Сети связи 5G/IMT-2020 и IoT — во все сферы национальной экономики

Роль перспективных радиотехнологий (сетей 5G/IMT-2020, интернет вещей) в повышении качества жизни населения страны, модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления.

Авторы:
В.В. Бутенко, генеральный директор ФГУП НИИР
Е.Е. Девяткин, заместитель директора НТЦ, А ЭМС ФГУП НИИР
Т.А. Суходольская, начальник сектора ФГУП НИИР

ВВБ № 8-2018 (5) (pdf.io)В современном мире информационные процессы и их цифровизация с каждым годом приобретают все большее значение для всех сфер жизни и деятельности как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Важным элементом будущего информационного общества является цифровая экономика, то есть экономика, основанная на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях. Однако ее создание и развитие невозможно без совершенствования областей беспроводных технологий и передачи больших объемов информации в масштабе времени, близком к реальному.

Информатизация включает в себя два ключевых компонента: компьютеризацию и связь. Их взаимообусловленность привела к появлению термина «инфокоммуникации». Это относительно новое понятие, введенное в научный оборот Международным союзом электросвязи (МСЭ), олицетворяет мощную наукоемкую сферу научной и инженерной деятельности, нацеленной на формирование инфокоммуникационной инфраструктуры.

Развитие инфокоммуникаций сегодня направлено в основном на обеспечение и совершенствование интернет-ориентированной связи и мобильной связи. На стыке этих двух направлений появилось третье, ориентированное на соединение объектов мира вокруг нас на основе инфокоммуникационной инфраструктуры. Ее организационным базисом становятся сети интернета вещей (Internet of Things, IoT), а технической и сетевой платформой — новая инфокоммуникационная инфраструктура (сети 5G/IMT-2020) [1].

1 марта 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обратился к Федеральному Собранию с Посланием, в котором отметил, что современный мир предоставляет громадный технологический потенциал, позволяющий совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления.

В интересах реализации указанного потенциала был издан Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г., которым определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года [2]. Его основная цель — осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

В части инфраструктуры сетей связи для национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» пунктом 11 Указа [2] в числе прочих определены следующие задачи:

1) создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
2) внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
3) преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Решение указанных задач предполагает внедрение и развитие новых радиотехнологий, которые позволят создать современную среду для жизни, преобразить российские города и поселки, повысить уровень жизни их жителей [3]. Современная инфраструктура и развитые коммуникации позволят жителям малых городов и сел России удобно пользоваться всеми возможностями и современными сервисами, которые есть в крупных центрах, а сами небольшие населенные пункты будут тесно интегрированы в общее социальное и экономическое пространство.

Колоссальными возможностями для развития всех отраслей экономики страны обладают технологии подвижной радиосвязи 5G/IMT-2020 и узкополосных сетей беспроводной связи интернета вещей IoT (например, LPWAN, NB-IoT).

Возможные приоритетные области внедрения систем 5G& IoT

Логистика

Интернет вещей обещает значительный выигрыш для логистов и их конечных потребителей. Предоставляемые им преимущества распространяются по всей цепочке создания стоимости в логистике, в том числе на складские операции, грузовые перевозки и конечные доставки. Также они влияют на такие области, как операционная эффективность, безопасность, качество обслуживания клиентов.

Применение IoT в логистических операциях обещает существенный эффект на основе следующих факторов:

— мониторинг состояния активов, посылок и людей в режиме реального времени по всей цепочке создания стоимости;
— измерение их производительности, внесение изменений в их текущие действия (или в то, что они будут делать в будущем);
— автоматизация бизнес-процессов для устранения ручного вмешательства, улучшения качества и предсказуемости, а также снижения затрат;
—  оптимизация процессов совместной работы людей, систем и производственных активов, координирования их деятельности;
— оптимизация маршрутов перемещения грузов и, как следствие, снижении энергозатрат.

Беспилотный транспорт (автомобили, метро, поезда)

В 2018 году в Москве могут состояться первые испытания сетей связи 5G на беспилотном транспорте. Ключевыми факторами роста мирового рынка подключенных к сети автомобилей являются: повышение спроса на технологию автономного вождения, распространение концепции принятия решений на основе данных и внедрение в системы автомобилей средств подключения к сети Интернет, а также информационно-развлекательных систем автомобилей.

