«ТЕЛЕКОМ 2016»: операторы на перепутье

«Трансформация» – ключевое слово XII Международного форума операторов связи «ТЕЛЕКОМ 2016» (организатор – газета «Ведомости»). И это неудивительно: доходы компаний падают, конкуренция увеличивается, физические возможности роста исчерпаны.

Телеком 2016 2В условиях, когда рост доходов российских операторов сотовой связи за 2016 год, по прогнозам, не превысит 1−1,5%, главным фактором дальнейшего развития является эффективная трансформация компании. Мессидж не новый, главное — определиться, куда двигаться. В сторону шеринга, консолидации, партнерства с поставщиками приложений и сервисов, мобильных финансов, ОТТ, медиа?..

Специальная сессия под названием «Другая реальность телекома» вполне оправдала заявленные координаты мероприятия как коммуникативной площадки профессионального сообщества, традиционно собирающего знаковых представителей отрасли. Изменить традиционную индустрию так, чтобы создать другой, большой бизнес, в основу которого заложены знания о клиенте, это серьезный вызов. Шанс индустрии, пребывающей в состоянии стагнации, может дать глобальная трансформация рекламного рынка, который будет активно использовать накопленные данные о клиентах, которые операторы сегодня используют недостаточно, заявил генеральный директор «ВымпелКома» Михаил Слободин. Уникальные знания об абонентах, таргетированная реклама — новый источник доходов не только для телекома, но и для всего малого бизнеса. Успешные примеры подобной трансформации можно сосчитать по пальцам одной руки — тем более надо пытаться это делать, подчеркнул М. Слободин.

Несколько иной подход к абонентам у президента МТС Андрея Дубовскова. Он полагает, что уже в недалеком будущем сотовые операторы должны будут перестать взимать деньги за услуги с абонентов, зарабатывая на свое существование участием в новых партнерствах или все той же рекламой.

Главный управляющий директор «Альфа-банка» Алексей Марей скептически оценил убежденность операторов в том, что они глубоко понимают профили абонентов. Информация, интегрированная в Big Data, имеет ценность, но попытки монетизировать ее пока не вылились в конкретные управленческие решения.

При том что доли рынка медиа (150 млрд рублей) и телекома (1,7 трлн рублей) не сопоставимы по объемам, констатировал генеральный директор «Газпром-медиа холдинг» Дмитрий Чернышенко, эти отрасли «обречены находить способы взаимодействия», так как обе достигли «потолка» и дополняют друг друга в восприятии абонента.

Более конкретно о новых моделях сотрудничества и перспективах консолидации рынка говорили уже в рамках новой дискуссии. Многие зарубежные телеком-компании в условиях зрелости рынка приходили к необходимости консолидации. Обзор международной практики консолидации на примере Великобритании, Италии, Франции представил руководитель группы по оказанию услуг компаниям отрасли связи, сектора технологий и медиасектора EY Михаил Романов.

Консолидация российского рынка мобильной связи неизбежна — к такому выводу пришли аналитики JPMorgan и UBS. Большинство участников форума согласились с этим, непосредственно в ходе дискуссии ответив положительно на вопрос «Возможна ли консолидация на российском рынке телекоммуникаций?». Но каковы пути к консолидации? По поводу самой возможности консолидации и вариантов ее реализации у директора бизнес-единицы «Бизнес» МТТ Дениса Широкого, исполнительного вице-президента по корпоративной стратегии и развитию бизнеса «Вымпелкома» Александра Поповского, исполнительного директора «Мегафона» Евгений Чермашенцева единства не наблюдалось.

В непростое для бизнеса время лучшим рецептом развития компании является стратегически обоснованное сотрудничество. Об этом шла речь на сессии «Операторы связи в борьбе за эффективный бизнес». Акцент был сделан на строительство и эксплуатацию инфраструктуры сетей нового поколения, преимуществах и рисках шеринга.

Начальник Управления разрешительной работы в сфере связи Роскомнадзора Андрей Канцуров остановился на возможностях совместного использования ресурсов операторов, особенностях экспертизы и подачи документов. Важно, что нормативная правовая база для этого уже имеется: издано шесть приказов Минкомсвязи России относительно внесения изменений в Правила применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи, определяющих требования к базовым станциям в режиме совместного использования сети радиодоступа (RAN Sharing).

Решение Госкомиссии по радиочастотам о возможности совместного использования операторами радиочастот для развития сетей связи стандарта LTE в ряде диапазонов от 800 МГц до 2,5 ГГц вступило в силу 1 октября 2015 года. Оно направлено на повышение эффективности использования радиочастотного спектра и качества оказываемых услуг, а также позволяет участникам рынка сократить затраты и сроки строительства сетей.

На путь RAN Sharing встали все операторы большой тройки, о чем свидетельствуют уже заключенные союзы «ВымпелКома» и МТС, «ВымпелКома» и «Мегафона», «Мегафона» и «Скартел» (бренд Yota), «Вымпелкома» и «СМАРТС-Саратов»; в Крыму о сотрудничестве договорились «К-телеком» и «КТК Телеком».

Однако пока на рассмотрение ФГУП «Главный радиочастотный центр» поступило лишь 64 радиочастотные заявки на получение заключений о возможности совместного использования полос частот, из них 63 — по технологии LTE 2500 и одна — по LTE 1800. По 28 заявкам выданы заключения экспертизы электромагнитной совместимости, остальные — на различных этапах экспертизы. Кроме того, поступило 19 заявлений на присвоение радиочастот для совместного использования в диапазоне 2620−2690 МГц.

Причины не столь активного внедрения механизмов шеринга в практику бизнеса выясняли исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры «Вымпелкома» Мартин Шкоп, вице-президент по маркетингу МТС Василь Лацанич, директор бизнес-единицы «Межоператорское взаимодействие» МТТ Андрей Ажигиров, директор по инфраструктуре «Мегафон» Александр Башмаков, главный финансовый и административный директор Tele2 Людмила Смирнова, президент компании «Русские башни» Александр Чуб, заместитель генерального директора SAP СНГ Дмитрий Шепелявый и другие.

Рубрики и ключевые слова