Проект Национальной стратегии по искусственному интеллекту поступил в администрацию президента

Проект Национальной стратегии по искусственному интеллекту (ИИ), который президент РФ поручил разработать к 1 июля, поступил в администрацию президента.

Об этом сообщил ComNews представитель вице-премьера Максима Акимова. По итогам майского совещания по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта Владимир Путин поручил правительству РФ до 30 июня 2019 г. подготовить согласованный с заинтересованными органами проект национальной стратегии по ИИ. Ответственное за это направление Минкомсвязи совместно с ПАО «Сбербанк», ПАО «Газпром нефть» и АО «Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций» (УК РФПИ) должны были до 20 июня обсудить документ с экспертным сообществом.

«Газпром нефть», РФПИ и Сбербанк отказались раскрывать детали работы над проектом национальной стратегии развития технологий в области искусственного интеллекта. В Минкомсвязи не предоставили комментариев.

Критика проекта нацстратегии Сбербанка

19 июня на площадке Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ) прошло экспертное обсуждение готовящегося проекта нацстратегии по искусственному интеллекту, подготовленного Сбербанком при участии Минкомсвязи, «Газпром нефти» и РФПИ. Собравшиеся обсуждали черновой вариант документа.

Практически сразу же участники встречи запнулись об определение искусственного интеллекта. Помощник заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова Андрей Зверев сделал замечание авторам по поводу того, что в описании термина «искусственный интеллект» содержится словосочетание «искусственный интеллект», что идет в разрез со здравым смыслом. У присутствовавшего на встрече президента Российской ассоциации искусственного интеллекта Геннадия Осипова вызвала недоумение формулировка авторов, ведь в мире, по его словам, уже существует определение искусственного интеллекта. Еще несколько участников встречи настаивали на том, что необходимо четко прописать в нацстратегии вопросы обмена данными, а другие требовали уделить пристальное внимание подготовке преподавателей, способных готовить специалистов в области машинного обучения и ИИ.

С представленной версией документа не согласилось и научное сообщество. Ученые полагают, что она неполная и рассматривает искусственный интеллект только как систему сервисов. Они надеются на существенную доработку документа с участием ведущих научных организаций и специалистов в этой области. Для этого Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН) направил отзыв на проект нацстратегии помощнику президента РФ Андрею Белоусову.

Председатель совета директоров 3i Technologies (разработчик прикладных решений в области речевых технологий и интеллектуальной обработки больших массивов неструктурированной информации) Алексей Любимов отметил, что проект нацстратегии Сбербанка прописан верхнеуровнево и для его исполнения потребуется масса детализирующих документов, которые, собственно, и определят то, как будет развиваться искусственный интеллект в России.

Генеральный директор российского разработчика решений в области прогнозного обслуживания для промышленности Clover Group Денис Лисин полагает, что при разработке проекта упущена очень большая составляющая — промышленность. «Искусственный интеллект не ограничивается банковской сферой и ретейлом, — замечает он. — На наш взгляд, это существенный недостаток, который необходимо исправить в кратчайшие сроки».

Программа ученых по искусственному интеллекту

Между тем ФИЦ ИУ РАН совместно с заинтересованными организациями подготовил комплексную научно-техническую программу исследований, разработок, создания продуктов и услуг под названием «Искусственный интеллект как драйвер цифровой трансформации экономики России». Она базируется на пяти направлениях: фундаментальные исследования, разработка базовых технологий искусственного интеллекта, создание инструментов и аппаратно-программных средств ИИ, внедрение технологий AI в различные сферы цифровой экономики и подготовка кадров.

Ответственным исполнителем авторы программы указывают Минкомсвязи, а соисполнителями — Минобрнауки, Минпромторг, МЧС, Минобороны, Минюст, Минздрав, Минсельхоз, Минтранс, Минэнерго, Сбербанк и ФСБ. Заказчиками программы могут выступать предприятия Минпромторга, Минэнерго, Минсельхоза, Ростехнологий, «Росатома», «Роскосмоса», ОАК, Росавтодора, РусГидро, РЖД, концерна «Алмаз-Антей», РКК «Энергия», ГКНЦП им. М.В. Хруничева. В качестве участников предложены ФИЦ ИУ РАН, МГУ, МФТИ, МЭИ, ТГУ, ЮФУ, СПбПУ, ИТМО, ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, ИСП им. В.П. Иванникова РАН, ИПС им. А.К. Айламазяна РАН, ИПУ им. В.А. Трапезникова РАН, СПИИРАН, НИЦ «Курчатовский институт», Институт систем обработки изображений РАН, Институт вычислительных технологий СО РАН, ВЦ ДВО РАН, концерн «Вега», концерн «Созвездие», АО «Системы управления», АО «Росэлектроника», «ЦНИИ Электроприбор», ЦКБ «Рубин».

Программой предусматривается разработка не менее 13 базовых технологий искусственного интеллекта, которые должны обеспечить возвратность инвестиций на рынках и (или) решить отдельные задачи для социально-экономического развития страны и национальной безопасности.