Системы, обеспечивающие управление беспилотными транспортными средствами, должны быть оснащены функциями отслеживания, взаимодействия и управления, которые не ограничиваются одним транспортным средством, а вписываются в обширный транспортный комплекс, в том числе подстраиваются под системы регулирования движения, что требует обмена данными между машинами. Оснащение сенсорами автомобилей открывает новые возможности для повышения безопасности на дорогах. По сетям 5G автомобили смогут коммуницировать между собой и принимать мгновенные решения, что делать в той или иной ситуации, на основе информации, полученной от других транспортных средств на дороге. В июне 2016 года ABI Research опубликовала прогноз, согласно которому к 2025 году около 67 млн автомобилей будут использовать сервисы 5G. Три миллиона из них — самоуправляемые автомобили. «Умные» автомобили смогут передавать данные о своем текущем состоянии в центры технического обслуживания.

Порты

Эффект от внедрения систем 5G и IoT в портах связан с выигрышами, получаемыми при внедрении этих систем в логистике и беспилотном транспорте, которые были рассмотрены выше. Портовая деятельность будет модернизирована за счет роботизации погрузочно-разгрузочных работ (за счет дистанционного управления соответствующими роботами по каналу связи 5G), снижения производственных издержек и повышения качества логистики (за счет снижения доли человеческого труда). Существенным представляется повышение безопасности движения кораблей во внутрипортовых акваториях за счет внедрения системы безопасной навигации с передачей необходимой информации по каналу связи 5G.

Промышленность

Внедрение систем 5G и IoT в промышленности позволит в еще большой степени роботизировать производство за счет внедрения роботов в новых отраслях, причем управление роботами будет дистанционным по каналам связи 5G. Роботизация производства приведет к снижению издержек, уровня травматизма на производстве, повышению качества продукции. Важным представляется и повышение гибкости производства (самонастраиваемости производственных линий). Это будет возможно за счет обеспечения очень низких задержек в передаче данных в сетях 5G. Также возможно развертывание «умных» сетей электропередач. Использование датчиков позволит мгновенно обнаруживать повреждения на линии электропередач и блокировать распространение последствий повреждения дальше по линии, что приведет к тому, что повреждение затронет меньшее число потребителей.

Сельское хозяйство и экология

Большие перспективы внедрения систем 5G и IoT в сельском хозяйстве за счет следующих факторов:

— внедрение беспилотных сельскохозяйственных машин (тракторы, комбайны, летательные аппараты);
— съем информации в реальном времени с различных датчиков, размещенных в сельскохозяйственных угодьях и местах нахождения скота;
— дистанционный контроль физического состояния животных за счет съема информации с различных датчиков, установленных на животных;
— дистанционный контроль очагов лесных возгораний.

Внедрение разнообразных датчиков, объединенных в систему индустриального интернета (IoT), облегчает и удешевляет экологический контроль местности (качество воздуха, воды, в том числе почвенной), получение информации при различных стихийных бедствиях и техногенных авариях, а также автоматизированное реагирование на нештатные ситуации и минимизацию их последствий.

Телемедицина и телеобразование

Новый качественный рост дистанционных медицины и образования связан с внедрением 5G&IoT. Например, можно организовать удаленный оперативный мониторинг состояния пациентов и консультирование их состояния на основе переданных параметров в специализированные медицинские учреждения.

Возможно проведение операций за счет управления манипуляциями робота под руководством высококвалифицированного врача, находящегося в другом месте. Такой сервис особенно актуален для небольших населенных пунктов, где нет хирургов нужного профиля. Но для реализации данной возможности необходимо наличие надежного канала связи с минимальными задержками, которые могут обеспечить выделенные сети связи (например, ВОЛС).

В сферу дистанционного образования уже внедряются элементы дополненной реальности, создавая виртуальные музеи и модели различных процессов и объектов в классах.

Центры обработки данных (ЦОД)

Дата-центрам необходимо обеспечивать прогрессивно растущие скорости и масштабы для межсетевого взаимодействия как внутри ЦОД, так и между ними для удовлетворения требований, предъявляемых технологиями IoT, 5G и NFV (Network Function Virtualization). Потребность в производительности дата-центров для обеспечения инфраструктуры интернета вещей будет стремительно набирать обороты, ввиду необходимости поддержания миллиардов новых устройств. Развертывание NFV тоже представляет собой проблему масштабирования, поскольку центры обработки данных должны поддерживать гибкость в отношении доступности и использования ресурсов.

