«Газпром космические системы» работает на цифровую экономику России

Выставка – это всегда возможность встретиться с единомышленниками, обсудить с коллегами и клиентами детали совместного бизнеса. Тем более, когда есть что обсудить: рынок неустойчивый, находится на переломе. И, чтобы должным образом из этой ситуации выйти, желательно нащупать элементы будущей стратегии. Все сказанное в полной мере относится к спутниковой отрасли. Спрос-то операторы ощущают, объемы продаж в натуральных показателях у них растут, но в денежном выражении рост не такой быстрый, как хотелось бы, доход с одного проданного мегагерца снижается. Поинтересуемся у экспертов, какие шаги в данной ситуации можно предпринять.

_DSC1696_resizeЗаместитель генерального директора по маркетингу и международному бизнесу «Газпром космические системы» Игорь Кот:

– Рынок фиксированной спутниковой связи меняется. Пока на нем преобладают ставшие уже классическими спутниковые активы – с широкими зонами обслуживания в привычных С- и Ku-диапазонах, причем многие такие космические аппараты были запущены относительно недавно. В условиях повсеместного снижения цен на спутниковую емкость бизнес на основе этих спутников уже практически уперся в потолок по доходам и получать прежние финансовые результаты операторам становится все сложнее.

«ЭС»: Но эти активы существуют, их надо окупать…

– Значит, нужно изыскивать меры, которые если и не изменят ситуацию радикально, то хотя бы помогут сохранить устойчивость бизнеса. Некоторые видят выход в том, чтобы предлагать на рынке не просто «сырье», а услуги с добавленной стоимостью. Такая вертикальная интеграция позволяет спутниковому оператору быть ближе к конечному клиенту, лучше понимать его мотивацию и способствует максимально эффективно реализовать имеющийся ресурс.

В любом случае, большого роста уровня потребления услуг традиционных спутников уже никто не ждет – это будет, скорее, некая стабильная прямая, поддерживаемая рыночными сегментами, для которых важны широкие зоны и хорошо освоенные диапазоны, такими, например, как спутниковое телевидение.

Некоторые игроки рынка спутникового ресурса стремятся к различным партнерствам, как между собой, так подчас и с крупными телекомами. Причем они даже готовы делиться с наземными беспроводными сетями спектром, которым раньше очень дорожили и боролись за приоритет его использования именно в спутниковых приложениях. Так, недавно Intelsat и SES вышли с инициативой пользоваться С-диапазоном совместно с наземными беспроводными сетями (для начала – на территории США), предлагая, таким образом, интегрированные решения. Операторы оптимизируют свои флоты, пытаются найти общие интересы с другими действующими лицами спутникового рынка. В частности, на наших спутниках емкость в том или ином объеме берут все три мировых лидера (Intelsat, Eutelsat и SES): несмотря на глобальность их группировок, всегда найдутся ниши, где окажется, что выгоднее использовать ресурсы, имеющиеся у партнеров.

У традиционных спутников есть системные ограничения. Например, широкие зоны при всей их привлекательности не позволяют многократно использовать частоты и тем самым увеличивать количество устанавливаемых на спутники транспондеров (не хватает полосы). Сейчас типовой спутник может быть оснащен максимум 80–100 транспондерами, и при нынешних рыночных ценах на спутниковую емкость он сможет приносить даже при полной загрузке не более 50 миллионов долларов в год. Это и есть потолок по доходам для таких спутников, который может оказаться еще ниже, если цены продолжат падать.

Зато такой верхней границы нет у спутников с высокой пропускной способностью (High Throughput Satellites, HTS). Если классические спутники свой потенциал почти исчерпали, то многолучевое покрытие космических аппаратов HTS обеспечивает на порядок или два порядка более высокую техническую пропускную способность и, соответственно, существенно более низкие капитальные затраты на 1 Мбит/c пропускной способности. Вопрос только один – будут ли эти огромные возможности востребованы, ведь эти спутники не столь универсальны, как традиционные. Все экспертные организации прогнозируют быстрый рост потребления услуг таких космических аппаратов, поэтому оптимизм есть.

«ЭС»: Каковы ответы «Газпром космические системы» на вызовы времени?

– Наша позиция проста. Прежде всего, мы будем продолжать работать как в традиционном сегменте, максимально «выжимая» все возможное из существующих спутников, так и готовя им более мощную, коммерчески привлекательную и эффективную замену, оптимизируя при этом капитальные затраты.

Кроме того, «Газпром космические системы» не видит своего развития без HTS.  В этом направлении мы уже сделали серьезный шаг. В частности, в экспозиции компании на выставке «СВЯЗЬ-2018» была представлена система широкополосного доступа в Ka-диапазоне на базе строящегося спутника с высокой пропускной способностью «Ямал-601». В декабре текущего года его привезут на Байконур для подготовки к запуску.

Таким образом, в ближайшие 15 лет мы намерены двигаться по этим двум направляющим спутниковых телекоммуникаций: отправив на орбиту четыре традиционных, но более совершенных  спутника, на замену действующим для поддержания существующего бизнеса, плюс еще четыре спутника, нацеленных на развитие новых услуг (многолучевое покрытие, Ка-диапазон и т.д.).

В целом же на выставке компания демонстрировала телекоммуникационные и геоинформационные услуги системы спутниковой связи и вещания «Ямал», возможности космической и наземной инфраструктуры, которая должна стать частью информационной инфраструктуры будущей цифровой экономики России, о чем, в частности, свидетельствует визит на стенд «Газпром космические системы» руководителя Россвязи Олега Духовницкого.

 

Рубрики и ключевые слова