Человеческий фактор — в приоритете

В преддверии 30-летнего юбилея Регионального содружества в области связи редакция журнала «Электросвязь» обратилась к председателю одного из самых важных рабочих органов РСС – Комиссии по регулированию использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит (РЧС и СО) – Валерию Бутенко.

Валерий Бутенко, главный конструктор ФГУП НИИР, д.т.н.

ЭС: Валерий Владимирович, какие цели ставились перед Комиссией в момент ее создания?

— После распада СССР единая взаимоувязанная система связи трансформировалась под новые реалии: были образованы национальные администрации связи (АС), требовалось осуществить модернизацию средств электро- и радиосвязи, поддерживать их в работоспособном состоянии.

Радиосвязь, как известно, особенно критична к вопросам согласования между странами деталей использования полос радиочастот различными радиослужбами, а при международном регулировании этих стратегических ресурсов защита используемого частотно-орбитального ресурса весьма значима. Поэтому одним из первых в РСС было принято решение о координации совместных усилий стран региона по данным вопросам в рамках Комиссии по электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ЭМС РЭС) и Комиссии по радиовещанию. В дальнейшем эти два рабочих органа были объединены в Комиссию РСС по регулированию использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит (РЧС и СО).

Как прежде, так и сегодня в число первостепенных функций Комиссии по РЧС и СО входят задача отстаивать интересы стран — участников РСС в Международном союзе электросвязи (МСЭ) и других
международных организациях в сфере использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит, а также разработка и утверждение по поручению Совета глав АС РСС Общих предложений АС РСС по работе Всемирных конференций радиосвязи (ВКР) и Ассамблей радиосвязи (АР). Мы занимаемся координацией взаимодействия АС РСС в области использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит. Большое внимание уделяется обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, в частности вопросам координации использования радиочастот в приграничных районах.

Не менее серьезным направлением деятельности нашей Комиссии является постоянная работа по гармонизации использования радиочастотного спектра в государствах участников РСС с учетом развития и применения новых радиотехнологий. Разрабатываются и совершенствуются критерии и методы приграничной координации РЭС различных радиослужб. В непрерывном режиме решаются вопросы по обновлению Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами в государствах — участниках РСС. В рамках Комиссии по РЧС и СО проводится обмен опытом и передовыми практиками администраций связи РСС в области конверсии спектра, контроля за его использованием, развертывания новых радиотехнологий и т. д.

ЭС: Как председателю Комиссии РСС по РЧС и СО вам приходится тесно контактировать с сотрудниками Исполнительного комитета РСС. В чем, по вашему мнению, заключается роль исполнительного органа такой крупной организации?

— Комиссия по РЧС и СО, как структурная единица РСС, в своей деятельности руководствуется решениями Совета глав государств — участников РСС. Всю организационную работу по взаимодействию Комиссии с Советом глав, а также с администрациями связи стран, входящих в РСС, проводит Исполнительный комитет РСС. Также через Исполнительный комитет РСС осуществляется взаимодействие по вопросам согласования позиций к Ассамблее радиосвязи и Всемирной конференции по радиосвязи с другими региональными организациями.

Во время проведения ВКР и АР Исполком РСС оказывает большую помощь администрациям государств — участников РСС и руководству Комиссии по РЧС и СО. Это позволяет успешно координировать работу наших делегаций на глобальных форумах и добиваться реализации Общих предложений государств — участников РСС в решениях Конференции и Ассамблеи.

Комиссия на постоянной основе взаимодействует с АС РСС, Бюро радиосвязи МСЭ-R, с региональными и международными организациями СЕПТ, АТU, LAS, APT, CITEL по текущим вопросам регулирования и использования радиочастотного спектра. В рамках этих встреч вырабатываются аргументированные и согласованные предложения, которые устраивают всех членов РСС.

ЭС: Какие вопросы, рассмотренные в рамках Комиссии, вы считаете наиболее важными?

— Важны все. За прошедшие 30 лет странам — участникам РСС благодаря совместной работе удалось отстоять интересы всего региона на десяти всемирных и двух региональных конференциях радиосвязи. Учитывая значительный вклад Комиссии по РЧС и СО в регулирование использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит на международном уровне, РСС стало одной из шести общепризнанных региональных организаций электросвязи в мире. Позиции Содружества год от года укрепляются.

Примером конструктивных контактов государств — участников РСС можно назвать успешное планирование наземного цифрового телевизионного вещания (НЦТВ) на двух сессиях Региональной конференции радиосвязи в 2004—2006 годах. По результатам этих сессий государства, входящие в РСС, добились закрепления за своими странами около половины диапазона радиочастот ниже 1 ГГц. Они получили возможность внедрения НЦТВ; более того, были приняты решения о дальнейшем использовании этих закрепленных радиочастот. Гибкость, присущая цифровому наземному радиовещанию, позволяет поддерживать подвижный прием видео- и мультимедийных данных, обеспечивая доступ к приложениям и информационным услугам в любом месте и в любое время. Подобная гибкость создает условия для внедрения новейших достижений, таких как телевидение высокой четкости (HDTV), одновременно предоставляя большие возможности и необходимый спектр для существующих подвижных, фиксированных и радионавигационных служб.

Если посмотреть на более близкое к нам время, то за последние четыре года разработано 23 документа по вопросам развертывания в странах участников РСС новых технологий, таких как системы связи 5-го поколения, интернет вещей (LoRaWAN), технологии беспроводной связи для M2M/IoT, радиочастотное обеспечение приложений IoT. Разработаны и одобрены принципы и методы поиска новых, дополнительных, каналов для цифрового радиовещания в полосе радиочастот 470−694 МГц и проведены встречи по координации их использования в странах РСС.

