Провайдеры борются за подключение к абонентам

Россиянам предложили ограничить выбор провайдеров. По мнению Минстроя, достаточно трех-пяти поставщиков интернета на многоэтажку. Для них предполагается свободный доступ дома, а нынешняя норма по отбору провайдеров решением общего собрания собственников считается избыточной.

Россию опутывают проводами. Десятки интернет-провайдеров борются за «последнюю милю», то есть за непосредственное подключение к абоненту. Конкуренция жесткая: бывали случаи, когда новый поставщик интернета заходил в дом, выводил из строя уже установленное оборудование коллег и подключал собственное. Давайте ограничим их число, скажем, пятью, предлагают в Госдуме. Но сами игроки рынка категорически против. «Да, действительно есть ситуации, когда в здании работают 10−15 провайдеров. Из-за этого могут быть разные проблемы — захламленность, брошенные провода, бардак. Но на практике любое ограничительное действие, может быть превращено в инструмент сдерживания конкуренции. То есть создаются три фиктивных, несуществующих провайдера: вроде работают все три, а на деле только один», — приводит «Коммерсантъ FM» слова заместителя директора интернет-провайдера RiNet Тимура Чудутова.

Любые ограничения конкуренции приводят к монополии, уверены интернетчики. В доказательство приводят дома, в которых провайдер появился еще на стадии застройки. По идее, жители могут пустить других поставщиков, но для этого нужно общее собрание, согласие 2/3 участников, что не лучший вариант при пассивности жителей, рассказывает эксперт по ЖКХ Общероссийского общественного движения за права человека Виктор Федорук: «Сегодня застройщик сдает дома, пока еще нет собственников, запускает туда какого-нибудь провайдера и договаривается, что пустят только его, а других там не будет. Тем самым, провайдер получает гарантированный объем поставки клиентов, и при этом отвечать за качество не обязательно. Потом собственники могут что-то изменить, но включается лень-матушка, потому что вроде бы уже есть интернет, к которому привыкли».

Своими настоящими соперниками интернет-провайдеры считают не коллег-конкурентов, а коммунальщиков из управляющих компаний. Их обвиняют едва ли не в вымогательстве за то, что с интернетчиков требуют до 2% от выручки просто за присутствие в доме. Верхнюю планку сборов нужно законодательно ограничить, считает генеральный директор «Смарт Телеком» Андрей Суходольский: «За размещение своего оборудования в подъезде, на чердаке, в подвале операторы управляющим компаниям платят деньги. И их аппетиты с каждым месяцем и годом растут. Кто-то берет 500 рублей, кто-то 5 тыс., а кто-то и 15 тыс. руб. Соответственно, бизнес операторов в подобных домах становится совершенно неинтересным и нерентабельным».

Провайдеры предлагают признать доступ к интернету такой же базовой услугой, как электричество, водоснабжение, канализацию и прочее. При таких правилах игры и отношения с управляющими компаниями станут проще, прозрачнее и дешевле.

Рубрики и ключевые слова