Таджикистане была создана телекоммуникационная сеть, учитывающая интересы государственных и бизнес-структур, защищенная современными средствами, способная функционировать в условиях рыночной экономики.

ЭС: Были ли альтернативы РСС — другие сообщества с подобными целями координирования, сотрудничества, взаимопомощи?

— Назвать альтернативами это трудно. Скорее, предпринимались отдельные попытки развалить РСС и создать на пространстве Содружества другие структуры — масштаба субрегиона или даже региона — с целью получить рычаги влияния на него. Когда мы проводили анализ таких структур, то насчитали более десятка подобных организаций, работающих на территории стран СНГ.

Возьмем, например, «Восточное партнерство», которое изначально было направлено на доминирование на пространстве постсоветской Европы путем развития интеграционных связей Евросоюза только для шести стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины. В отношении пяти стран — бывших республик Советского Союза, представляющих Центральную Азию, а также Российской Федерации вопрос членства в программе даже не рассматривался. И это несмотря на то, что инициаторы данного проекта Европейского союза призывали: «Давайте следовать принципам демократии!».

Результаты этой работы на примере взаимодействия Восточного партнерства в Республике Беларусь достаточно показательны.

РСС достойно выдержало конкуренцию с различными проектами политико-экономического объединения постсоветских республик, представив свое будущее развитие. В этом плане Исполком РСС внес серьезную лепту как объединяющий элемент Содружества.

ЭС: Однако три страны вышли из РСС…

— Так говорить некорректно. Действительно, Исполком Регионального содружества в области связи получил письма, в которых сообщалось, что в Украине и Молдове было принято решение ввиду неких обстоятельств приостановить членство в РСС. Сообщая об этом, администрации связи этих государств выражали благодарность РСС в целом и Исполкому в частности, в том числе за сотрудничество. Какой-либо критики в адрес всего РСС или Исполкома не прозвучало, фактов нарушения Устава Содружества или ущемления прав Государств-Членов не было. Таким образом, Украина и Молдова из Организации не выходили, а приостановили членство.

Что касается Грузии, то эта страна членство официально не приостанавливала, но по понятным причинам свела сотрудничество в рамках Содружества к минимуму.

Тем не менее частные грузинские операторы продолжают свое участие в РСС и активно сотрудничают с организацией. Уверен, время все расставит по своим местам, и мы не теряем надежды увидеть эти страны в дружной семье РСС.

Вместе с тем в мае 2020 года правительство Монголии приняло решение о вступлении в РСС Управления связи и информационных технологий (CITA) в качестве полноправного члена в соответствии с нормативными документами РСС. В результате рассмотрения данного вопроса Советом глав АС РСС было принято решение предоставить Управлению связи и информационных технологий Монгольской Народной Республики статус полноправного члена в Совете глав АС РСС.

Также ведется работа с рядом администраций связи по их вступлению в РСС.

НА ПУТИ К ТЕЛЕКОМУ

ЭС: Вспомните себя, каким вы были 30 лет назад: молодой, в меру амбициозный, энергичный министр недавно образованного государства. С какими чувствами и запросами вы приезжали на мероприятия РСС?

— Я связист по образованию, по убеждению, по духу. Начиная со школы, с уроков физики, мне нравилось заниматься схемами, изучать радиотехнику, разбираться, как работают различные приборы. Потом был Ташкентский институт связи, работа в стройотрядах. На Алтае и на Иссык-Куле мы практически познавали азы строительства проводных воздушных и кабельных систем связи. Некоторые линии работают до сих пор. Одним словом, без связи я себя не представлял.

При этом в далеком 1987 году мои предложения по научному подходу к структуре отрасли упоминались в журнале «Вестник связи».

К тому времени у меня уже были интересные наработки. В частности, кандидатскую диссертацию в области экономики я писал по актуальной для того времени теме: «Структурная и инвестиционная политика в отрасли». Я ее защищал, когда уже занимал должность заместителя министра. Тогда перед Минсвязи СССР остро стоял вопрос внедрения эксплуатационно-технических узлов связи (ЭТУС), объединяющих линейно-технические цеха в областях. Это весьма непростая структура с довольно сложной схемой расчета объема продукции, собственных доходов, тарифных планов, прибыли.

ЭТУСы были очень нужны, особенно там, где не хватало специалистов для обслуживания, в частности, сельских автоматических станций, таких как координатные АТСК-50/200, а также для радиофикации. Чтобы техника работала, нужны бригады, лаборатории, их надо было переводить на самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Эта концепция так называемых «трех С» требовала, чтобы предприятие работало на себя и само зарабатывало деньги, т. е. чтобы была доходная часть, а это предполагает оказание услуг населению, — все шло к коммерциализации. Данный вопрос и обсуждался на страницах журнала «Вестник связи». Меня как практика (тогда главного инженера Курган-Тюбинского ПТУС) привлекли к дискуссии, и я поддержал эту полезную инициативу. С тех пор много воды утекло, и теперь особенно четко видно: если бы удалось сделать ЭТУСы доходными, то это и был бы телеком.

