Блокираторы радиосигналов: «за», «против», «воздержался»

На заседании ГКРЧ 10 марта 2017 года среди других пунктов повестки дня рассматривался запрос Минобрнауки России о потребности в использовании блокираторов подвижной связи во время проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Государственная комиссия по радиочастотам приняла решение выделить определенные полосы радиочастот Минобрнауки России и подведомственным ей организациям для применения систем подавления сигналов подвижной радиосвязи и систем беспроводного радиодоступа в пунктах проведения экзаменов (ППЭ).

Заседание ГКРЧ проходило в закрытом режиме, однако в тот же день средства массовой информации отреагировали на принятое решение, опубликовав противоречивую и зачастую искаженную информацию по существу принятого решения ГКРЧ. Для более объективной картины приведем комментарии специалистов.


РОСКОМНАДЗОР Лого

Ответ пресс-службы Рособрнадзора на запрос «Электросвязи»

Порядок проведения государственной итоговой аттестации не предусматривает обязательного оборудования пунктов проведения экзаменов блокираторами мобильной связи. Ответственность за принятие решения по оснащению пунктов проведения экзаменов данным оборудованием лежит на региональных органах управления образованием; также региональные органы управления образованием организуют работы по регистрации блокираторов. Все блокираторы мобильной связи должны быть зарегистрированы в региональных органах Роскомнадзора. Рособрнадзор не планирует делать централизованную закупку блокираторов мобильной связи, это задача регионов. Рособрнадзор будет инициировать встречу с Роскомнадзором для уточнения методических рекомендаций по использованию блокираторов мобильной связи в пунктах проведения экзаменов. Уточненные методические рекомендации планируется выпустить до основного периода проведения ЕГЭ (начинается 29 мая).


Потребность Минобрнауки России в использовании блокираторов радиосигналов

В соответствии с пунктом 36 Порядка проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2014 г. № 31 205, без согласования с Минкомсвязи России) ППЭ в обязательном порядке оборудуются стационарными или переносными металлоискателями и средствами видеонаблюдения, с помощью которых возможно обнаружение технических средств сотовой связи у экзаменуемого. В этом же пункте указывается, что ППЭ могут также оборудоваться «системами подавления сигналов подвижной связи» — по решению Государственной экзаменационной комиссии. Учитывая, что в отдельных регионах такие блокираторы уже закуплены, возникла необходимость подтверждения легитимности их применения.


Решение ГКРЧ принято на срок два года с условием ежегодного рассмотрения результатов применения блокираторов (для того чтобы исключить случаи постановки радиопомех любым РЭС, использующим радиочастотный спектр, в соответствии с действующей Таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации). При этом действуют ограничения по применению блокираторов: только в закрытых помещениях и только во время проведения ЕГЭ. Ограничены также
уровни излучений от блокираторов за пределами ППЭ до допустимых уровней внеполосных и побочных излучений, установленных ГКРЧ для передатчиков гражданского назначения. Контроль за выполнением ограничений возложен на подразделения Роскомнадзора и Рособрнадзора.

Принятые меры являются временными, поскольку администрация связи Российской Федерации, являющаяся членом Европейской конференции администраций почт и электросвязи (СЕРТ), должна, во-первых, обеспечивать беспомеховую работу РЭС различных радиослужб на территории Российской Федерации, а во-вторых, выполнять Рекомендацию Электронного комитета связи (ЕСС СЕРТ) от февраля 2004 года в отношении запрета размещения на рынке и использования генераторов преднамеренных помех в странах — членах СЕРТ с поправками от мая 2016 года (ECC/REC/(04)01).

В рамках Европейского союза вопрос законности создания преднамеренных радиопомех, в том числе для РЭС стандартов подвижной радиосвязи и радионавигационных спутниковых систем, обсуждался в нескольких инстанциях в контексте Директивы по радиотехническому оборудованию (2014/53/EU) и Директивы электромагнитной совместимости (ЭМС) (2004/108/ЕС). В ходе этих дискуссий стало ясно, что государства-члены ЕС не разрешают и не планируют разрешать срывы в работе cредств связи путем использования устройств создания преднамеренных помех.

Невозможно создать генераторы преднамеренных помех, которые соответствовали бы Директиве по радиотехническому оборудованию или Директиве ЭМС. Поэтому подобные устройства невозможно разместить на рынке в рамках Сообщества, в странах EEA и EFTA на законных основаниях, чтобы использовать их в рамках данных директив.

Таким образом, в случаях, когда заявляется о соответствии такой продукции Директиве по радиотехническому оборудованию или Директиве ЭМС, органы надзора за рынком обязаны изымать их из рыночной торговли в соответствии с положениями этих директив и уведомлять Европейскую комиссию о своих действиях.


ДУХОВНИЦКИЙ № 4-2017 Сайт

Олег Духовницкий, руководитель Федерального агентства связи

По сообщениям Рособрнадзора, ГКРЧ выделила Минобрнауки России и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, полосы радиочастот для применения блокираторов радиосигналов, размещаемых внутри пунктов проведения экзаменов, предоставленных для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Срок действия данного решения ГКРЧ установлен на два года. Применение блокираторов радиосигналов предусматривается исключительно во время проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования, в соответствии с расписанием, утвержденным Минобрнауки России в установленном порядке.

