Алексей Волин: оператор не должен отвечать за некачественный сигнал вещателя

Седьмого февраля в выставочном центре «КРОКУС ЭКСПО» начала свою работу 19-я Международная выставка-форум CSTB.Telecom&Media’2017.

CSTB 07.02-2017

Экспоненты — более 400 брендов из 29 стран. Телекоммуникационный костяк составляют операторы платного телевидения, спутниковой и мобильной связи: Триколор ТВ, АКАДО Tелеком, ФГУП «Космическая связь», «Газпром космические системы», «ИНТЕРСПУТНИК», Eutelsat, Viacom, Viasat и другие. Отдельные стенды в «КРОКУС ЭКСПО» у МТС и «Мегафона». Ряды производителей и дистрибьюторов оборудования (даже китайских) редеют. Зато не снижается интерес к мероприятиям деловой программы. Ключевое из них — круглый стол с амбициозным названием «МЕДИА БЕЗ ГРАНИЦ».

По традиции президент АКТР Юрий Припачкин напомнил итоги 2016 года, отметив, что это данные «в среднем по больнице». Объем рынка вырос на 21% -почти до 74 млрд рублей. Число абонентов платного ТВ увеличилось на 1,640 тыс. и превысило 41 млн. Самая позитивная новость: ARPU поднялся в среднем на 5% (со 134 до 152 рублей, или примерно $ 3).

Воспользовавшись присутствием на круглом столе заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, ведущие (г-ну Припачкину в последние годы ассистирует руководитель каналов молодежного и музыкального вещания VIACOM Яна Чурикова) забросали представителя администрации связи вопросами.

Как решать проблему регионального канала, который стал обязательнымна 21-й кнопке? Куда обращаться с целью определения порядка вещания, если вмегаполисе и области свой, отдельный канал, как, например, в Ленобласти и Санкт-Петербурге, «Доверие» в Москве и областной «360»?.. Замминистра ответил, что это технологический вопрос разделения сетей, его надо совместно обсуждать и решать в ручном режиме, в частности менять сеть под действующие правила, определенные Федеральной конкурсной комиссией.

Игроков рынка волнует низкий рост ARPU — ниже, чем в Китае, Казахстане, Индии, не говоря уже о США, где самый высокий ARPU: $ 103 против наших почти $ 3. Причина тому — высокий уровень конкуренции, и операторы пытаются бороться друг с другом, в том числе путем предложения бесплатных сервисов или увеличения каналов в базовом пакете для привлечения потребителя.

Проблему усугубляет тенденция ускорения темпов роста аудитории IPTVза последние два года, сопровождающегося заметным замедлением роста кабельного и спутникового телевещания. Была высказана озабоченность по поводу присоединения сетей связи операторов к точкам распространения обязательных телеканалов.

Больной вопрос — определение качества цифрового сигнала и зон ответственности между вещателями и операторами. Алгоритм определения качества сигнала, напомнил Алексей Волин, заложен в действующем сегодня приказе Минкомсвязи. Когда документ обсуждался, было много идей, в том числе предлагалось прописать большой перечень технических деталей и параметров. Но делать этого категорически нельзя, ведь к оператору изначально может прийти сигнал плохого качества. В итоге остановились на главном: оператор не должен допускать ухудшения качества сигнала, полученного от вещателя. Мониторинг должен проходить на всех этапах, и категорически недопустима ситуация, при которой оператор отвечал бы за некачественный сигнал вещателя.

В вопросе недискриминационного доступа к инфраструктуре многоквартирных жилых домов Минкомсвязи выступает за введение обязательного требования, согласно которому дом не может сдаваться без подключенных к нему современных коммуникационных сетей.

Обсуждение в рамках круглого стола сложностей взаимодействия России и Китая в сфере медиа, направлений дальнейшего сотрудничества позволило выявить важную тенденцию, нашедшую подтверждение в ходе других заседаний: российские компании очень серьезно настроены на продвижение своего продукта, в данном случае медиаконтента (сериалов, музыки, софта и детских программ), на рынки других стран, в первую очередь Китая. При серьезной зарегулированности и жесткой структуре китайского рынка, на котором работают крупные международные игроки, приходить на него нужно, имея интересный, уникальный контент, подчеркнул Алексей Волин.

В том же русле, как показал круглый стол «Ближайшее технологическое будущее российского телевидения», организованный Московским научно-исследовательским телевизионным институтом (ЗАО «МНИТИ») и инвестиционно-промышленным холдингом GS Group, развивается ситуация на рынке профессионального оборудования. Сильные российские компании готовы, стремятся к экспорту оборудования, но выход на зарубежные рынки довольно сложен. Поэтому в данном случае отечественные производители говорят не об импортозамещении, а о поддержке их экспортной экспансии.

Модератор дискуссии Виталий Стыцько за горизонт планирования взял 2025 год и просил выступавших определить, с чем мы придем к этому сроку: все с тем же импортным оборудованием или с отечественным. Но докладчики больше говорили о делах насущных. Оно и понятно: трудно заглядывать за горизонт, когда нет стратегии, единой политики, национальных стандартов, базовых требований к оборудованию. Поэтому, пояснил заместитель генерального директора ЗАО «МНИТИ» Константин Быструшкин, специалисты института пришли к выводу о необходимости самоорганизации, чтобы в рамках отраслевых ассоциаций (АРПАТ, РОТЕК, Ассоциация разработчиков электроники и др.) разрабатывать вопросы научно-технического регулирования и национальные стандарты цифрового ТВ как базу для производства и эксплуатации отечественного ТВ-оборудования.

Среди мероприятий экспонентов в первый день работы выставки интерес вызвала отчетная пресс-конференция «Триколор ТВ», в рамках которой генеральный директор НАО «Национальная спутниковая компания» (бренд «Триколор ТВ») Алексей Холодов поделился успехами компании в 2016 году и представил планы дальнейшего развития.

ФГУП «Космическая связь» представила на своем стенде комплекс решений для спутникового широкополосного доступа в Интернет — как для физических лиц, так и для B2B-сегмента. Состоялись презентации, посвященные стратегии развития Ка-диапазона, продвижению сервиса Ка-диапазона на территории вещания спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6».

Журнал «Электросвязь» представлен на выставке на стенде 482, павильон № 1, зал 4. Здесь можно ознакомиться с последними номерами, проконсультироваться о возможности публикации статей, узнать о подписке на издание.

Более подробный отчет о мероприятиях и экспонентах CSTB-2017 будет опубликован в № 2'2017.

Рубрики и ключевые слова