Обеспечение качества РЭС военного и двойного назначения на этапе проектирования и разработки

Одним из наиболее эффективных подходов к обеспечению качества и конкурентоспособности радиоэлектронных средств (РЭС) военного и двойного назначения является синергия потенциала производственных предприятий, научных организаций и технических университетов в учебно-научно-производственный инновационный кластер (УНПК) 1–3. Зарубежный и российский опыт кластерного подхода и в то же время отсутствие конкретных рекомендаций по его применению, в частности на предприятиях радиоэлектронного комплекса (РЭК) России, указывают на необходимость адаптации известных моделей деятельности к особенностям работы предприятий отрасли, выпускаемой ими продукции, процессов ее создания и применения.

Авторы:
А.В. Сидорин, профессор МГТУ МИРЭА, д.т.н.; A_Sidorin@mirea.ru
В.В. Сидорин, профессор, заведующий кафедрой МГТУ МИРЭА, д.т.н.; Sidorin@mirea.ru
М.В. Покровская, доцент МГТУ МИРЭА; Pokrovskaya@mirea.ru

Основополагающий принцип деятельности УНПК — пропорциональное и сбалансированное распределение консолидированных ресурсов участников кластера для обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития. Этот принцип транслируется и на низшие уровни иерархии организационной структуры кластера в управлении всеми видами деятельности (научной, производственной, инновационной, образовательной). Реализация принципа сбалансированного распределения ресурсов участников кластера приводит к такой схеме их взаимодействия, при которой устанавливается их участие в обеспечении качества РЭС на этапах жизненного цикла продукции, свойственных роду их деятельности.

Выигрывают от этого все: предприятия высвобождают значительную часть своих ресурсов — материальных, финансовых, людских, временных для производственной деятельности, выпуска продукции, научные организации в сотрудничестве с техническим университетом выполняют поисковые и прикладные НИР, ОКР с целью создания научно-технической продукции (НТП), участвуют в выполнении аванпроектов, в технологических и испытательных проектах, а технические университеты используют интеллектуальный потенциал своего профессорско-преподавательского состава при выполнении НИР и ОКР для создания НТП, вовлекают в процесс студентов, аспирантов и докторантов, формируя таким образом кадровый потенциал для предприятий РЭК.

Взаимодействие технического университета с организациями науки и предприятиями промышленности может быть реализовано в рамках системы обеспечения качества (СОК). Особенность системы обеспечения качества РЭС в кластере заключается в том, что она объединяет общей целью системы менеджмента качества (СМК) всех участников УНПК (рис. 1).

РЭС военного и двойного назначения как объект деятельности СОК в техническом университете

К наиболее распространенным видам РЭС военного и двойного назначения и другой научно-технической продукции как объектам обеспечения качества относятся:

  • опытные (лабораторные) образцы разработанных приборов, устройств, материалов (в частности, радиоэлектронных, электронных, оптоэлектронных средств, приборов и устройств квантовой и оптоэлектроники, электротехники);
  • технологические и конструкторские разработки;

0001[1]

Рисунок 1. Функции СОК в кластере

  • результаты выполнения НИР и ОКР, оформленные в виде научно-технических отчетов, статей, докладов, патентов, программных продуктов;
  • протоколы измерений, испытаний, контроля;
  • опытно-промышленные технологии;
  • программные продукты, системы управления;
  • разработанные методы и средства измерений, испытаний, контроля, методики выполнения измерений;
  • документы по стандартизации, нормативно-технические документы.

Поскольку разработку РЭС в университете осуществляет научный, профессорско-педагогический и инженерно-технический персонал при вовлечении в нее аспирантов и студентов, ее результатом является еще и подготовка выпускников для их последующей профессиональной деятельности.

Организационная структура СОК РЭС военного и двойного назначения

Устанавливает и описывает деятельность всех участников УНПК (рис. 2). Функционирование системы обеспечивается комплексом нормативно-методических документов, с помощью которых осуществляется их взаимодействие при создании РЭС.

0001[1]

Рисунок 2. Структура системы обеспечения качества РЭС в кластере

Основополагающие принципы системы, определяющие ее эффективность:

  • комплексный подход к обеспечению качества РЭС;
  • приоритет требований предприятий РЭК России к качеству совместно создаваемой научно-технической продукции;
  • управление требованиями и изменениями на всех этапах жизненного цикла создаваемых РЭС;
  • научно-организационное и нормативно-методическое сопровождение создаваемой продукции — РЭС на всех этапах жизненного цикла;
  • мониторинг качества РЭС;
  • маркетинговые исследования и бенчмаркинговый подход к организации работ по созданию РЭС военного и двойного назначения.