Вместе с тем Рособрнадзору рекомендовано продолжить исследования и поиск эффективных организационно-технических мер по исключению возможности использования на территории ППЭ средств подвижной радиосвязи и систем беспроводного доступа на период проведения экзаменов.


Что касается стран СЕРТ, которые не являются членами ЕС и не реализовали Директиву по радиотехническому оборудованию и Директиву ЭМС, то выхода на рынок такого оборудования и его использования могут не допускать их национальные правила.

Вместе с тем единственным исключением из представленной выше позиции может стать развертывание устройств, создающих преднамеренные помехи, в контексте обеспечения национальной безопасности, где страны ЕС имеют свободу регулировать такое использование. Государства-члены СЕРТ сохраняют за собой полную свободу в отношении использования радиотехнических установок военного назначения.

Существуют пассивные способы блокирования сотовой связи, например локальное экранирование помещений. Они позволяют решить задачу практически во всех диапазонах радиочастот. Учитывая, что уже сегодня в некоторых диапазонах радиочастот, используемых системами подвижной радиосвязи и широкополосного беспроводного доступа, блокираторы не применяются, а в ближайшие три-пять лет полосы радиочастот, используемые перспективными радиотехнологиями широкополосного беспроводного доступа, существенно расширятся, применение блокираторов будет крайне неэффективно. В связи с этим локальное экранирование, хотя и затратное, проводится один раз и на все время.


Рекомендация ЕСС от февраля 2004 года в отношении запрета размещения на рынке и использования генераторов преднамеренных помех в странах-членах CEPT с поправками от мая 2016 (ECC/REC /(04)01)

Европейская конференция администраций почт и электросвязи,
учитывая,

• что генераторы преднамеренных помех проектируются для того, чтобы сделать невозможным использование радиосистем в тех зонах, в которых они размещаются;
• что вопрос о законности использования генераторов преднамеренных помех обсуждался в нескольких инстанциях в рамках СЕПТ и ЕС в контексте директив по ЭМС и по радиотехническому оборудованию;
• что в ходе этих дискуссий стало ясно, что не существует законного основания, позволяющего нарушать работу средств связи путем эксплуатации членами общества устройств, создающих преднамеренные помехи;
• что нормативно-правовое поле не изменилось после принятия Директивы по радиотехническому оборудованию (2014/53/EU) и новой Директивы по ЭМС (2014/30/EU);
• что невозможно создать генераторы преднамеренных помех, которые соответствовали бы Директиве по радиотехническому оборудованию и, таким образом, подобные устройства нельзя размещать на рынке в рамках Европейского союза на законных основаниях, чтобы использовать их в соответствии с этой директивой;
рекомендует,
чтобы администрации СЕПТ:
• не допускали ни выхода на рынок генераторов преднамеренных помех, ни их использования, за исключением весьма ограниченных случаев санкционированного использования, которое может быть разрешено национальным законодательством;
• принимали необходимые меры по прекращению передачи сигналов генераторами преднамеренных помех;
• обменивались информацией о деятельности по надзору за рынком в отношении генераторов преднамеренных помех.


STRELETZ 15.02-2017

Виктор Стрелец, член Радиорегламентарного комитета (РРК) МСЭ, к.т.н.

Комментировать решение ГКРЧ № 17−40−10 дсп «О выделении полос радиочастот 463−467,5, 791−820, 925−960, 1805−1880, 2110−2170, 2400−2483,5, 2570−2620, 2620−2690, 5150−5350 МГц для применения блокираторов радиосигналов» представляется весьма сложной задачей по нескольким причинам. Во-первых, это решение для служебного пользования и его содержание не подлежит публикации в открытой печати. Во-вторых, блокираторы радиосигналов являются специфическими передающими устройствами, которые предназначены не для передачи информации, а для разрушения информации в сетях связи и передачи данных.

Прослужив в Вооруженных Силах страны в подразделениях радиоэлектронной борьбы (РЭБ), я всегда понимал, что такое применение спецсредств является одним из видов ведения специальных, в том числе боевых, действий. Против кого в данном случае ведутся такие действия? Против учащихся школ? Контроль за поведением учеников во время экзаменационных сессий был во все времена. И этот контроль зависит от тех, кто его осуществляет. А кто будет контролировать учителей на предмет того, включили ли они блокираторы радиосигналов и не забыли ли их выключить?..

По информации Рособрнадзора, в этом году видеотрансляция ЕГЭ будет вестись из 43 тысяч аудиторий. Начинается использование этой техники 23 марта, когда стартует досрочный ЕГЭ, и продлится до 16 сентября. Таким образом, внедряя тотальный контроль за действиями учащихся, мы изначально внушаем нашим детям мысль, что мы им не доверяем.

А может быть, подойти к проблеме с другой стороны? Скопированная с западных образцов система ЕГЭ (ОГЭ) не очень вписывается в бескрайние просторы нашей необъятной Родины, в некоторых уголках которой из-за нехватки учителей один педагог может проводить уроки и по труду, и по химии, и по физкультуре, и по математике… И уровень доступности школ к сети интернет весьма различается от региона к региону. Широкое распространение блокираторов радиосигналов может привести к проблемам, которые в настоящее время трудно даже прогнозировать. В моем понимании, блокираторы радиосигналов — это специальные средства, применение которых оправданно лишь в случаях, когда соответствующие федеральные органы исполнительной власти и организации уполномочены их использовать.

Рубрики и ключевые слова