Особенности государственного регулирования рынка беспроводной связи

Оптимизация использования радиочастотного ресурса является проблемой комплексной. В решении вопросов электромагнитной совместимости, радиопланирования и радиоконтроля, других технических аспектов регулирования и функционирования беспроводных сетей участвуют как регулирующие органы, так и операторское сообщество. Назовем наиболее важные для отрасли события, определившие основные направления регулирования радиочастотного спектра в России за последний год.

Автор: Дмитрий Тур, руководитель аппарата Государственной комиссии по радиочастотам.

ТУР № 6Аукционы на право получения лицензий

Аукционы рассматриваются Минкомсвязи России как эффективный способ распределения радиочастотного спектра (РЧС). С такой точкой зрения солидарны операторы связи, что подтверждается их активным участием в проведенных аукционах.

На первом аукционе были выставлены радиочастоты в диапазоне 1800 МГц для девяти регионов страны. На втором аукционе разыгрывались радиочастоты в полосах радиочастот 2570−2620 МГц в 81 региональном лоте и одном федеральном. Особенность второго аукциона -частоты должны использоваться технологией TDD, а кроме того, победителям в отдельных лотах вменялось в обязанность выплатить компенсацию ранее работавшим в этих полосах радиочастот операторам MMDS. Поступления в федеральный бюджет от торгов составили суммарно 14,6 млрд рублей.

Совместное использование радиочастотного спектра

В современных экономических условиях регулирование отрасли телекоммуникаций нацелено на повышение экономической эффективности деятельности операторов связи. Один из первых шагов по совершенствованию отраслевого законодательства в этом направлении был сделан в 2014 году. Тогда были сняты все ограничения на совместное использование инфра-структуры связи на территории Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 1252 от 2 декабря 2014 года было разрешено регистрировать радиоэлекронное средство (РЭС) или высокочастотное устройство в сети сразу двух и более операторов связи.

Благодаря решениям Государственной комиссии по радиочастотам операторы мобильной связи могут совместно использовать радиочастотный спектр для развития сетей стандартов UMTS и LTE/LTE-Advanced в следующих диапазонах радиочастот: 800, 900, 1800, 2100, 2500 и 2600 МГц. Разрешение на совместное использование полос радиочастот выдается при наличии согласия пользователей РЧС, подающих совместную заявку в Роскомнадзор на основании заключенного между собой договора. Для того чтобы исключить двойную плату за радиочастотный спектр, приказом Минкомсвязи России от 27.11.2015 № 466 были внесены необходимые изменения в Методику расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование спектра.

Совместное использование радиочастот должно способствовать не только повышению эффективности бизнеса, но и развитию современных сетей связи в труднодоступных и малонаселенных районах страны, а также повышению качества и доступности услуг мобильной связи. Утвержденный ГКРЧ механизм получения разрешительных документов при совместном использовании РЧС уже работает. В настоящее время операторы связи активно подают заявки на совместное использование полос радиочастот в диапазонах 1800 и 2600 МГц.

Рефарминг

В прошлом году завершился успешный проект по рефармингу диапазона 900 МГц в Калужской области. Распределение каналов в диапазонах 900 и 1800 МГц исторически складывалось по принципу поиска и выделения незанятых и беспомеховых каналов. При таком подходе использование РЧС стало весьма фрагментированным и неэффективным. Для решения проблемы на данной территории была организована рабочая группа, в которую вошли представители регулятора и операторов связи.

ВОЛОДИН № 6
Валерий Володин, вице-президент Национальной радиоассоциациии
Совместная работа помогла найти компромиссный вариант, устраивающий все стороны. Обеспечение непрерывной полосы не менее 4,6 МГц позволило операторам связи развивать сети стандарта UMTS и предоставлять современные услуги связи большему количеству населения.

Реализация принципов совместного использования инфраструктуры и полос радиочастот частично снижает остроту проблемы фрагментированности радиочастотного ресурса, но не снимает ее полностью. Минкомсвязи России поддерживает стремление пользователей РЧС оптимизировать распределение уже выделенных полос радиочастот и надеется, что вслед за Калужской областью последуют и другие регионы.

Стимулирование развития сетей связи

Одной из своих приоритетных задач Минкомсвязи России считает устранение цифрового неравенства. Для продвижения услуг широкополосного доступа в малонаселенные и труднодоступные районы были предприняты стимулирующие меры, такие как, например, реализация программы развития универсальных услуг связи. Много сделано и в области регулирования беспроводных сетей связи. Приняты решения, позволяющие строить сети связи 3-го и 4-го поколений во всех самых распространенных диапазонах радиочастот. Практически в каждом регионе операторы связи воспользовались принципом технологической нейтральности, который позволяет максимально гибко выбирать диапазон для развития сетей связи, поскольку электромагнитная обстановка от региона к региону отличается.