В основу системы положен опыт отечественных и зарубежных разработчиков по обеспечению качества РЭС военного и двойного назначения, сконцентрированный в комплексах национальных стандартов Российской Федерации «Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП)», военных стандартах «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника (СРПП ВТ)», Национальных стандартах комплексной системы контроля качества (КСКК), концепции Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management, TQM), международных стандартах качества ИСО 9000, 9001, 9004 и др. (рис. 3).

0001[1]

Рисунок 3. Нормативно-методическая база системы обеспечения качества РЭС в кластере

Политика обеспечения качества РЭС военного и двойного назначения

Является идеологической основой выполнения научно-технических, опытно-конструкторских и технологических разработок всех участников УНПК. Как программный документ, политика отражает основные направления их деятельности на установленный период с учетом интересов потребителей создаваемых РЭС. В качестве базы для сравнения запланированных и полученных результатов политика служит еще и инструментом постоянного повышения результативности СОК, ориентиром для предупреждения и исключения возможных, но недопустимых отклонений от заданных требований. Эффективность политики достигается ее динамичностью, основанной на анализе соответствия современному и перспективному состоянию развития отрасли, требованиям заказчиков, стратификации по уровням управления.

0001[1]

Рисунок 4. Организационно-методическая основа СОК РЭС военного и двойного назначения

Политика устанавливает и определяет: цели и приоритетные направления деятельности участников кластера; задачи, решение которых требуется для достижения поставленных целей, методы и средства их решения; принципы взаимодействия с потребителями РЭС и поставщиками необходимых ресурсов (исходных материалов, оборудования, информации, технологий, метрологического обеспечения); принципы достижения поставленных целей, стратегические и тактические задачи; пути развития и обязательства по обеспечению качества РЭС в соответствии с запросами потребителей.

Проектирование и разработка РЭС

Осуществляются в результате выполнения НИР и ОКР, ориентированных на достижение или превосходство мирового уровня качества. Комплексные НИР и ОКР включают исследования в области электроники, радиоэлектроники, радиофизики, информационных технологий, технических и экономических систем управления.

К результатам выполнения НИР и ОКР, помимо основного продукта — РЭС, относятся: новые виды материалов и изделий; новые технологии, способы и методы получения и исследования материалов, процессов, явлений, изделий; результаты исследований, измерений, испытаний, контроля; программные продукты; методики выполнения измерений; документы по стандартизации; другие виды научно-технической продукции, соответствующей требованиям заказчика.

НИР и ОКР состоят из следующих этапов: планирование постановки и выполнения НИР и ОКР; определение требований к НИР и ОКР и их анализ; выполнение НИР и ОКР; идентификация и прослеживаемость разрабатываемой научно-технической продукции; приемка НИР и ОКР — выходной контроль; хранение и передача полученных результатов заказчику.

При разработке продукции военного назначения порядок взаимодействия исполнителей с заказчиком предусматривает:

  • участие военного представительства (ВП) в проверках функционирования и оценке соответствия СОК установленным требованиям;
  • проведение ВП, по его усмотрению, выборочных проверок выполнения требований технической документации;
  • участие ВП в анализе отказов и причин дефектов разработанной научно-технической продукции;
  • согласование с ВП планов мероприятий по устранению выявленных несоответствий научно-технической продукции;
  • возможность повторного предъявления отклоненной ВП продукции, разработанной при выполнении НИР и ОКР.

На этапе планирования, постановки и выполнения НИР и ОКР анализируются требования заказчиков, устанавливаются цели в области качества и формулируются цели и задачи НИР и ОКР. Планирование включает также определение состава процессов, документов, потребности в обеспечении всеми видами ресурсов. В планах выполнения НИР и ОКР предусматривается верификация и валидация промежуточных и окончательных результатов, мониторинг, контроль и испытания РЭС, их составных частей, другой научно-технической продукции, критерии качества продукции, устанавливаются требования к документированию результатов НИР и ОКР.

