Минкомсвязи предлагает создать систему верификации абонентских баз кабельных операторов по всей стране, заявил заместитель главы министерства Алексей Волин на круглом столе Национальной ассоциации телевещателей (НАТ). «Идея заключается в том, чтобы получить показатели по каждому городу. Сейчас проблема в том, что телеканалы и рекламодатели не всегда понимают свою реальную аудиторию», — цитирует «КоммерсантЪ» замминистра. По его словам, курировать такую систему должны профильные ассоциации операторов и телевещателей: Медиакоммуникационный союз (МКС), Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) и НАТ.
В России нет принятого подхода для подсчета числа абонентов, и это проблема, согласен вице-президент АКТР Михаил Силин. «Многие операторы дают разные данные в зависимости от того, как они будут использоваться. Если на основе этого рассчитываются их лицензионные отчисления — база может занижаться, если на основе этого операторы получают доход — завышаться», — поясняет он. Хотя АКТР не поддерживает такую практику, М. Силин подчеркивает, что занижение базы операторами «явилось следствием в том числе непрозрачной лицензионной политики многих каналов платного телевидения». Проблема в непрозрачном ценообразовании со стороны кабельных операторов, считают в НАТ, отмечая, что «это проблема всех каналов, кто не вошел в обязательные мультиплексы и региональную 21-ю кнопку», то есть обязательных к бесплатному распространению. В МКС не ответили на запрос «Ъ».
Viacom International Media Networks (каналы Nickelodeon, Paramount, MTV и др.) регулярно сталкивается с тем, что региональные операторы некорректно отчитываются за подключенных абонентов, рассказала «Ъ» старший вице-президент компании Елена Бальмонт. «Это выявляется либо при общении с другими телеканалами и операторами, либо при изучении открытых источников: данных аналитических центров, публикаций в прессе», — отмечает она. Занижения базы, по ее оценке, могут составлять около 20% и больше. Государство при этом не получает налог с упущенной из-за этого каналами выручки, напоминает Е. Бальмонт, указывая, что практика верификации абонентских баз реализована, например, в Литве, где регулярная отчетность по этому показателю обязательна для всех операторов.
Проблема касается и платежей от телеканалов в пользу операторов. После того как последних обязали бесплатно транслировать 21-й региональный канал, они стали пересматривать отношения с другими региональными вещателями, которых исторически транслировали бесплатно, отмечает гендиректор холдинга «Фор Медиа» Андрей Белянинов.
Проблема с достоверностью данных об абонентских базах малых и средних операторов платного ТВ есть, подтверждают и в «Ростелекоме», поддерживая раскрытие компаниями операционных показателей по единым стандартам. В «Вымпелкоме» говорят, что для компании эта проблема неактуальна. «Мы точно знаем наших абонентов ТВ, но региональные операторы действительно могут не обладать такой экспертизой», — допускает представитель оператора.
Сами региональные операторы не видят явной проблемы с отчетностью об абонентах, сообщил глава ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко. «Сейчас условия взаимодействия телеканалов и кабельных операторов определяет рынок, и большинство операторов работают с телеканалами бесплатно, иногда договариваются о размещении рекламы оператора в эфире», — говорит он. О. Грищенко отметил, что «Ростелесеть» уже договорилась обсудить этот вопрос с НАТ, чтобы выработать общий подход.