В 1994 году, когда я впервые стал участвовать в заседаниях Совета глав, то встретил очень доброжелательное отношение со стороны своих коллег. Они излучали энергию, понимание свалившихся на них проблем. Все руководители администраций связи были в одинаковой ситуации. Шел процесс преобразований, работа проходила в очень дружественной обстановке. Общаться всегда было легко.

Многие из нас были связаны товарищескими отношениями. В дальнейшем эйфория первых лет существования Содружества уступила место деловым связям. Но сохранилось главное — равноправие и взаимоуважение в принятии решений, коллегиальность, открытость и взаимопомощь.

ЭС: А спустя какое-то время вы оказались на высшей ступени организации. Как это произошло? Вам поступило предложение, от которого было невозможно отказаться?..

— В январе 2003 года часть правительства Таджикистана была отправлена в отставку, и я в том числе. Наш президент Эмомали Рахмон мотивировал это необходимостью ротации состава правительства страны. Я к тому времени отслужил в должности министра связи уже семь лет и, естественно, был в хороших отношениях с коллегами по РСС, поэтому, проинформировав их по факсу об отставке, обратился к ним с просьбой продолжать сотрудничество с АС Таджикистана. Добрые рабочие отношения и в рамках Содружества, и на двусторонней основе не должны пресекаться: нельзя же выпасть из общего телекоммуникационного, почтового, медийного пространства на планете!

Буквально на следующий день Председатель Совета глав АС РСС (тогда им был министр информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Рейман) позвонил мне и сообщил, что ряд глав АС РСС инициировали идею выдвинуть меня на выборную должность генерального директора Исполкома РСС. Евгений Алексеевич Манякин, в то время руководивший Исполкомом, был уже в солидном возрасте, у него появились проблемы со здоровьем, вследствие чего возникла необходимость обновить состав исполнительного органа.

Так что и образование, и профессия, и довольно высокий статус — все указывало на то, что я должен оправдать предложение коллег. Поэтому я ответил Л.Д. Рейману, что с удовольствием продолжу трудиться на поприще РСС.

Леонид Дододжонович, надо отдать ему должное, приложил немало усилий к решению данного вопроса. Их результатом стало то, что Президент Таджикистана подписал официальное письмо на имя руководителя Совета глав АС РСС Л.Д. Реймана, в котором подтвердил согласие на участие Мухитдинова Н.Н. в открытом конкурсе на должность Генерального директора Исполкома РСС.

В июне на очередном Совете глав АС РСС, совпавшем с 300-летием Санкт-Петербурга, я был избран тайным голосованием генеральным директором Исполкома РСС.

НОВЫЕ ВВОДНЫЕ

ЭС: В в столице Узбекистана Ташкенте запланировано 57/27-е совместное заседание Совета глав АС РСС и Координационного совета государств — участников СНГ по информатизации (КСИ) при РСС. Почему порядковый номер высшего органа управления РСС не коррелирует с юбилейной датой?

— В период формирования нормативных документов РСС министры собирались четыре раза в год, а иногда момент требовал встречаться каждый месяц. Это яркий показатель необходимости общения и консультаций, острой потребности в обмене опытом. Каждый из нас постоянно сталкивался с новыми вводными — никто не был готов к развалу СССР, созданию независимых государств… Это событие расценивалось с разных позиций. Встречи были живые, актуальные, без помпезности и эффекта. Надо было решать вопросы здесь и сейчас.

Причем речь идет не о шатании, а о поисках понимания того, как развивать отрасль в самых разных направлениях: принципы разделения имущества, система подчинения, форма собственности создаваемых телекоммуникационных компаний, особенности акционирования.

Так постепенно решались сложнейшие вопросы внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий в странах — членах РСС.

Поэтому по предложению АС РСС с 2012 года Совет глав стал проводиться один раз в год.

ЭС: Что можно сказать о достижениях РСС в настоящее время? Каковы реалии дня сегодняшнего?

— В первую очередь следует назвать результаты работы по выполнению решений Совета глав администраций связи РСС, Координационного совета государств — участников СНГ по информатизации при РСС и рабочих органов РСС согласно Планам мероприятий РСС, МСЭ и ВПС, а также по Стратегическим направлениям деятельности РСС на определенный период.

Для принятия согласованных решений в 2020 году Исполнительный комитет РСС для работы в очном формате, по видеоконференцсвязи и по переписке собрал около 500 специалистов и экспертов АС РСС. В рамках 56/26-го совместного заседания Совета глав АС РСС и Координационного совета было рассмотрено 32 вопроса и по ним принято 31 согласованное решение. На 10 заседаниях комиссий РСС, в том числе совместных с Советом операторов электросвязи и инфокоммуникаций РСС, Советом операторов почтовой связи РСС, а также на заседании Экспертного совета Межпарламентской ассамблеи СНГ — РСС обсуждалось более 85 вопросов. Состоялось 12 заседаний рабочих групп, на которые были вынесены для обсуждения более 70 вопросов.

