Операторы покроют М-11 сотовым сигналом к весне

После открытия платной дороги на ней все еще остаются «глухие» зоны.

Трасса Москва-Санкт-Петербург, открытая в конце ноября, вскоре будет полностью покрыта сотовой связью. Операторы завершат работы в I квартале 2020 года, рассказали «Известиям» в самих компаниях. К концу текущего года завершатся подготовительные работы. Сейчас примерно на 10% дороги связь полностью отсутствует, а на некоторых других участках наблюдаются сбои, следует из данных Telecom Daily.

Зоны отступа

Замеры, проведенные вскоре после открытия М-11, показали: на ряде участков общей протяженностью 70−80 км (соответствует 11−12% длины трассы) голосовой сотовой связи пока нет, а воспользоваться экстренным номером 112 невозможно, следует из материалов компании Telecom Daily, организовавшей тест-драйв на новой трассе. Качество мобильного интернета при этом не измерялось.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков рассказал «Известиям», что специалисты компании насчитали на платной дороге 15 мертвых зон. Самые обширные — на границе Ленинградской и Новгородской областей, а также на отрезке, расположенном юго-восточнее участка Новгород-Чудово. По его словам, «провалы» в основном наблюдаются в Тверской и Новгородской областях. На телефонизированных же участках дороги есть зоны, в которых сбрасываются звонки, невозможно дозвониться с первого раза или разобрать речь абонента.

В госкомпании «Автодор» «Известиям» подтвердили полное или частичное отсутствие связи на отдельных участках. Причина — в значительном удалении трассы от населенных пунктов. В ГК отметили, что для равномерного и непрерывного сотового сигнала на всем протяжении М-11 требуется построить 105 новых антенно-мачтовых сооружений. «К настоящему моменту смонтировано 70% фундаментов для них. К размещению оборудования операторов готовы 40% объектов. До конца года планируется завершить строительство всех 105 сооружений», — сказали «Известиям» в пресс-службе «Автодора».

Ранее глава госкомпании Вячеслав Петушенко заявлял журналистам, что рассчитывает обеспечить голосовую связь по всей трассе уже до конца декабря. Для наладки интернета, по его словам, понадобится больше времени. В «Автодоре» добавили, что переговоры со всеми крупнейшими операторами сотовой связи находятся на завершающей стадии. Одна из компаний уже готова разместить свое оборудование до конца года, остальные предполагают это сделать в I квартале следующего.

По словам главы Telecom Daily Дениса Кускова, у «Мегафона» и МТС качество связи на трассе сейчас чуть лучше, чем у «Вымпелкома» и Tele2. Сигнал «Мегафона» покрывает почти 90% трассы, у его конкурентов — 70−75%, говорится в материалах Telecom Daily.

Низкодоходные вышки

Представитель Tele2 сказал «Известиям», что оператор ведет переговоры с другими сотовыми компаниями о возможности совместного строительства инфраструктуры вдоль М-11. Одной из основных проблем развития сети вдоль дороги он назвал значительные капитальные затраты при низкой маржинальности объектов связи. Объекты придется устанавливать в заболоченной лесистой местности, добавил он.

По словам директора по стратегическому планированию инфраструктуры «Мегафона» Андрея Грачева, из-за особенностей рельефа и сложностей с доступом к источникам электропитания на ряде участков М-11 покрытие связью в расчете на 1 км требует больше вложений, чем в других регионах европейской части страны. Для ускорения этих работ рассматривается совместное с другими компаниями использование радиооборудования (RAN-Sharing), добавил он.

Работает над улучшением покрытия проблемных участков М-11 и «Вымпелком» при поддержке Минкомсвязи, сказал его представитель. А МТС к концу I квартала 2020 года планирует завершить на М-11 проект по развитию инфраструктуры 2G и LTE-1800, обещает представитель компании Алексей Меркутов.

Интенсивность покрытия связью федеральных трасс и железных дорог в первую очередь зависит от инвестиционной отдачи проектов, считает представитель «Вымпелкома». Самое сложное — не поставить базовую станцию, а обеспечить возможность ее подключения к электричеству, что силами одних только операторов трудно реализуемо.

Теоретически субсидии из федерального бюджета могут сократить затраты компаний на строительство низкомаржинальных объектов, однако участие в программах госдотаций зависит от размера выделяемых средств и обязательств, накладываемых на бизнес, говорят в Tele2.

Заинтересованность операторов в покрытии дорог в рамках проектов государственно-частного партнерства есть, отмечает Алексей Меркутов. Но условия, когда субсидии покрывают только капитальные, а не операционные расходы, пока делают такой подход к решению вопроса нерентабельным для бизнеса, утверждает он. Примерно 30−35% от общих инвестиций в покрытие федеральных трасс связью за пять лет составят некомпенсируемые расходы, которые операторы будут нести самостоятельно, говорит Алексей Меркутов.

Строительство сотовых вышек и других объектов связи вдоль М-11 действительно идет, отмечает Денис Кусков. Но покрытие автотрасс и железных дорог малорентабельно для операторов — инвестиции окупаются медленнее, чем в городах, согласен он.

По его прогнозу, ситуация со связью на М-11 может улучшиться в следующем году. Но в целом покрытие трассы будет увеличиваться небыстро, полагает эксперт. Чтобы обеспечить связью около 90% Октябрьской железной дороги между Москвой и Петербургом у операторов ушло около 25 лет, добавил эксперт.

Сторона «глухих»

Полное отсутствие связи может стать неприятным сюрпризом для автомобилистов, попавших в серьезное ДТП. Даже система оперативного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС (сейчас она установлена на 4,6 млн машин), которая в автоматическом режиме отправляет данные в экстренные службы, на «глухих» участках пока оказывается бесполезной.

В компании ГЛОНАСС пояснили, что для работы системы должен присутствовать хотя бы слабый сигнал одного из операторов «большой тройки» — «Билайн», МТС или «МегаФон», а в скором времени к ним присоединится Tele2. В ГЛОНАСС напомнили, что в рамках национального проекта «Цифровая экономика» государство выделит 28 млрд рублей на то, чтобы обеспечить связь на наиболее важных дорогах и элементах транспортной инфраструктуры.

Глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Максим Едрышов сказал «Известиям», что проблема отсутствия мобильной связи на трассах в малонаселенных районах актуальна практически для всех регионов России, особенно сибирских. «Недавно я ездил из Тюмени в Тобольск, и из 500 км пути связи не было как минимум на 400 км. В итоге если в дороге происходит какое-то ЧП, то вызвать помощь просто невозможно», — сказал он. Глава ФАР напомнил, что эта проблема обсуждается с крупнейшими сотовыми операторами уже не первый год, но ситуация со связью на загородных федеральных трассах удаленных регионов улучшается медленно.

Рубрики и ключевые слова