Цифровые тренды в регионе СНГ

Аналитический обзор Международной академии связи печатается в продолжение статьи «Измерение цифрового развития-2020», опубликованной в ЭС’21, № 5. Рассматриваются тенденции развития инфраструктуры, доступа к сетям связи и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в регионе Содружества Независимых Государств (СНГ). Обзор подготовлен с использованием данных Международного союза электросвязи (МСЭ) – специализированного учреждения ООН в области ИКТ, а также ряда других международных организаций (источники выделены курсивом).

Борис Ластович,
эксперт Международной академии связи

ВВЕДЕНИЕ

В странах СНГ, как следует из недавно выпущенного отчета МСЭ «Digital trends in the Commonwealth of Independent States region 2021», в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, сохраняются тенденции развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, сервисов и решений, необходимых для цифровой трансформации общества, экономики и государственных органов. Ключевой приоритет для региона соответствует мировому — это наращивание потенциала ИКТ и расширение навыков применения для ускорения цифровой трансформации как средства повышения эффективности экономики и качества жизни людей. Такие тренды сохранят актуальность и в будущем, о чем свидетельствуют Региональные инициативы СНГ, подготовленные Региональным отделением МСЭ с участием Регионального содружества в области связи (РСС), Международной академии связи (МАС) и других организаций к Всемирной конференции по развитию электросвязи (ВКРЭ-21), перенесенной из-за пандемии на 2022 год.

Центром этой исторической трансформации, наряду с ориентацией политики на достижение конечных социально-экономических целей, является ИКТ-инфраструктура — основной фактор будущего процветания стран мира, включая и регион СНГ. Улучшение цифровой инфраструктуры означает гораздо больше, чем просто решение задачи обеспечения потребителей мобильными и фиксированными широкополосными подключениями. Надежная инфраструктура, на которую должны опираться новейшие технологии, необходима для реализации к 2030 году Целей в области устойчивого развития (ЦУР), намеченных ООН.

Регион СНГ (по классификации МСЭ) с населением 240 млн человек состоит из государств-членов, которые определяются ООН как страны с переходной экономикой. Большинство из них (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан) относятся к категории стран с доходом выше среднего. Кыргызстан и Узбекистан попадают в группу с уровнем доходов ниже среднего, а Таджикистан — в группу с низким уровнем доходов. Несмотря на некоторое сходство, страны СНГ демонстрируют существенные различия, что обусловлено факторами географии, демографии, уровня образования, занятости и т. д., поэтому сталкиваются с разными проблемами.

ЦИФРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕГИОНЕ СНГ

За последние четыре года в странах Содружества продолжается рост по большинству направлений развития инфраструктуры ИКТ, доступа к услугам и их использования. Доля интернет-пользователей увеличилась с 66,1% в 2017 году до 72,8% к 2020 году, количество домохозяйств, имеющих доступ к интернету, выросло с 73,4% до 76,4%. Рынки как мобильного, так и фиксированного широкополосного доступа (ШПД) показали существенный рост. Гендерный разрыв среди пользователей относительно небольшой, но сохраняется значительный разрыв между городом и деревней: в 2020 году только 49,6% сельских домохозяйств против 72,1% городских имели доступ к интернету.

Развитие рынка подвижной связи. Рынок мобильной связи в СНГ достаточно развит: число абонентов сотовой связи превышает 100 подписок на 100 жителей во всех девяти странах СНГ. Регион возглавляют Российская Федерация и Туркменистан с более чем 150 подписками на 100 жителей. Для региона в целом средний показатель подписки по состоянию на 2020 год МСЭ оценивает в 148,2 на 100 жителей, что намного превышает среднемировой показатель — 105 подписок. Ниже только в Узбекистане — 101.

Среднее количество подписок (договоров) на предоставление подвижного ШПД в регионе СНГ довольно значительно: к 2020 году достигло 88 на 100 жителей, что на 13 процентных пунктов выше среднемирового показателя, и это при существенной разнице между странами (табл. 1).

