Сроки полноценного введения Системы 112 провалены

К концу 2018 г. Система 112 постоянно эксплуатировалась только в 17 из 85 регионов РФ. К таким выводам пришла Счетная палата РФ (СП), проанализировав исполнение соответствующей ФЦП. Согласно программе, полноценно и повсеместно система должна была заработать до конца 2017 г. Аудиторы СП одной из причин провала сроков реализации ФЦП назвали сокращение объемов ресурсного обеспечения в пять раз. Так, общее финансирование программы с 2013 г. по 2017 г. сократилось с 65,8 млрд руб. до 11,5 млрд руб. Ознакомившись с отчетом СП, президент РФ поручил правительству РФ проработать вопросы ресурсного обеспечения и предусмотреть новые сроки развертывания Системы 112 на всей территории РФ. Кроме того, должна быть возобновлена работа над принятием федерального закона, регламентирующего работу Системы 112.

Создание во всех субъектах РФ системы вызова экстренных служб по единому номеру 112 должно было обеспечить их оперативное комплексное реагирование на сообщения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях. Однако, создать единую скоординированную систему реагирования на вызовы не удалось, сообщает ComNews. По факту к концу 2018 г. Система 112 находилась в постоянной эксплуатации лишь в 17 субъектах РФ. На их долю приходится менее 15% территории, где проживает около 28% населения России.

Как констатировал начальник инспекции Счетной палаты РФ Михаил Поляков на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной проблемам внедрения Системы 112, на текущий момент Система 112 введена в эксплуатацию в 20 регионах. Еще в трех регионах есть соответствующие приказы Минкомсвязи о введении в эксплуатацию системы в апреле 2019 г.

По данным МЧС, на сегодняшний день в полном объеме система работает лишь в 26 субъектах РФ. Как сообщил начальник отдела координации создания Системы 112 МЧС Сергей Панов, на текущий момент Система 112 при координации МЧС и поддержке других ФОИВ развернута и прошла государственные приемочные испытания в 75 субъектах РФ. Из них в 69 субъектах эти испытания признаны успешными.

«Для ввода в постоянную эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов РФ не только необходимо развернуть Систему 112 с полным функционалом на всей территории региона — при звонке абонента на номер 112 ему должен ответить живой оператор системы — и успешно пройти государственные приемочные испытания, но и выполнить рекомендации госкомиссии. В том числе обеспечить информационное взаимодействие с ведомственными системами экстренных оперативных служб, а также провести аттестацию Системы 112 на соответствие требованиям защиты информации — персональных данных звонящего», — пояснил представитель МЧС. Сергей Панов напомнил о том, что, несмотря на работу единого номера 112, номера 101, 102, 103, 104 будут по-прежнему продолжать свою работу.

Недофинансирование Системы 112

Концепция федеральной целевой программы (ФЦП) «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру „112“ в РФ на 2012−2017 гг.» была утверждена распоряжением правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 716-р. На Систему 112 собирались направить 65,8 млрд руб. Из которых 22,9 млрд руб. планировали выделить из федерального бюджета, 19,3 млрд руб. — из бюджетов субъектов РФ и 23,6 млрд руб. — из внебюджетных источников.

Позднее ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру „112“ в РФ на 2013−2017 гг.» была утверждена постановлением правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 223. Следует отметить, что финансирование ФЦП менялось трижды. В последней редакции общий объем финансирования программы в период с 2013 г. по 2017 г. составил 11,5 млрд руб. Из них 5 млрд руб. — это средства федерального бюджета, а 6,5 млрд руб. — финансирование субъектов РФ. В отличие от концепции в ФЦП 112 средства за счет внебюджетных источников не предусматривались.

По данным Счетной палаты, в результате изменений общий объем финансирования ФЦП 112 снизился в 3,5 раза (с 40,4 млрд руб. до 11,5 млрд руб.). За время реализации программы объем средств федерального бюджета сократился на 78%, тогда как бюджеты субъектов РФ — на 63%.

Регионы потратили больше, чем следовало

Вместе с тем анализ представленной субъектами РФ информации показал, что объем привлеченных средств из бюджетов превышает объемы, предусмотренные ФЦП. Так, объем финансирования из бюджетов субъектов РФ на создание Системы 112 оказался более чем на 4 млрд руб. выше бюджета, предусмотренного в ФЦП. Фактически регионы израсходовали в период с 2013 г. по 2017 г. 10 млрд руб., а из федерального бюджета было потрачено 4,6 млрд руб. В целом на нее было израсходовано 14,7 млрд руб.

Аудитор СП добавил, что факты неэффективного использования бюджетных средств были, но он не назвал их существенными. «Нельзя утверждать, что эти средства (4 млрд руб. — Прим. ComNews) потрачены незаконно и неэффективно», — сказал Михаил Поляков.

Координация действий на разных уровнях оставляет желать лучшего

Согласно паспорту ФЦП 112, государственным заказчиком-координатором определено МЧС России, а государственными заказчиками значатся МЧС, Минкомсвязи, МВД, Минздрав и ФСБ. За время реализации программы МЧС и Минкомсвязи разработали и утвердили методические рекомендации и материалы в целях оказания методологической помощи субъектам РФ по созданию Системы 112. СП считает их достаточными. В то же время следует отметить, что поскольку методические рекомендации не являются обязательными, то не все органы исполнительной власти субъектов РФ их учитывали.