Весь 2021 год мы ведем работу по подготовке и участию в таких международных форумах, как 27-й Конгресс ВПС, 6-й Всемирный форум по политике в области электросвязи/ИКТ (ВФПЭ-21), Всемирная конференция развития электросвязи МСЭ (ВКРЭ-21), Всемирная ассамблея по стандартизации электросвязи 2022 года (ВАСЭ-20), Полномочная конференция МСЭ 2022 года (ПК-22), Ассамблея радиосвязи 2023 года и Всемирная конференция по радиосвязи МСЭ 2023 года (АР-23/ВКР-23).

Исполнительный комитет РСС выполнил значительный объем работы по организации и наделению полномочиями представителей администраций связи РСС для участия во многих мероприятиях Международного союза электросвязи, Всемирного почтового союза и международных региональных организаций электросвязи с использованием различных платформ для видеоконференцсвязи.

ЭС: Главные, системообразующие задачи для РСС незыблемы — это координация действий, представление интересов региона на международной арене. Но время диктует и новые вызовы. С какими проблемами сталкивается Содружество сегодня?

— Процесс реформирования должен продолжаться постоянно. Отличительной особенностью нашего времени стало распространение в мире коронавирусной инфекции COVID-19, которая затронула все сферы жизнедеятельности человека, в том числе телекоммуникации и связь, и мало кто знает, как с ней бороться. Пандемия породила целый ряд новых задач, высветила преимущества успешной цифровой трансформации, способствовала внедрению информационно-коммуникационных технологий в жизнь и стала мощным двигателем к изменению многих бизнес-решений.

Региональное содружество в области связи уделяет большое внимание поиску новых совместных решений по борьбе с коронавирусной инфекцией. Администрациями связи РСС и операторами почтовой и электросвязи накоплен положительный опыт, приняты своевременные и оперативные решения по выходу из создавшегося кризиса.

Эпидемия подстегнула и заставила заниматься информатизацией всех. Новый импульс получило внедрение цифровизации в систему здравоохранения; министерства образования и просвещения переводят учащихся на дистанционное обучение и т. д. Сегодня РСС активно сотрудничает с Органом Отраслевого Совета по здравоохранению СНГ. Представители администраций связи Азербайджанской Республики, Республики Узбекистан и Исполнительного комитет РСС участвуют в заседаниях Рабочей группы по созданию совместимых телемедицинских услуг, на которых обсуждались вопросы формирования взаимоувязанных систем в области телемедицины.

Необходимость такой работы очевидна в соответствии с полномочиями РСС как координирующего органа в СНГ в области связи и информатизации. И здесь особое значение придается Координационному совету по информатизации стран — участниц СНГ. Это управляющий орган, созданный в 2002 году решением Совета глав правительств для координирования работы по информатизации в различных отраслях народного хозяйства, нацелен на работу по цифровизации отраслей.

Все АС решают разные задачи, и Исполком должен учитывать это в своей работе. Даже названия у ведомств разные. В 1991 году соглашение об образовании РСС подписывали руководители министерств связи, а сегодня в наших республиках нет двух одинаковых названий администраций связи — в ряде АС появилось слово «цифра»: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана, Министерство цифрового развития Кыргызской Республики, Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан. Пришли новые руководители АС, и они видят необходимость решения задач, в первую очередь, своей страны и только во вторую — международных вопросов. Поиску ответов на эти решения способствуют взаимные консультации.

В этом контексте должен подчеркнуть важность и необходимость объединения усилий телеком-сообщества в глобальном масштабе. Недавно мы были свидетелями первого коллапса в телекоммуникациях мирового масштаба. WhatsApp, Facebook, Instagram прекратили свою работу. Потери в денежном эквиваленте, конечно, существенны, ущерб нанесен и телекоммуникационным системам наших стран. Есть над чем задуматься.

На прошедшем 15 октября 2021 года заседании Совета глав государств СНГ было принято Заявление глав государств — участников Содружества Независимых Государств в связи с 30-летием СНГ, которое является ориентиром и посылом для РСС на новом витке своего развития.

Для реализации поставленных целей в РСС имеется необходимый потенциал, высококвалифицированные и компетентные специалисты, современно мыслящие руководители.

Ключевым фактором дальнейшего углубления экономической интеграции и устойчивого развития стран-участников РСС является интенсивное цифровое развитие, обеспечение информационной безопасности информационно-телекоммуникационных систем и сетей государств-участников СНГ, широкое применение инноваций, промышленной кооперации, развитие международных транспортных коридоров, гармонизация нормативной правовой базы в области информатизации.

Деятельность РСС и впредь будет направлена на благо стран — участников РСС и всего мирового сообщества.

Беседовала Ирина Богородицкая

Рубрики и ключевые слова