Реестру ТОРП прописали будущее

Заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов поручил Минпромторгу, Минэкономразвития, Минкомсвязи и ФАС к 1 марта 2019 г. представить в правительство проект нормативного правового акта о создании Единого реестра радиоэлектронного оборудования российского происхождения.

В новый реестр должен войти уже существующий Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП), сообщает ComNews. В Минкомсвязи объяснили необходимость создания Единого реестра радиоэлектронного оборудования тем, что он будет шире, нежели существующий Реестр телекоммуникационного оборудования, и больше будет соответствовать поставленным задачам. Как пояснил пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков, создание Единого реестра радиоэлектронного оборудования российского происхождения направлено на то, чтобы стимулировать закупки отечественного оборудования. Реестр ТОРП, по словам представителя министерства, в меньшей степени отвечает этой задаче. За деталями в Минкомсвязи посоветовали обратиться в Минпромторг, который разрабатывает проект соответствующего нормативного правового акта.

В Минпромторге сообщили, что протокольное решение включает в себя поручения по разработке и дополнительной настройке мер нормативно-правового характера. По задумке они будут способствовать формированию рынка отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе в части реализации национальных проектов.

Представители пресс-службы Минпромторга напомнили о том, что в соответствии с показателями госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013−2025 гг.» с учетом мер финансового и нормативного правового регулирования доля телекоммуникационного оборудования, произведенного на территории РФ, в общем объеме внутреннего рынка телеком-оборудования должна составить не менее 20% к 2022 г. и 30% к 2025 г.

Вице-президент по стратегическому развитию GS Group Андрей Безруков пояснил ComNews, что в настоящий момент существует два различных реестра, относящих телекоммуникационное оборудование и вычислительную технику к продукции, произведенной в РФ. При этом каждый из них обладает своей спецификой, то есть критерии «отечественности» различаются. «Необходимо создание единого реестра, определяющего общий механизм, по которому та или иная радиоэлектронная продукция может быть отнесена к продукции российского происхождения», — сказал представитель GS Group.

Помимо создания Единого реестра радиоэлектронного оборудования российского происхождения в документе перечислен еще ряд решений. Одно из них затрагивает обязательство, поставленное перед Минэкономразвития, Минпромторгом, Минфином и АНО «Аналитический центр при правительстве РФ», которое касается разработки предложений по стимулированию использования телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Вице-премьер поручил представить предложения до 1 февраля 2019 г.

В те же сроки Минкомсвязи, Минпромторгу, госкорпорации «Росатом», госкорпорации «Ростех» и АО «РВК» необходимо создать в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» комплексный проект «Развитие технологий беспроводной связи на основе перспективного отечественного телекоммуникационного оборудования».

Согласно еще одному из пунктов документа, Минпромторг, Минфин и ФАС должны до 1 марта 2019 г. подготовить изменения в законодательство, устанавливающие, что телекоммуникационным оборудованием, произведенным на территории России, признается только оборудование из указанного реестра. Согласно поручениям, в госконтрактах должны появиться обязательства по приобретению и применению такого оборудования. А уже к 1 июня 2019 г. Минпромторгу, Минкомсвязи, Минфину и ФАС необходимо разработать и утвердить приказ, устанавливающий форму типового государственного контракта на закупку телекоммуникационного оборудования, предусматривающего обязательства по приобретению отечественного телекоммуникационного оборудования из Реестра ТОРП.

Также Максим Акимов поручил Минпромторгу и Минэкономразвития при участии АНО «Аналитический центр при правительстве РФ» провести сравнительный анализ стоимости и экономических условий производства телекоммуникационного оборудования за рубежом. Затем до 1 мая 2019 г. представить предложения по повышению ставки ввозной таможенной пошлины (вплоть до 20%) на телекоммуникационное оборудование, производимое РФ в соответствии с Реестром ТОРП.

Опрошенные ComNews российские производители телекоммуникационного оборудования в целом положительно отозвались о решениях, принятых по итогам совещания. При этом они рекомендовали ряд мер, которые могли бы поспособствовать развитию отечественной отрасли связи.

