Импортозаместить нельзя импортировать

В плане мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика РФ» стоят задачи по импортозамещению телекоммуникационного оборудования. На круглом столе в Аналитическом центре при правительстве РФ представители органов государственной власти, компании и эксперты обсудили подходы к модернизации критериев, по которым производителя отечественного оборудования можно отделить от производителя - сборщика оборудования из импортной элементной базы, и проанализировали существующие нормативные документы, регулирующие эти вопросы.

Начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков, ссылаясь на данные экспертов, обозначил проблематику круглого стола. Объем российского рынка телекоммуникационного оборудования составляет около $ 8 млрд, приводит ComNews данные статистики, представленной Г. Микрюковым. При этом по итогам 2018 г. доля российских производителей на внутреннем рынке операторского телекоммуникационного оборудования будет колебаться в диапазоне от 6−8%. Оставшиеся 92−94% займут иностранные компании, из которых 90% - это Huawei, ZTE и другие китайские производители, 10% - западные (Juniper, Cisco, Nokia).

Вопрос импортозамещения телеком-оборудования вызвал дискуссию среди экспертов, представителей органов государственной власти и компаний. Они обсудили предложения по критериям внесения отечественного телекоммуникационного оборудования в реестр ТОРП и методик контроля статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП). Кроме того, ряд компаний поделились опытом применения реестра ТОРП.

Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух отметил, что нормативную базу необходимо обновлять и делать единые критерии, понятные для рынка. Отчасти его позицию поддерживает и.о. директора Департамента развития высоких технологий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Никитин. «Минкомсвязи поставило для себя задачу сформулировать примерно такие же требования при отнесении оборудования к отечественному, которые мы сейчас практикуем при присвоении статуса отечественного программного обеспечения», — сказал он. По сути, это означает функционирование единого реестра, в котором содержится вся информация о телеком-оборудовании.

«Для создания таких же условий для телеком-оборудования в нашем понимании необходимо вносить изменения в НПА (речь идет о трех документах — постановлении правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 „Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд“, постановлении правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 „О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации“ и постановлении правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 „Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства“), для того чтобы унифицировать работу с реестром», — сказал Дмитрий Никитин.

Представитель Минкомсвязи добавил, что сейчас планируется внести изменение, которое фактически будет означать то, что единым инструментом подтверждения соответствия отечественного телеком-оборудования будет инструмент реестра. «Соответствующие предложения были чуть более месяца назад внесены в правительство, поддержаны и в настоящий момент находятся на рассмотрении в администрации президента», — уточнил он. Вторым инструментом, который Минкомсвязи стремится модернизировать для развития российской телекоммуникационной промышленности станут критерии отнесения оборудования к отечественному. По его словам, некоторые избыточны, а некоторые недостаточны.

Начальник отдела научно-технического развития Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторга) Антон Исаев признал, что критерии отнесения телекоммуникационного оборудования к отечественному — устарели. В частности, предполагается возможность внесения в нормативно-правовую базу ранжирования заявок идентичных продуктов по степени локализации по ЭКБ. Еще одно предложение касалось повышения статуса телеком-оборудования и утверждения его постановлением правительства. Кроме того, важна финансовая поддержка государством радиоэлектронной продукции, произведенной на территории РФ.

Генеральный директор компании «Т8» Владимир Трещиков рекомендует придерживаться в развитии ТОРП трех вещей. Во-первых, отечественным компаниям он советует перенять успех Huawei по «импортозамещению» на российском рынке, что, по сути, означает «замену американского оборудования на китайское». Во-вторых, ввести программу утилизации в телекоме по аналогии с автопромом. В-третьих, предусмотреть принцип «железо как софт». Владимир Трещиков поддержал позицию Минкомсвязи, которая предполагает схожие механизмы поддержки отечественного ПО и оборудования.

Директор по контролю качества ООО «Агат-РТ» Юрий Анисимов поделился опытом применения реестра телекоммуникационного оборудования российского происхождения. По его словам, в более чем 50% государственных конкурсов ТЗ заказчика искусственно адаптируется под конкретное импортное оборудование. При этом в большинстве ситуаций задачи заказчика вполне могут быть решены с помощью отечественного оборудования, с меньшими или сопоставимыми издержками.

Со своей стороны, компания «Агат-РТ» не наблюдает системного действия статуса ТОРП, хотя признает то, что польза от статуса ТОРП однозначно есть. Юрий Анисимов обращает внимание на непрозрачный механизм действия статуса ТОРП: практически все крупные госзаказчики спокойно рассматривают и закупают альтернативы как западного производства, так и КНР (у компании остается вопрос о том, в каких ситуациях госзаказчик не должен покупать импорт). «Оборудование из КНР не ассоциируется у госзаказчиков с санкциями, рассматривается наравне или с более высоким приоритетом по сравнению с ТОРП», — указывает Юрий Анисимов. Кроме того, поставщики из КНР могут снижать цену в тендерах до 70%. «Их цель — инфраструктура отечественных стратегических заказчиков», — поясняет он.

Более того, представитель «Агат-РТ» обращает внимание на то, что именитые зарубежные производители (западные, КНР) наладили производство в России и обходят барьеры. «Есть целый сегмент рынка услуг по выпуску оборудования КНР под отечественными брендами», — добавляет он.

Среди негативных факторов развития отрасли телекоммуникационного оборудования Юрий Анисимов называет неразвитую отечественную микроэлектронику. Он поясняет, что в разработках приходится использовать элементную базу от западных конкурентов, на которую уже вводятся ограничения. К еще одному ограничению он относит неопределенность будущего спроса на ТОРП в госзакупках, в связи с чем компании затруднительно планировать инвестиции в развитие.

Среди возможных мер по улучшению ситуации Юрий Анисимов перечислил льготы по налогообложению для производителей ТОРП, аналогичные производителям ПО, решение проблемы вычета НДС для заказчиков, увеличение преференций в тендерах для отечественных производителей, системное решение вопроса с выставлением госзаказчиками тендерных условий, искусственно ограничивающих участие в тендерах отечественного оборудования, и упрощение получения отечественными производителями информации о предполагаемых государственных проектах развития разного рода инфраструктуры и возможных потребностях в телекоммуникационном оборудовании в рамках этих проектов.

Рубрики и ключевые слова