Среди них перечислены технологии машинного обучения, технологии извлечения знаний из различных источников, технологии интеллектуального анализа больших данных, технологии распознавания образов, технологии прогнозирования, технологии планирования и управления целенаправленным поведением в неструктурированных средах, когнитивные технологии, технологии мультиагентного управления и диспетчирования ресурсов в распределенных системах, технологии мультимодальной аналитики и рассуждений, технологии обработки естественных языков, технологии автономных непилотируемых интеллектуальных систем, технологии создания машин знаний и их операционных систем и технологии гибридного человеко-машинного интеллекта.

На основе указанных 13 базовых технологий будет разработано еще 11 прикладных технологий для внедрения искусственного интеллекта в разные сферы жизнедеятельности. К таким, например, относятся интеллектуальные технологии сельскохозяйственного производства (умное поле, умная ферма, умная теплица и т.п.), интеллектуальные технологии поддержки жизнедеятельности общества (умный дом, умный город, умный сервис, умная больница, интеллектуальный транспорт), интеллектуальные технологии повышения эффективности разведки и добычи полезных ископаемых («интеллектуальная скважина», «интеллектуальное месторождение») и др.

Программа предусматривает также разработку продуктов и услуг. Авторы предлагают запустить восемь университетских программ подготовки и переподготовки специалистов по искусственному интеллекту, создать интеллектуальные правовые системы для поддержки юридической деятельности («ИИ-ассистент юриста», «ИИ-судья» и др.) и сформировать не менее пяти научно-образовательных центров мирового уровня в области искусственного интеллекта.

Авторы документа рассчитывают на государственную поддержку программы в размере 14,2 млрд руб. и около 14,5 млрд руб. планируют получить из внебюджетных источников. Будут или нет учтены интересы научного сообщества, зависит от того, насколько быстро оно сможет объединить усилия и сумеет ли привлечь на свою сторону представителей власти и лоббистские группы, рассуждает собеседник ComNews, знакомый с ситуацией. «У Сбербанка уже есть несколько конфликтов, поэтому его противников представители академического сообщества вполне могли бы привлечь на свою сторону. Однако беда в том, что научное сообщество очень рыхлое и у него слабое лобби. Вероятнее всего, профильные институты будут тянуть каждый на себя и не смогут договориться между собой», — предполагает он.

Что касается Сбербанка, то, как уверяет источник ComNews, он собрал мощную команду разработчиков, запустил систему обучения кадров для своих нужд. «Если бы не забюрократизированность самой организации, то вполне вероятно, что Сбербанк стал бы новым центром компетенций в области ИИ и финтеха, — убежден он. — В Сбербанке же искренне уверены, что академическое сообщество не в состоянии решать прикладных задач, а тем более так быстро, как того требует ситуация. Научные институты просто «сожгут» бюджет в НИОКР, ничего не дав рынку».

90 млрд руб. на развитие искусственного интеллекта недостаточно

Как указывает специалист 3i Technologies, рынок продуктов на основе ИИ существует в России уже достаточно давно и развивается. «В стране есть компании, которые способны создавать продукты мирового уровня и конкурировать с ведущими мировыми разработчиками. Так, в РФ активно развиваются речевые технологии, компьютерное зрение, робототехника, существует собственная школа разработки экспертных систем», — перечисляет Алексей Любимов. Он надеется на то, что привлечение дополнительных средств от государства на поддержку искусственного интеллекта даст толчок для развития отрасли и позволит запустить новые проекты и новые направления разработки.

К слову, РФПИ уже привлек $2 млрд от международных партнеров для инвестиций в развитие искусственного интеллекта в России. Для этого Фонд проанализировал более 100 российских компаний в области искусственного интеллекта, из которых отобрал 20 наиболее перспективных и планирует инвестировать в них. При этом кроме инвестиций РФПИ привнесет в компании экспертизу международных партнеров, так как «для получения лидирующих позиций важно, чтобы компании были не только локальными, но и глобальными».

Напомним, что в конце мая Максим Акимов говорил о выделении на дорожную карту по развитию искусственного интеллекта 90 млрд руб. в течение шести лет. Говоря об указанной сумме, источник ComNews отметил, что, с одной стороны, это огромные деньги, но, с другой стороны, задач, которые должен решать ИИ, — много. Больше всего собеседник опасается, что выделенные средства будут «размазаны тонким слоем» по рынку и не дадут ожидаемого эффекта. Тогда как концентрация усилий в одном направлении с высокой долей вероятности приведет к заметным изменениям.

Позднее ТАСС со ссылкой на имеющийся в их распоряжении проект отчета Сбербанка о разработке дорожной карты по направлению «Нейротехнологии и искусственный интеллект» писал о том, что банк запросил на развитие искусственного интеллекта 100 млрд руб. до 2024 г. или 180 млрд руб. до 2030 г. Итоговые сроки и суммы пока неясны. Сам же федеральный проект по искусственному интеллекту в составе нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» правительство РФ должно утвердить до 31 октября 2019 г.

 

Рубрики и ключевые слова