Согласованию технического задания (ТЗ) и подписанию договора (контракта) на выполнение работ с заказчиком, а до этого участию в конкурсах, тендерах на выполнение работы и принятию обязательств по разработке и поставке научно-технической продукции предшествует анализ требований заказчиков к НИР и ОКР. Цель анализа заключается в определении требований к НИР и ОКР, согласовании требований договора (контракта) и ТЗ, способности выполнить предъявляемые требования. Результаты анализа — согласованное и утвержденное ТЗ, календарный план, расчет затрат на работу, согласованный договор.

Маркетинговые исследования, включающие анализ современного технического уровня разработок в России и в мире, оценку технического уровня разработанной научно-технической продукции, проводятся исполнителями работ на основании фактических данных, полученных в результате анализа соответствия разработанной научно-технической продукции требованиям контрактов. Результаты исследований оформляются в виде:

  • технико-экономического обоснования целесообразности постановки НИР и ОКР;
  • тематической карточки на НИР и ОКР и пояснительной записки к ней;
  • отчета о патентных исследованиях;
  • справки с анализом о научно-техническом уровне разработки на этапе сдачи-приемки работы заказчику.

Выполнение НИР и ОКР осуществляется в соответствии с планом-графиком, составленном на основании ТЗ, результатов маркетинговых исследований, сведений о прототипах и аналогах, базовых документов по стандартизации, технических регламентов и др.

Выполнение НИР и ОКР нацелено на проектирование и разработку:

  • РЭС, опытных образцов материалов и изделий электронной техники, радиоэлектроники, электротехники;
  • методов и средств измерения, испытания, контроля параметров РЭС, материалов и изделий электронной техники, радиоэлектроники, электротехники;
  • методик выполнения измерений;
  • программных продуктов;
  • документов по стандартизации, управленческих технологий.

Инструментами обеспечения качества всех этапов жизненного цикла РЭС, включая выполнение НИР и ОКР, подготовку производства, постановку продукции на производство и ее выпуск, служат такие управленческие механизмы, как управление изменениями, требованиями, проектами и проч. Необходимым для выполнения всех управленческих решений средством при этом становится комплекс нормативно-методического обеспечения системы — совокупность документов по стандартизации, в основе которых международные и государственные стандарты, контракты/договора, технические задания, календарные планы и др. (рис. 5).

Заключение. Задача обеспечения качества РЭС, в частности РЭС военного назначения, приобретает особую остроту в условиях постоянно возрастающих требований к повышению обороноспособности страны, жесткой конкуренции на международном рынке вооружения и военной техники. Это обусловливает актуальность, научную и практическую значимость разработанной кластерной модели взаимодействия предприятий РЭК, научных организаций, технических университетов, других заинтересованных сторон. Решение данной проблемы невозможно без развития действующих систем менеджмента качества предприятий, повышения эффективности использования интеллектуальной собственности, совершенствования форм организационного взаимодействия предприятий и организаций, образовательных учреждений. Комплексная система управления процессом создания РЭС обеспечивает эффективность и результативность системы обеспечения качества РЭС в таком кластерном объединении. Гарантированное выполнение согласованных требований всеми участниками УНПК достигается комплексом нормативно-методического сопровождения деятельности системы и мониторингом всех этапов жизненного цикла РЭС. Синергетический эффект от сложения потенциала участников кластера — стабильность обеспечения и воспроизводимость качества РЭС.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сидорин В.В. Система менеджмента устойчивого развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Методы менеджмента качества. — 2012. — № 1. — С. 14−17; № 2. С. 16−22.
  2. Сидорин В.В., Покровская М.В. Основные положения организационно-методического обеспечения качества научно-технической продукции в техническом университете // Матер. Междунар. науч.-техн. конф. «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения», 3−6 декабря 2013 г. — М.: МИРЭА, 2013. — Ч. 6. — С. 64−70.
  3. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Анализ и прогнозирование конкурентоспособности инновационной продукции предприятий радиоэлектронного комплекса на основе математической модели потребительской среды // Матер. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем» (РАДИОИНФОКОМ-2013).
Рубрики и ключевые слова
slot slot gacor link slot gacor slot777 slot gacor slot gacor slot slot88 slot online bet88 judi bola bet88 https://ppid.idu.ac.id/produk/sepuh77/ https://journalng.uwks.ac.id/file/trend/ https://2021.kinerja.ekon.go.id/halal/bet88 https://pariwisata.darmajaya.ac.id/wp-content/themes/ http://bpbd.karangasemkab.go.id/amp/ bet88 bet88 bet88