Беспилотный «конь» борозды не испортит

Специалисты холдинга "Росэлектроника" (входит в госкорпорацию "Ростех") изготовили опытные образцы навигационно-связных элементов бортового и диспетчерского оборудования для системы управления беспилотной сельскохозяйственной техникой. Разработки выполнены в рамках второго этапа проекта по созданию аппаратно-программных средств управления беспилотной сельхозтехникой. Проект планируется завершить в ноябре 2018 г.

Как сообщили в холдинге «Росэлектроника», работы в рамках проекта осуществляются в интересах группы компаний «Ростсельмаш». Непосредственно разработкой занимается московское АО «НИИ микроэлектронной аппаратуры «Прогресс» (НИИМА «Прогресс»). Инженеры института разработали составные части бортовой навигационно-связной аппаратуры, а также аппаратную часть диспетчерского центра автоматизированного управления сельхозтехникой. Аппаратура обеспечивает точность навигации 2,5 см. Связь с базовой станцией фазовых дифференциальных поправок обеспечивается в каналах GSM и УКВ.

В соответствии с техническим заданием опытный образец бортового навигационно-связного модуля выполнен в виде корпусного изделия и имеет интерфейсы для подключения к штатной бортовой системе управления сельскохозяйственной техники.

Разработки были выполнены в рамках второго этапа проекта по созданию аппаратно-программных средств управления беспилотной сельхозтехникой. На третьем этапе работ, который планируется завершить до мая 2018 г., предполагается проведение предварительных испытаний опытных образцов. На заключительном, четвертом этапе — приемочные испытания в составе конечного оборудования. «Сдача проекта и проведение приемочных испытаний запланированы на ноябрь 2018 г. Мы ведем работы в интересах „Ростсельмаша“, и на данный момент это наш основной партнер в агропромышленной отрасли», — отметили в пресс-службе «Росэлектроники».

Представитель «Росэлектроники» рассказал корреспонденту ComNews, что задача разрабатываемого навигационно-связного комплекса — обеспечивать автоматизированное управление и контроль работы сельхозтехники в зоне координатного земледелия.

«Координатное земледелие пока не получило широкого распространения в России, однако данная технология активно применяется в странах с развитым сельским хозяйством. Есть все основания полагать, что и в нашей стране координатное земледелие будет широко применяться: технология учитывает различные почвенные неоднородности в пределах одного поля, позволяет значительно повысить производительность сельскохозяйственных операций благодаря использованию автоматизированных систем управления техникой, повышает эффективность высева и точность предсказания урожайности», — отметили в пресс-службе «Росэлектроники».

Проект разработки комплекса автоматизированного управления сельскохозяйственной техникой начался осенью 2016 г. Комплекс включает в себя оборудование, размещаемое на борту трактора или комбайна и в диспетчерском центре, обеспечивающем автоматизированное управление и контроль работы сельхозтехники в зоне координатного земледелия. Основным узлом бортового оборудования является автопилот, встраиваемый в гидравлическую систему транспортного средства для обеспечения максимальной точности удержания курса движения. Автопилот состоит из трех компонентов — высокоточного навигационного приемника ГЛОНАСС/GPS/GALILEO, работающего в режиме RTK, контроллера с дисплеем и гидравлического управляющего блока.

«Мы полагаем, что комплекс автоматизированного управления сельскохозяйственной техникой имеет хороший потенциал экспорта на рынки стран Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии», — сказали в пресс-службе «Росэлектроники».

Решения для создания беспилотной сельхозтехники на сегодняшний день разрабатывает ряд российских компаний. К примеру, отечественный разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных систем — компания Cognitive Technologies весной текущего года объявила о создании технологии компьютерного зрения для автоматического вождения зерноуборочного комбайна. В основе разработки лежит технология глубокого обучения нейронных сетей.

Руководитель департамента развития беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин вчера отметил в беседе с корреспондентом ComNews, что компания стремится применять в своих разработках наиболее передовые технологии. «Пока мы не знакомы с образцами техники „Росэлектроники“, однако если отечественное решение имеет высокий технологический уровень при оптимальном соотношении цена-качество, мы будем весьма заинтересованы в сотрудничестве», — уточнил он.

По прогнозу Юрия Минкина, рынок беспилотной сельскохозяйственной техники в России будет активно расти и развиваться, поскольку автоматизация сельскохозяйственных процессов является важнейшей составляющей повышения эффективности производства. «Внедрение беспилотных технологий, в том числе в сельское хозяйство, — один из главных общемировых трендов. Можно сказать, что российский рынок не отстает от зарубежных игроков. Cognitive Technologies уже сейчас активно сотрудничает с крупным российским сельскохозяйственным предприятием, что позволяет положительно оценивать перспективы дальнейшего тиражирования наших решений на рынок. По нашим прогнозам, российский рынок в ближайшие 5−10 лет по объемам роботизации сельского хозяйства будет сопоставим с европейским», — считает представитель Cognitive Technologies.

По его мнению, главным драйвером для беспилотных технологий в сельском хозяйстве должно стать понимание со стороны владельцев агрохолдингов касательно экономической выгоды роботизированных решений. Речь идет об оптимизации производства благодаря беспилотным решениям по трем направлениям: увеличение прибыли за счет повышения эффективности обработки сельхоз культур, снижение потерь и хищений на производстве, а также сокращение издержек на уровне бизнес-процессов. «Сегодня становится все более очевидным, что любое предприятие, которое хочет интенсивно, а не экстенсивно наращивать объемы производства, должно постепенно внедрять беспилотные технологии», — уверен Юрий Минкин.

Президент ООО «Мивар» Олег Варламов отметил, что сейчас сельское хозяйство только присматривается к возможности внедрения систем, созданных с использованием искусственного интеллекта. «Кстати, мы тоже вели переговоры с „Ростсельмашем“, однако пока ни о чем не договорились. Агрохолдинги очень осторожно относятся к искусственному интеллекту, предпочитая понятные и хорошо зарекомендовавшие себя биотехнологии и агрохимию. Тем не менее сельское хозяйство — одна из наиболее понятных и перспективных отраслей с точки зрения использования интеллектуальных систем и робототехники. Ведь очевидно, что опрыскивание сельхозугодий вполне можно доверить дрону, а уборку зерновых — беспилотному комбайну», — говорит Олег Варламов.

Согласно его видению ситуации, уже через несколько лет подход к сельскому хозяйству изменится, и на смену разрозненным и не всегда эффективным технологиям придет комплексный подход, который будет использовать интеллектуальные платформы, с возможностью управления группами дронов и парком беспилотной техники, с интегрированными аналитическими, прогностическими и специализированными системами поддержки принятия решений.

«То, что мы видим сейчас, это лишь пилотная обкатка разнородных решений, но не за горами и реальная роботизация и автоматизация сельскохозяйственной отрасли. В конце концов, в РФ уже принята программа цифровой экономики, разрабатываются концепции «умных городов», так что самое время приступить к внедрению «умного поля», — призывает Олег Варламов.

Говоря о существующих барьерах для развития рынка беспилотной сельскохозяйственной техники в России, Юрий Минкин отмечает что значительная часть сельскохозяйственной техники и ее комплектующих является импортной и зависимой от курса валют, а цена техники далека от желаемой. При этом, по его словам, подобная ценовая политика дает возможность отечественному производителю предлагать решения, которые являются более экономически привлекательными и в то же время сопоставимыми, а иногда и превосходящими зарубежный продукт по эффективности.

Рубрики и ключевые слова