По мнению представителя компании «Агат-РТ» Юрия Анисимова, принятые решения в первую очередь направлены на стимулирование спроса на отечественную продукцию. «На текущий момент более 90% используемого в стране телекоммуникационного оборудования является импортным. Зарубежными производителями выстроена мощнейшая система дистрибуции и поддержки, в результате заказчикам гораздо удобнее работать с иностранным оборудованием, даже в условиях наличия отечественного с аналогичным функционалом, — отмечает он. — В результате средства на закупку оборудования уходят за рубеж и тратятся на развитие зарубежной продукции. Отечественным производителями остается лишь небольшая — менее 10% - часть этих средств, в итоге при текущем раскладе они имеют системно более проигрышные позиции по сравнению с импортом».

Юрий Анисимов уверен, что принятые решения правительства позволят начать коренной перелом ситуации. Он отметил, что плюсов в принятых решениях большое количество, тогда как серьезных минусов не увидел.

Представитель «Агат-РТ» перечислил ряд мер, которые нужны для дальнейшего стимулирования развития отрасли. К первому пункту он отнес необходимость снижения налогообложения отечественных производителей хотя бы до уровня разработчиков ПО. При этом Юрий Анисимов предупредил о том, что данные меры не должны приводить к ухудшению условий покупателей отечественного оборудования, в частности они не должны терять возможность списания НДС. Текущий уровень налогов, по мнению компании, подавляет развитие любого материального производства, в том числе телекоммуникационного оборудования.

Вторым пунктом Юрий Анисимов рекомендовал уточнить и дополнить перечень применений, для которых использование отечественного телекоммуникационного оборудования будет обязательным. Он уточнил, что в первую очередь это касается задач, в которых необходимо обеспечение технологической независимости и невозможности управления оборудованием из иностранных юрисдикций. Он предлагает закрепить следующие положения: все данные государственных органов и внебюджетных фондов должны храниться на объектах инфраструктуры обработки данных, выполненных на отечественном оборудовании; для построения критической информационной инфраструктуры любыми заказчиками, как государственными, так и частными, должно использоваться отечественное оборудование; нужно определить перечень других применений, где использование отечественного оборудования будет обязательным, — например, обработка персональных данных.

Третья мера, по мнению Юрия Анисимова, должна содержать более точное (с учетом тенденций развития мирового рынка) определение приоритетных направлений развития как отечественного телекоммуникационного оборудования, так и микроэлектроники, а также детальную проработку шагов по развитию этих направлений. «Сейчас, на наш взгляд, перечень направлений в целом определен, но нуждается в уточнении, например в части фиксированной связи, — приводит пример представитель „Агат-РТ“. — Способ достижения обозначенных в госпрограммах общих целей недостаточно детализирован, конкретные механизмы решения многих вопросов зачастую декларативны и непонятны для участников рынка».

Далее, продолжает Юрий Анисимов, необходимо оказать «точечную» комплексную поддержку приоритетным направлениям, кардинально ускорив их развитие. После этого, уверен он, данные направления «потянут» за собой и другие сегменты отрасли. «В настоящее время, на наш взгляд, этот вопрос проработан недостаточно, из-за чего усилия государства и участников рынка распределяются „тонким слоем“ по большому количеству как актуальных, так и технологически устаревших проектов, и нередко дублируют друг друга, — сетует эксперт. — Мы считаем, что это не позволяет отрасли развиваться с необходимой для достижения прорыва скоростью».

Руководитель бизнес-юнита «Инфраструктура» АО «НПК Ротек» Денис Бадретдинов хоть и положительно отозвался об импортозамещении, тем не менее посоветовал обратить внимание на препятствия, которые неизбежно возникают в процессе выполнения требований. К ним он отнес юридические, технологические и экономические. Юридические барьеры касаются условий членства в ВТО (они не позволяют вводить преференции на основе происхождения товара) и западного патентного права (принятые международные правовые обязательства являются более приоритетными по сравнению с локальными). Технологические трудности вытекают из того, что все ключевые технологии являются западными, продолжает Денис Бадретдинов. «Это означает, что в любой момент, к примеру, США могут наложить вето на продажу компонентов, а также использовать все незадекларированные возможности данного оборудования», — предупреждает эксперт.