Проанализировав нормативно-правовую базу, аудиторы пришли к следующим выводам: «Законодательно полномочия по созданию Системы 112, установленные ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ „О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, закреплены только за субъектами РФ и муниципальными образованиями, — говорится в отчете. — Следует отметить, что в создании Системы 112 в субъектах РФ принимают участие не только федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, но и организации, в ведении или во владении которых находятся сети газораспределения и газоснабжения и соответствующие ДДС (дежурно-диспетчерские службы — Прим. ComNews), а также операторы связи. При этом нормативно полномочия указанных организаций при создании, эксплуатации и развитии Системы 112 урегулированы не в полной мере».

Кроме того, предупреждает Счетная палата, проведенный анализ показал недостаточность разработки механизма координации действий органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, что привело и приведет в дальнейшем к невозможности разработки единых каталогов, баз данных и протоколов межведомственного взаимодействия. Как следствие, стоит ожидать невозможности интеграции с ведомственными сервисами в автоматическом режиме передачи данных для ускорения реагирования.

Техническая несовместимость оборудования

Кроме того, СП фиксирует нерешенную проблему совместимости оборудования различных производителей и модификаций. Это затрудняет взаимодействие между центрами обработки вызовов и экстренными оперативными службами.

Важным аспектом качественной работы Системы 112 является совместимость программного обеспечения Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) и ДДС, позволяющая передавать данные карточки вызова в автоматическом режиме. По данным аудиторов, такая совместимость отсутствует в республиках Бурятия, Тыва, Марий Эл, Крым, Алтайском крае, Амурской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Магаданской, Мурманской, Омской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Смоленской областях, Еврейской автономной области.

Кроме того, в соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, в субъектах РФ проводятся мероприятия по созданию и внедрению АПК за счет средств региональных и местных бюджетов. Однако их объединение с уже существующими системами для создания консолидированного информационного пространства не осуществляется.

Президент в курсе

Михаил Поляков сообщил о том, что СП уже направила информационные письма в ответственные ФОИВ и проинформировала президента РФ о работе системы. Президент РФ, по словам Михаила Полякова, доклад Счетной палаты рассмотрел. «Предлагалось поручить правительству РФ совместно с регионами проработать вопросы ресурсного обеспечения, сроков создания Системы 112 на всей территории России, а также возобновить работу над принятием федерального закона, регламентирующего создание Системы 112. Президент с нашими предложениями согласился, и были даны соответствующие поручения правительству РФ», — сказал аудитор СП.

Инициатива МЧС

На заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 15 декабря 2017 г. № 6) был утвержден План мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 в РФ на 2018−2022 г. Ответственными исполнителями являются МЧС, МВД, Минкомсвязи, Минздрав, Минтранс, ФСБ, органы исполнительной власти субъектов РФ и АО «ГЛОНАСС».

План предусматривает доработку и актуализацию нормативно-правовых и нормативно-технических актов по организации контроля функционирования систем, мониторингу выполнения мероприятий по их эксплуатации и уточнению планов по развитию системы 112 и интеграции с системой АПК «Безопасный город» и ведомственными системами МЧС, МВД и системами диспетчеризации скорой медицинской помощи.

План, в частности, содержит инициативу по внедрению более точного механизма определения обратившегося с помощью передачи спутниковых координат, что позволит сузить радиус поиска. Также МЧС рассматривает возможность создания единого мобильного приложения для Системы 112, которое будет включать в себя определение местоположения и передавать аудио- и видеозаписи в систему.

Когда Система 112 заработает

К концу июля 2018 г., в соответствии с решением Правительственной комиссии, МЧС согласовало субъектам РФ планы по развитию и дальнейшему совершенствованию Системы 112 на 2018−2022 гг. Так, госпрограммы на 2018 г. и последующие годы, включающие в себя отдельные мероприятия по созданию Системы 112, приняты 71 субъектом РФ, еще 10 госпрограмм предусматривают отдельные меры по созданию Системы 112.

Счетная палата фиксирует, что в оставшихся четырех регионах (Краснодарский край, Рязанская область, Москва и Петербург) госпрограммы для создания Системы 112 не приняты. В Краснодарском крае и Рязанской области финансирование мероприятий по созданию Системы 112 в 2018—2020 гг. не предусмотрено. В Москве и Петербурге финансирование отдельных мер по созданию Системы 112 осуществляется за счет средств, выделенных на построение АПК «Безопасный город».

Сколько средств планируют потратить регионы в ближайшие годы

По данным Счетной палаты, объемы средств, запланированные на создание Системы 112 в госпрограммах субъектов РФ и предусмотренные региональными законами о бюджете на 2018−2020 гг., различаются. Так, на 2018 г. в госпрограммах указано выделение 3,9 млрд руб., тогда как учтено в законах о бюджете 4,5 млрд руб. В 2019 г. и 2020 г. 2,5 млрд руб. и 2,3 млрд руб. будут приходиться на госпрограммы. Учтены же в бюджете будут 2,8 млрд руб. и 2,7 млрд руб. соответственно.

Сергей Панов сообщил, что МЧС выступало за продление программы Система 112 до 2020 г. с сохранением ресурсного обеспечения. Однако предложение не было поддержано: сроки остались примерно те же, но без ресурсного обеспечения. Итогового финансирования до сих пор нет

Рубрики и ключевые слова