Восточный входит в «нормальный режим»

Представители Роскосмоса обещают, что космодром Восточный будет наращивать число запусков, чтобы постепенно уйти от российских стартов с Байконура. В то же время эксперты сомневаются, что доставка ракет и спутников на Дальний Восток будет окупаться.

ВОСТОЧНЫЙ TD 16.08О планах по загрузке космодрома Восточный рассказал в эфире телеканала «Вести24» глава госкорпорации Игорь Комаров. В частности, он сообщил, что количество пусков на космодроме Восточный в 2018 году будет увеличено в два раза по сравнению с текущим годом — до 4−5 запусков. Правда, пока с нового космодрома был дан единственный старт, в конце апреля 2016 года; на декабрь этого года запланированы еще два пуска. Видимо, их и будут удваивать в следующем году. В 2019 году Роскосмос хочет увеличить число пусков до шести-восьми. Целью для госкорпорации являются 10 пусков в год, хотя и «от 4 до 6 пусков — нормальная работа космодрома», — уточнил Игорь Комаров.

Как пояснил TelecomDaily член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов, когда начиналось строительство космодрома Восточный, называлось две основные причины: развитие российского Дальнего Востока и суверенный доступ в космос, независимый от отношений с Казахстаном, на территории которого располагается арендуемый космодром Байконур (именно оттуда осуществляются пуски по пилотируемой программе РФ). «По первому пункту планировалось создание рядом с космодромом научно-производственного кластера, развитие города Циолковский, — поясняет Александр Хохлов. — По второму — создание инфраструктуры для пилотируемых полётов с Восточного, в том числе обеспечение эвакуации экипажа в случае нештатного выведения на всей трассе полёта, включая океанский участок».

На сегодняшний день из-за секвестра целевой программы «Развитие космодромов на период 2017—2025 годов» вместо двух стартовых столов для «Ангары» на Восточном было решено делать один. Он должен быть введён в строй к концу 2021 года. «До этого времени функционировать будет всего один стартовый стол — для ракеты-носителя «Союз 2.1а, — уточняет Александр Хохлов. — Из-за отказа от «Ангара А5П» на Восточном не будет создаваться инфраструктура для пилотируемых полётов в ближайшие 10 лет, нет теперь планов и по созданию научно-производственного кластера. Всё это создаёт ощущение незавершённости. Неясно, насколько будет окупаться доставка ракет и спутников на Дальний Восток, командировки специалистов и обслуживание всей инфраструктуры космодрома. Но судить об этом можно будет только после начала штатной эксплуатации».

В Роскосмосе настаивают на том, что Восточный России необходим по-прежнему. «Космодром Восточный — первый российский гражданский космодром, который гарантирует независимый выход России в космос. Там созданы удобные трассы полета ракетоносителей по безлюдным районам. Кроме того, его развитие добавляет всему региону возможность технологического роста и роста налогооблагаемой базы — это один из драйверов роста для Дальнего Востока», — комментирует пресс-служба Роскосмоса.

Акционерное общество «Научно-производственное объединение автоматики» сообщает на своей странице в Facebook, что космодром Восточный к пускам готов. «Специалисты ЦЭНКИ (центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры — прим. ред.) завершили годовое техобслуживание всего технологического оборудования космодрома. Уже в ноябре и декабре состоятся запуски спутников „Метеор-М2.1“ и сразу двух „Канопус-В“. Сами ракеты-носители семейства „Союз-2.1“ будут доставлены на космодром в августе и в октябре», — говорится в сообщении АО. В ЦЭНКИ отмечают, что основная цель проведенных работ — поддержание в готовности систем к применению. Согласно графику, первыми к работам приступили инженеры заправочно-нейтрализационной станции, далее работы велись на оборудовании стартового и технического комплексов. Все регламентные работы на стартовом и техническом комплексах и заправочно-нейтрализационной станции выполнены в полном объеме, и техника готова к следующему пуску. Кроме того, специалистами космодрома проведены комплексные испытания самой заправочно-нейтрализационной станции и ее оборудования с габаритно-заправочным макетом разгонного блока «Фрегат».

Рубрики и ключевые слова