На последнем заседании Комиссии РСС (16 апреля 2021 года) были утверждены и рекомендованы АС РСС для использования в работе такие документы, как отчет РСС «Управление использованием радиочастотного спектра при подготовке и проведении крупных международных мероприятий в странах участников РСС» и отчет РСС «Регулирование и использование спутниковых систем для предоставления услуг подвижной связи и услуг широкополосного доступа в сеть Интернет на подвижных объектах в странах участников РСС».

На заседании Комиссии РСС по РЧС и СО были одобрены следующие документы:

  • предварительная позиция АС РСС по пунктам повестки дня ВКР-23 (версия от 16 апреля 2021 года);
  • фрагменты Общей таблицы распределения полос частот стран участников РСС в полосах частот 470−1930, 1930−6700 и 6700−14 500 МГц.

Комиссия приняла к сведению документ по взаимодействию с 3GPP TSG RAN «О включении полосы частот 6425−7125 МГц в спецификацию 3GPP для систем 5G-NR/IMT-2020», который будет направлен в адрес 3GPP TSG RAN, а также документы по наземному звуковому и мультимедийному радиовещанию и «Дополнительные сведения о существующем и планируемом использовании спектра телевизионного вещания в диапазоне частот УВЧ в Районе 1, включая вопросы обеспечения ЭМС, в соответствии с текущим состоянием внедрения наземного телевизионного вещания в странах участников АС РСС».

Были рассмотрены вопросы организации подготовки предложений по дополнительным каналам к Плану «Женева-06» в полосе радиочастот 470−694 МГц и даны указания Проектной группе по цифровому телевещанию (ПГ ЦТВ) относительно дальнейшего проведения работ.

К работе в Комиссии по РЧС и СО привлекаются сотни крупнейших специалистов в области связи — авторитетные ученые, разработчики, эксперты из стран СНГ и дальнего зарубежья, руководители и сотрудники предприятий.

ЭС: По каким направлениям идет подготовка к АР-23 и ВКР-23?

— Комиссия РСС по РЧС и СО сегодня работает над выполнением решений ВКР-19 и не менее продуктивно готовится к Всемирной конференции радиосвязи 2023 года.

Советом глав разработан и утвержден План подготовки администраций связи государств — участников РСС к Ассамблее радиосвязи (АР-23) и Всемирной конференции радиосвязи (ВКР-23) 2023 года. По предложению АС РСС определены координаторы и сокоординаторы по всем пунктам повестки дня ВКР-23. Они формулируют предложения по методам решения рассматриваемых вопросов для работы на конференции.

В настоящее время подготовлена и одобрена Предварительная позиция АС РСС по пунктам повестки дня ВКР-23 (версия от 16 апреля 2021 года). Следующее собрание Рабочей группы по подготовке к ВКР-23/АР-23 планируется провести в Минске с 7 по 9 декабря 2021 года — на нем будет озвучена обновленная версия Предварительной позиции АС РСС.

Руководство Комиссии конструктивно взаимодействует с региональными и международными организациями по вопросам согласования позиции по пунктам повестки дня ВКР-23 и активно участвует в работе неформальной группы директора Бюро радиосвязи МСЭ по согласованию предварительной структуры и кандидатур на руководящие посты конференции.

Отличительной особенностью нового этапа деятельности Рабочей группы по подготовке к ВКР-23/АР-23 стало создание подгруппы по подготовке предложений в части пересмотра Резолюций МСЭ-R с целью оптимизации работы Исследовательских комиссий и Собрания по подготовке к конференции.

Деятельность Комиссии РСС по РЧС и СО по подготовке к АР-23 и ВКР-23, направленная на обеспечение эффективного и надлежащего использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит в интересах всех пользователей государств — участников РСС, осуществляется практически на постоянной основе. Завершение этой работы должно совпасть с выпуском Заключительных актов ВКР-23.

ЭС: И в заключение общий вопрос: можно ли причины возникновения РСС связать только с технологической необходимостью, обусловленной отсутствием у будущих стран — членов Содружества самостоятельных телеком-структур, международной связи и т. д.

— На первое место необходимо поставить человеческий фактор. По причине жесткой централизации власти в СССР практически все службы и специалисты по международному регулированию использования спектра и орбит располагались в Москве. Однако для вновь образованных государств очень остро стоял вопрос приграничной координации и работы в международных организациях, требовались специалисты высокого класса. Поэтому Комиссия стала центром компетенций, обмена опытом и знаний — без этого становление национальных кадров невозможно.

Эта функция не потеряла своего значения и сейчас, особенно с учетом того, как значительно вырос уровень знаний и профессиональной подготовки специалистов разных стран.

Принципы, которые были заложены при создании Комиссии: профессионализм, взаимное уважение, доверие и взаимопомощь, помогли Региональному содружеству в области связи завоевать непререкаемый авторитет в международных организациях, регулирующих использование радиочастотного спектра и спутниковых орбит.

Комиссия РСС по регулированию использования радиочастотного спектра и ЭМС РЭС была создана в соответствии с Решением Совета глав администраций связи РСС (АС РСС) № 5/1 от 07.07.1992.

Работа в современном формате уже как Комиссии РСС по регулированию РЧС и СО продолжилась после объединения в 2011 году Комиссии РСС по вопросам регулирования использования радиочастотного спектра и ЭМС РЭС и Комиссии РСС по спутниковой связи, телевизионному и звуковому радиовещанию (Решение Совета глав АС РСС от 01.06.2011). Такая консолидация ресурсов обеспечивает продвижение современных радиотехнологий и разработку правил использования РЧС, что способствует росту экономического и социального потенциала стран – участников РСС и их интеграции в мировую экономику.

Рубрики и ключевые слова