Международная ассоциация GSMA к 2025 году прогнозирует дальнейший рост числа пользователей мобильного интернета по региону на 24%; при этом в Узбекистане увеличение составит 63%, в Казахстане — 54% и в Армении — 40%.

Рынок фиксированного ШПД по странам СНГ весьма неоднородный: от 34 подключений на 100 жителей в Беларуси, что намного выше среднемирового показателя, до всего 0,1 на 100 жителей в Туркменистане. Средний по региону уровень фиксированных широкополосных подключений в 2020 году составил 19,5 абонента на 100 жителей, что выше среднемирового — 15,2 на 100 жителей (табл. 2).

Международная пропускная способность. С учетом того, что восемь из девяти стран СНГ не имеют выхода к морю, а значит, доступа к межконтинентальным магистралям, международная пропускная способность остается важным направлением совершенствования их ИКТ-инфраструктуры. Общая международная пропускная способность в регионе СНГ с 11 Тбит/с в 2017 году увеличилась до 19 Тбит/с в 2020 году. В расчете на одного пользователя в 2019 году пропускная способность составила 71,6 кбит/с по сравнению со 131,3 кбит/с в мире. Таким образом, несмотря на более высокий, по сравнению с мировым, средний уровень проникновения интернета, средняя скорость широкополосных подключений в регионе намного ниже, чем в мире.

Существенная разница наблюдается и между странами. Если в Беларуси международная пропускная способность на одного пользователя порядка 200 кбит/с, то в Российской Федерации меньше 70 кбит/с, а в Туркменистане и Таджикистане — всего 2 кбит/с. Среднегодовой темп роста пропускной способности в большинстве стран региона составил 10% и более, но в Кыргызстане, Казахстане и Таджикистане — менее 5%.

Доля населения, пользующегося интернетом, довольно однородная по региону СНГ: показатели в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Российской Федерации — более 80% жителей, в Армении — порядка 70%. Согласно GSMA («Мобильная экономика России и СНГ 2020»), к 2025 году распространение смартфонов в регионе достигнет 81%, что окажет прямое влияние на число пользователей ШПД и потребление мобильных данных.

Хотя стандарт 4G стал в регионе СНГ ведущей мобильной технологией и общее покрытие сетями ШПД существенно возросло, это не привело к такому же росту числа интернет-пользователей. По оценке МСЭ, к 2020 году 98% жителей были охвачены мобильной сетью, в том числе 80,8% - в пределах досягаемости сигнала LTE, но только 72,8% из них использовали интернет — в основном из-за высокой стоимости (если исходить из среднего уровня дохода) и смартфонов, и корзины услуг, а также из-за отсутствия контента и приложений, доступных на местных языках. Кроме того, Альянс за доступный интернет (A4AI) одной из основных причин отставания в росте числа пользователей в странах СНГ назвал низкое качество доступа, что наглядно проявилось в условиях пандемии COVID-19 (впрочем, количественных данных по странам региона в свободном доступе не имеется).

По количеству домохозяйств, имеющих доступ в интернет, регион СНГ со средним показателем проникновения 76,4% значительно превосходит мировой уровень — 57,4%. Только у двух стран — Туркменистана и Таджикистана — показатели ниже средних по региону и миру. Доступ к интернету в домашних условиях вырос во всех странах региона (табл. 3).

Гендерный разрыв. В 2020 году в регионе СНГ среди интернет-пользователей было в среднем 71,7% женщин и 74% мужчин, в то время как во всем мире — только 48,4% женщин и 58,5% мужчин. Это сделало его наиболее близким к гендерному паритету с показателем 0,79%. В Армении и Беларуси интернетом пользуются больше женщин, чем мужчин. В Азербайджане разница в использовании интернета между мужчинами и женщинами самая высокая в регионе
— 6,2%, в Российской Федерации и Казахстане она составляла менее 2%.

Навыки пользователей. По региону СНГ имеются лишь ограниченные данные по базовым и стандартным уровням пользовательских навыков в области ИКТ, а сведений по продвинутым навыкам использования ИКТ почти нет (табл. 4).