При выполнении поручения также есть риск столкнуться с экономическими проблемами. Как замечает Денис Бадретдинов, без конкуренции не будет развитого рынка как самой продукции, так и рынка услуг на его базе. Соответственно, с уходом игроков стоимость товара и услуг вырастет, а качество упадет. Ко всему прочему, добавляет он, для формирования конкурентного рынка необходимо расширять сбыт (продукции, произведенной на Россию и соседние Белоруссию и Казахстан, будет недостаточно для конкуренции по всему миру).

Представитель компании GS Group Андрей Безруков, как и его коллеги, приветствовал принятые решения. «В целом предложения правительства могут стать действенным механизмом стимулирования отечественных производителей инвестировать в развитие новых продуктов и решений, а для иностранных компаний создавать дополнительные стимулы для локализации производств в России», — полагает Андрей Безруков.

При этом представитель GS Group выдвинул ряд предложений, направленных на стимулирование использования телекоммуникационного оборудования российского происхождения при реализации нацпроектов. Он считает важным, чтобы продукция российской радиоэлектронной отрасли получила приоритет не только при закупках государственными органами, но и в закупках государственных организаций и компаний с государственным участием. Также позитивными он назвал инициативы, касающиеся повышения ввозных пошлин на радиоэлектронную продукцию. Заслуживающими внимания являются и предложения по созданию льготных налоговых режимов для производителей оборудования, получившего статус ТОРП, продолжает Андрей Безруков. «Так, российские разработчики ПО сегодня имеют ряд налоговых льгот — например, к ним применяются пониженные ставки тарифов страховых взносов. Распространение подобных мер поддержки на производителей телекоммуникационной продукции отечественного происхождения является логичным и напрашивалось уже давно», — говорит он.

Генеральный директор «ОрдерКом» Дмитрий Галушко придерживается позиции, что вносимые изменения будут способствовать развитию отечественного рыка связи. Однако он предупредил, что указанные меры приведут к удорожанию стоимости оборудования. Дмитрий Галушко ожидает, что большинство телекоммуникационного оборудования росийского производства все равно будет производиться в Китае.

Руководитель Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» Аналитического центра при правительстве РФ Владимир Месропян отметил, что принятые решения дадут возможность производителям насытить внутренний рынок собственным телекоммуникационным оборудованием, развить свои производственные мощности и вложиться в разработчиков, инженеров и технологов.

Владимир Месропян уверен, что телеком-отрасли, во-первых, для стимулирования применения отечественного оборудования необходима разработка комплекса мер экономической поддержки компаний, продукция которых имеет статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, в том числе льготного кредитования покупателей такой продукции и снижения таможенных пошлин на компоненты, не производимые на территории РФ.

Во-вторых, руководитель Проектного офиса рекомендует установить приоритет телекоммуникационного и кабельного оборудования российского происхождения при осуществлении закупок юридическими лицами, а также при предоставлении услуг связи государственным органам и органам местного самоуправления, государственным корпорациям и организациям, в уставном капитале которых доля РФ превышает 50%.

В-третьих, по словам Владимира Месропяна, поэтапная локализация в РФ разработки, производства электронных компонентов и сборки зарубежными производителями телекоммуникационного оборудования, аналоги которого отсутствуют в России, снизит ее стоимость.

Рубрики и ключевые слова
slot slot gacor link slot gacor slot777 slot gacor slot gacor slot slot88 slot online bet88 judi bola bet88 https://ppid.idu.ac.id/produk/sepuh77/ https://journalng.uwks.ac.id/file/trend/ https://2021.kinerja.ekon.go.id/halal/bet88 https://pariwisata.darmajaya.ac.id/wp-content/themes/ http://bpbd.karangasemkab.go.id/amp/ bet88 bet88 bet88