Специалисты IDATE провели исследование в период с сентября 2016 г. по сентябрь 2017 г. в 39 странах Европы. Согласно данным экспертов, за отчетный период больший прирост подписчиков проводного ШПД по технологиям FTTH и FTTB пришелся на Россию — 1,8 млн новых абонентов. Второе и третье места по этому показателю заняли Испания с приростом количества абонентов на 1,6 млн человек и Франция — рост составил 1,1 млн человек. Как заметили в IDATE, за отчетный период в 39 европейских странах резко возросло количество домохозяйств, подключенных к ШПД по FTTH/ FTTB-технологиям. Специалисты аналитического агентства подчеркнули, что по сравнению с сентябрем 2016 г. рост составил 16%, или 148 млн домохозяйств.
Согласно данным специалистов IDATE, в исследованных странах наибольшее количество сетей FTTx развернули частные операторы — это 56% от общего количества игроков. Кроме того, за последний год произошла эволюция волоконных технологий — преобладание технологии FTTH над FTTB (55% против 45% к сентябрю 2017 г.).
Комментируя результаты исследования, президент FTTH Council Europe (отраслевая некоммерческая организация, миссия которой — активное продвижение рынка оптоволоконных, ультравысокоскоростных сетей доступа, обеспечение их доступности для частных лиц и бизнеса) Ронан Келли отметил, что организация воодушевлена стремлением операторов в странах, прежде не имевших «аппетита к волокну», активно участвовать в развитии FTTH/B. «Мы движемся в сторону оптоволоконного гигабитного общества», — заявил он. По его словам, с появлением новых заинтересованных сторон с инновационными бизнес-моделями меняется структура рынка. Это, добавил Ронан Келли, способствует конкуренции в создании инфраструктуры и вкладыванию инвестиций.
Корреспондент ComNews узнал, какова абонентская база некоторых крупных операторов ШПД. В пресс-службе ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») сообщили, что по итогам III квартала 2017 г. абонентская база ШПД «ВымпелКома» выросла на 3,2% (год к году) за счет влияния конвергентного продукта. «Абонентская база конвергента продолжает расти и сегодня насчитывает уже 870 тыс. абонентов», — сообщили в пресс-службе оператора. В компании считают конвергент более выгодным продуктом с точки зрения долгосрочной перспективы. «Срок жизни абонентов, подключивших конвергентные тарифы, увеличивается на год по сравнению с обычными ШПД и мобильными тарифами. Кроме того, важно, что конвергентные тарифы повышают интерес абонентов к услугам широкополосного доступа в Интернет», — заметили в «ВымпелКоме».
В ПАО «Ростелеком» наблюдают рост количества абонентов проводного ШПД на сетях оператора. «В I квартале 2016 г. количество абонентов услуг ШПД составляло 11,9 млн человек, в I квартале 2017 г. — 12,5 млн человек, а в III — 12,7 млн человек», — сказали в компании. «Ростелеком» делает приоритетом пакетные подключения услуг — как минимум, ШПД+ТВ. Сегодня более 80% новых абонентов компании делают выбор в пользу подключения двух и более услуг одновременно. Чем больше абонент подключил услуг, тем выгоднее итоговая цена. Кроме того, мы стараемся дополнять основную услугу доступа в Интернет различными сопутствующими сервисами, что позволяет наращивать доходы в сегменте", — сообщил представитель оператора.
В компании отметили, что еще в конце 2014 г. большинство абонентов ШПД (54%) обслуживались по «медной» технологии DSL (6,1 млн на медных линиях связи) и только 46% - по оптическим технологиям (5,2 млн на PON и FTTx). «К концу III квартала 2017 г. пропорции обратные: доля DSL сократилась до 38%, 4,8 млн, а „оптики“ выросла до 62%, 7,9 млн», — сообщили корреспонденту ComNews в «Ростелекоме». «За последние пять лет „Ростелеком“ совершил настоящую оптическую революцию. С конца 2012 г. и до конца III квартала 2017 г. компания увеличила охват оптическими сетями доступа с 13,9 млн до 33 млн домохозяйств, то есть в 2,4 раза, на 19,1 млн домохозяйств», — прокомментировали в пресс-службе «Ростелекома».
По словам директора по развитию бизнеса на массовом рынке компании NetByNet (ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг»; бренды NetByNet и Wifire, 100%-ная «дочка» ПАО «МегаФон») Андрея Егорова, европейский рынок отличается от российского. «По нашим оценкам, рост подписчиков FTTB и FTTH в России наблюдается в целом, но он менее 1 млн. Сейчас мы видим, как активно растет потребление конвергентных продуктов, операторы все больше делают акцент на дополнительных сервисах. Мы движемся в этом направлении», — сказал Андрей Егоров.
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что рост абонентов проводного ШПД в России связан с конкуренцией телекоммуникационных операторов, которым нужны драйверы роста и которые обзванивают домохозяйства. По его прогнозам, рынок проводного ШПД в России в 2018 г. вырастет на 1,5−2,5% по числу абонентов и по выручке.
«В объединенных рейтингах, включающих Россию и СНГ, по уровню проникновения фиксированного ШПД наша страна может занимать с 19-го по 39-е место, что в основном определяется аккуратностью и своевременностью подачи статистики в международные органы, которые их собирают. Как правило, с европейскими странами по качеству и оперативности статистики соперничать невозможно, а они в первую очередь и влияют на рейтинги, если уровень проникновения растет быстро», — отметил аналитик «Финама». Кроме того, добавил он, в рейтингах высокие места занимают Монако, Лихтенштейн, Исландия и другие небольшие страны, в которых внедрение новых технологий связи обычно осуществляется очень быстро.
По словам старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Богдана Зварича, подключения по технологиям FTTH и FTTB в России идет действительно активно. «И я не исключаю, что статистика относительно 1,8 млн новых подключений верна. Дело в том, что подобные подключения уже являются не конкурентным преимуществом того или иного оператора, а повседневностью. Клиенты предпочитают получать качественную связь на высокой скорости. А современные требования к объему передаваемой информации заставляют операторов использовать самые современные технологии при подключении абонентов. И оптика до дома или до квартиры уже является обыденностью», — прокомментировал он.
При этом, по оценкам «Фридом Финанса», объем рынка B2C ШПД к началу 2018 г. мог вплотную подойти к отметке 33 млрд руб. «В дальнейшем он продолжит расти. Проникновение ШПД остается все еще на низком уровне, что указывает на потенциал роста данного сегмента связи», — резюмировал Богдан Зварич.