В свою очередь, при использовании принципа технологической нейтральности операторы связи взяли на себя обязательства по обеспечению современной связью населенных пунктов по всей стране, в которых проживает от 10 тысяч жителей. Был составлен временной график, предполагающий охват услугами связи 99% таких пунктов за семь лет. Совместно с Роскомнадзором предполагается отслеживать выполнение этого графика, для чего в начале текущего года был принят отдельный приказ.

Всемирная конференция радиосвязи

Вектор развития современных средств и сетей связи задается во многом на международном уровне. Это относится и к вопросам стандартизации, и, безусловно, к регулированию использования РЧС. На ВКР-15 был принят ряд решений по развитию различных радиослужб на глобальном уровне, а также определены регламентные положения по их регулированию. В контексте развития сетей подвижной связи решения по идентификации полос радиочастот для систем IMT не могут быть в настоящее время реализованы в нашей стране, так как распреде-ленные диапазоны используются средствами других служб.


ГУРЬЯНОВ № 6Игорь Гурьянов, член правления НРА, зам. начальника НТЦ ФГУП НИИР, к.т.н.

За последние несколько лет Минкомсвязи России и Государственная комиссия по радиочастотам приняли ряд важных решений по стимулированию развития сетей сотовой связи. Прежде всего это относится к современным сетям мобильного широкополосного доступа 3-го и 4-го поколений. В то же время существующая система управления использованием РЧС в стране уже не соответствует требуемой динамике развития современных сетей мобильного широкополосного доступа и не удовлетворяет потребностям населения в предоставлении услуг доступа к информационным ресурсам на данных сетях «в любом месте, в любое время и на любом устройстве».

Учитывая особенности использования радиочастотного спектра в России и перспективы конверсии, необходимо переходить от разрешительного принципа доступа к РЧС к запретному. Это позволит внедрить платформу динамического управления использованием спектра посредством оперативных частотно-временных запретов на реализацию отдельных участков полос радиочастот на заданной территории и адаптивных систем для перестройки современных сетей мобильного широкополосного доступа. Это позволит сохранить требуемое качество услуг при введении данных запретов. Введение динамического управления использованием радиочастотного спектра необходимо начать с полос радиочастот, выделенных для внедрения сетей мобильного широкополосного доступа 4-го и 5-го поколений.

Кроме того, конференция на-метила перечень полос для проведения исследований к следующей конференции в целях внедрения систем семейства IMT-2020 (системы 5G). Министерство начало работу по повестке дня ВКР-19, и уже в этом году будут проведены исследования, которые будут приняты за основу при формировании позиции администрации связи России.

Кстати, одним из самых обсуждаемых вопросов в рамках ВКР-15 стала предложенная странами Регионального содружества в области связи резолюция по интернету вещей. Это действительно очень динамично развивающийся сегмент телеком-индустрии, кото-рому и в России уделяется много внимания. В плане частотного обеспечения развития многообразия предлагаемых стандартов и решений рассматривается возможность использования различных полос радиочастот, в том числе и распределенных для устройств малого радиуса действия, а в целом можно отметить, что для большинства применений IoT важным с точки зрения покрытия радиосети являет-ся использование полос до 1 ГГц.


В текущем году администрация связи продолжит заниматься вопросами повышения эффективности использования радиочастотного спектра, рассматривая это как один из факторов успешного развития современных сетей связи. Будет продолжена дискуссия с Минфином России по финансированию Программы мер по конверсии полос радиочастот 726−960 МГц, разработанной Минобороны России. Программа предполагает освобождение «нижних диапазонов» от средств связи военного назначения за 12 лет за счет средств, получаемых от платы за использование РЧС. В этом году также предполагается принять решение ГКРЧ, в соответствии с которым операторы связи смогут использовать один из самых популярных по количеству пользовательских устройств диапазон 2100 МГц для построения сетей стандарта LTE.

Традиционно много внимания администрация связи уделяет оптимизации регуляторных процедур, относящихся к запуску сетей связи, имея в виду и процедуры выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот, регистрации радиоэлектронных средств, расширение перечня полос радиочастот для использования устройствами малого радиуса действия, регулирование механизма ввоза радиоэлектронных средств и другие вопросы. Полагаем, что меры, которые предпринимает регулятор, позволят сохранить динамику развития современных сетей связи, которую мы сейчас наблюдаем, и решить задачу развития инфраструктуры связи и обеспечения качественными телекоммуникационными услугами граждан нашей страны.

Рубрики и ключевые слова