Отечественные навигаторы могут быть разработаны заново

НП «ГЛОНАСС» и правительственная рабочая группа НТИ «Автонет» готовят проект дизайн-центра, который займется разработкой отечественного навигационного оборудования.

Об этом «Известиям» сообщили в НП «ГЛОНАСС». В компании, заявляют, что Россия теряет компетенции в области производства навигационных чипов. С этой позицией не согласны представители отечественных радиозаводов. В НП «ГЛОНАСС» оценивают первичные инвестиции в проект в 3 млрд рублей. Эксперты убеждены, что рынок навигационного оборудования уже давно сложился, поэтому эффект от инвестиций не является очевидным.

Создание международного дизайн-центра по разработке навигационного оборудования входит в «дорожную карту» межведомственной правительственной рабочей группы НТИ «Автонет» по развитию производства и внедрения в России электромобилей и беспилотного транспорта, сообщили «Известиям» в пресс-службе «Автонета». Курирует и продвигает этот проект федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности НП «ГЛОНАСС».

«Проект предполагает разработку линейки навигационных приемников, которые могут заменить аналогичное импортное оборудование в бортовых телематических и навигационных устройствах, таких как ЭРА-ГЛОНАСС, аппаратуре спутниковой навигации, бортовых устройствах систем взимания платы и многом другом. Новые чипсеты позволят добиться полного технологического и навигационного суверенитета России, обеспечивающегося российской спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС. Создание нового поколения приемников может занять 1,5−2 года», — рассказал «Известиям» директор службы технического регулирования НП «ГЛОНАСС» Роман Малкин.

В НП «ГЛОНАСС» отмечают, что на первых этапах проект может быть реализован в качестве НИОКРа, но через 2−3 года он может быть выведен на окупаемость. Требуемые инвестиции оцениваются в 3 млрд рублей. При этом само НП «ГЛОНАСС», оставаясь куратором, не хочет выступать в роли непосредственного исполнителя (НИОКР и создания дизайн-центра). Исполнитель не определен, идет поиск технологического и финансовых партнеров, отмечают в пресс-службе компании. В числе партнеров рассматриваются китайские и индийские компании. В НП «ГЛОНАСС» обращают внимание на то, что сейчас в аппаратуре ЭРА-ГЛОНАСС (российская система экстренного реагирования на ДТП) навигационный чипсет, который ловит сигнал спутника, является импортным.

По данным НП «ГЛОНАСС», «дальнейшая потеря рынка может привести к утрате компетенций отечественных производителей в части разработки конкурентоспособных навигационных приемников современного уровня». «Сейчас отечественные приемники имеют устаревшие технологические характеристики, размеры, точность и неконкурентоспособную цену. При этом приемники необходимо было развивать и совершенствовать. Рынок начал стагнировать и падать. В 2018 году у российских разработчиков фактически остались единицы процентов», — считает Роман Малкин из НП «ГЛОНАСС».

В компании АО «Ижевский радиозавод» (ИРЗ) не согласны с заявлением НП «ГЛОНАСС» об отсутствии либо потере компетенций России в изготовлении спутникового навигационного оборудования, в том числе чипов. «ИРЗ изготавливает навигационное оборудование различного назначения: навигационные приемники и модули для определения текущих координат (широты, долготы, высоты, вектора путевой скорости) по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и других диапазонов и комплексные решения на их основе. К примеру, ориентируясь на потребности клиентов, предприятие разрабатывает решения для контроля передвижения мобильных объектов на железнодорожном и иных видах транспорта», — пояснила «Известиям» официальный представитель ИРЗ Елена Филатова.

Аппаратуру для ЭРА-ГЛОНАСС в России изготавливают также компании «Итэлма» и «Форте Телеком», однако на запрос «Известий» они не ответили. Минпромторг также не ответил на запрос редакции. У России был шанс наладить производство навигационных чипов 9−10 лет назад, когда рынок только формировался, но этого не было сделано — и, что называется, окно возможностей закрылось. Рынок уже сформирован, все игроки определены, в этой ситуации нам важнее иметь ключевого партнера — такого как Китай, например. По поводу массовых навигационных продуктов никаких санкций нет, — убежден член экспертного совета при правительстве Андрей Ионин. — Если всё это будет не за государственные деньги — пожалуйста, а иначе — это просто бессмысленная трата денег".

По мнению эксперта, сейчас гораздо важнее вести разработки в сфере микроэлектроники для военной и космической сфер производства. «Навигационные чипы на сегодняшний момент — это простейшие элементы электроники, которые наша страна в состоянии воспроизвести в нужном объеме сама в течение полугода в случае расширения санкций», — отметил автомобильный эксперт Сергей Иванов. По его словам, это технологии прошлого века, которые давно известны. При этом чипы очень дешевы по сравнению с общей стоимостью навигатора и с их импортом проблем нет, подчеркнул он.

Рубрики и ключевые слова