Показатели табл. 4 свидетельствуют о том, что для региона СНГ развитие навыков пользователей, от которых не в последнюю очередь зависит их количество и распространение цифровых решений в социальной среде и в экономике, все еще остается одной из основных задач цифровой трансформации.

Ценовая доступность ИКТ. СНГ входит в число регионов с самыми доступными тарифами на широкополосные подключения — сразу после Европы. Мировые тенденции в этом секторе рынка подробно рассматриваются в отчете МСЭ «Измерение цифрового развития: тенденции цен на ИКТ 2019».

Стоимость корзины мобильных данных во всех странах СНГ составляет менее 5% валового национального дохода (ВНД) на душу населения. Пять стран достигли цели, поставленной Комиссией ООН по широкополосной связи для устойчивого развития: 2% и менее. Самые доступные тарифы на ШПД в Казахстане, а наименее доступные — в Таджикистане и Туркменистане.

Что касается ценовой доступности услуг фиксированного ШПД, то в большинстве стран региона СНГ тарифы относительно невелики, а четыре страны достигли цели, установленной Комиссией ООН по широкополосной связи: Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Российская Федерация. Однако заявленные скорости загрузки в этих странах, за исключением Российской Федерации, не очень высоки. В Беларуси, Узбекистане и Таджикистане действует ограничение на объем данных — от 5,8 до 30 Гбайт в месяц.

Инвестиции в электросвязь. Данные МСЭ по странам региона СНГ, если таковые имеются, показывают, что в 2019 году общие инвестиции в электросвязь как в основу цифровой инфраструктуры в странах Содружества составили $ 7,5 млрд. Большая их часть вложена Российской Федерацией — почти 85% от общего объема инвестиций. В процентном отношении к выручке это от 15 до 25%.

По оценкам GSMA, несмотря на экономическую неопределенность из-за пандемии COVID-19, операторы региона намерены инвестировать в развитие цифровой инфраструктуры в период с 2020 по 2025 год порядка $ 25 млрд, более половины этой суммы будет направлена на внедрение технологии подвижного доступа 5G.

Цифровые услуги. Цифровые преобразования в госуправлении, экономике и социуме стран СНГ, как и во всем мире, ускоряются, о чем свидетельствует наличие целенаправленной политики, цифровых стратегий и планов, а также фактов, подтверждающих их реализацию. Ввиду неограниченности и многообразия прикладных решений в сфере цифровой трансформации их количественный учет и анализ трендов на международном уровне ведутся только для базовых показателей в составе определяемого ООН с 2001 года Индекса развития электронного правительства (e-Government Development Index, EGDI). Помимо привычных нам онлайн-госуслуг (OSI), этот индекс учитывает также данные о телекоммуникационной инфраструктуре (TII) и человеческом капитале (HCI). Детальный анализ мировых трендов и рассчитанных по специальной методике показателей развития по этим трем составляющим EGDI содержатся в «Исследовании ООН: Электронное правительство 2020». Выборка по странам СНГ дала результаты, приведенные в табл. 5 (Таджикистан на
133-м месте, Туркменистан на 158-м месте).

У Дании, занимающей 1-е место в рейтинге, EGDI равен единице, у Эстонии (3-е место) — 0,9473, среднемировой показатель EGDI — 0,60. В регионе СНГ динамика отмечается по всем странам, средний уровень порядка 0,67. Быстрее всех движется Казахстан, продолжающий наращивать темпы развития электронного правительства в рамках программы «Цифровой Казахстан», развивая цифровую инфраструктуру, повышая качество образования и общую цифровую грамотность населения.

В настоящее время международные специализированные организации не собирают данные для других показателей по цифровым технологиям, однако в отчете МСЭ по СНГ приведен краткий обзор развития интегрированных технологий, таких как искусственный интеллект (AI), интернет вещей (IoT) и облачные вычисления (Cloud Computing). Их широкое применение требует нового уровня инфраструктуры, повышения ее надежности и гарантии параметров качества, зависящих прежде всего от фундамента цифрового пространства стран — национальных сетей электросвязи.

ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ СНГ

Мировые тренды. Правильная нормативно-правовая база, эффективные рыночные механизмы регулирования, направленные на инвестиции, инновации, частно-государственное партнерство и достижение конечных (национальных) экономических и социальных результатов, сегодня являются ключом к цифровой трансформации, сведению к минимуму вероятности проявления нежелательных последствий во всех сферах жизни. Кризис COVID-19 обнажил цифровое неравенство внутри стран и между ними, сохраняющееся не в последнюю очередь потому, что нормативная база, системы регулирования многих стран не могут обеспечить требуемых результатов. По мере ускорения темпов цифровой трансформации применение эффективного целевого регулирования становится решающим фактором.

Международным союзом электросвязи на основе передового опыта, результатов обсуждения на ежегодных глобальных симпозиумах для регуляторных органов разработана эталонная система отслеживания трендов, поколений регулирования, реализуя которые все страны могут ускорить процессы цифровых преобразований, повысить их эффективность. С 2016 года актуальным стало регулирование пятого поколения, или «совместное регулирование», предполагающее инклюзивный и согласованный подход, координацию усилий всех участников цифрового развития для эффективного использования ИКТ в каждой из областей их применения. Эта новая парадигма регулирования заключается в объединении усилий регулирующих органов и всех заинтересованных лиц, направленном на повышение эффективности цифровой трансформации (отчет МСЭ «Global ICT Regulatory Outlook 2020»).

Зрелость организации регулирования цифровой среды в регионе СНГ. В странах Содружества процесс совершенствования регулирования идет медленнее, чем в большинстве других регионов мира. Возглавляет рейтинг Армения — она единственная достигла 4-го уровня регулирования, направленного на конечный, социально экономический эффект применения ИКТ. В Кыргызстане достигнут уровень 3, цель которого — поощрение инвестиций, инноваций и распространения ШПД. В большинстве стран региона сохраняется регулирование на уровне 2 — переход от административных механизмов к рыночным. СНГ — единственный регион, где новый тренд — совместное регулирование — еще не применяется.

Российская Федерация, несмотря на 25 лет существования рынка услуг телекоммуникаций/ИКТ, все еще между первым и вторым уровнями: рынок есть, но регулирование по-прежнему осуществляется командно-контрольными методами, в отсутствие внятной политики (предсказуемости) и без соблюдения баланса интересов государства, бизнеса, пользователей.

Принятые в последние годы в нашей стране нормативно-правовые акты повлекли за собой снижение инвестиционных ресурсов операторов и их инновационной активности, рост стоимости ШПД для потребителей, отсутствие определенности параметров национальной сети. В ежегодно публикуемом международном рейтинге «ITU Regulatory Tracker» Российская Федерация устойчиво занимает одно из последних мест среди более 190 стран, а по показателю эффективности регуляторного органа опережает только Таджикистан и Маршалловы острова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В регионе СНГ наблюдается постоянный рост по большинству направлений развития инфокоммуникационной инфраструктуры, доступа к сетям и использования ИКТ. По многим усредненным показателям регион следует в русле мировых тенденций, а показатель гендерного паритета делает его одним из двух наиболее продвинутых. Вместе с тем существует значительный цифровой разрыв между странами, между уровнем цифровой инфраструктуры и числом пользователей, между городом и сельской местностью.

Данные о достигнутых уровнях навыков в области ИКТ представлены очень ограниченно; но там, где они доступны, виден заметный пробел по всем категориям навыков, с большими различиями между выбранными странами. Доступность международной полосы пропускания на одного интернет-пользователя относительно низкая. Особо следует отметить отставание от большинства других регионов в области целевого регулирования развития цифровой среды.

Пандемия COVID-19 оказала глубокое влияние на регион СНГ и стимулировала как потребителей, так и бизнес к более широкому использованию цифровых услуг и технологий, что на несколько лет ускорило цифровую трансформацию некоторых сфер. Если же говорить в целом, то показатели и тенденции, а также перспективы цифрового развития региона СНГ соответствуют мировым.

Рубрики и ключевые слова