Сеть 5G будет основана на более совершенных функциях NFV, которые потребуют высокой скорости и крайне низких задержек от каналов связи ЦОД. Ключевая концепция в 5G — Network Slicing («сетевая нарезка») для удовлетворения потребностей конкретных служб или групп пользователей с выделенными специализированными ресурсами, которые адаптируются к условиям сети в режиме реального времени и при этом сохраняют показатели качества обслуживания. Инфраструктура ЦОД будет играть основную роль в обеспечении этой функции. Дата-центры станут более распределенными, чтобы быть ближе к базовым станциям мобильных операторов и конечным пользователям, работать с новыми услугами, такими как умный дом, мобильные платежи или даже подключение автомобилей.

"Умный город"

Обновление городской среды может базироваться на широком внедрении технологий интернета вещей («умный город») и использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства, что в том числе позволит обеспечить прозрачность и эффективность системы ЖКХ, чтобы граждане получали качественные услуги и не переплачивали за них («Умный город, умный транспорт, умный дом»). «Умный город» — глобальная информационная и технологическая система, которая позволяет улучшать экологическую и социальную безопасность города. «Умный город» предусматривает единую городскую сеть Wi-Fi и видеонаблюдения, контроль городской среды и экологической обстановки, интеллектуальную транспортную систему — комплекс датчиков транспортных потоков, центр обработки и управляемые светофоры

«Умный дом» позволяет самостоятельно настраивать систему безопасности жилья, создавать единую сеть управления бытовой техникой, освещением, водоснабжением и т. п. посредством смартфона. «Умная медицина» — устройства для раннего диагностирования заболеваний, повседневного контроля здоровья и мобильные системы для полного анализа организма (начиная с кровяного давления и заканчивая системами спектрального анализ лица, зрачков, дыхания и общего психологического состояния человека).

Услуги, которые будут доступны абонентам сети связи 5G/ IMT-2020 и пользователям IoT

Анализ особенностей технологии 5G/IMT-2020 позволяет выделить 3 основные группы услуг, доступных абонентам сетей связи 5G, в зависимости от конкретных условий, требуемых для их оптимальной реализации.

1-я группа: усовершенствованная подвижная широкополосная связь (eMBB). Эта группа услуг охватывает сценарии использования, ориентированные на человека и обеспечивающие доступ к мультимедийному контенту, услугам и данным (аналогична услугам, предоставляемым в настоящее время сетями LTE). К таким услугам относятся: Ultra HD видео, 3D видео, онлайн игры, виртуальная реальность (возможные области применения — образование, развлечения, здравоохранение, военная промышленность), расширенные сервисы социальных сетей, облачные сервисы (возможные области применения — государственные услуги, бизнес-приложения, вычисления). Для качественной поддержки этих услуг обеспечиваются мультигигабитные скорости передачи данных.

2-я группа: сверхнадежная передача данных с малой задержкой (URLLC). В подобном сценарии использования предъявляются жесткие требования к таким показателям функционирования сети, как пропускная способность, задержка и готовность. К этим услугам относятся: беспроводное управление промышленными и производственными процессами (роботизация), дистанционная медицина, в частности, хирургия, автоматизация распределения энергии в «умных» электросетях, общественная безопасность, «умные» дома и города и т. д.

3-я группа: крупномасштабные системы межмашинной связи (IoT/M2M). Данный сценарий использования характеризуется большим количеством подключенных устройств, передающих относительно небольшой объем данных, не столь чувствительных к задержке. Для качественной поддержки этих услуг необходимо обеспечить низкую стоимость абонентских устройств при поддержке большой зоны охвата и продолжительного времени работы устройства от батареи. Основные области применения: энергетика, транспорт, здравоохранение, торговля, общественная безопасность, промышленность, ЖКХ, беспилотные транспортные средства.

На рисунке 1 показано соотношение услуг сети 5G/IMT-2020 по их группам.

ВВБ № 8-2018 (1) (pdf.io)Разработка Концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020

С целью скорейшего внедрения сетей 5G необходимо разработать Концепцию создания и развития сетей 5G/IMT-2020. Разработкой Концепции будет заниматься ФГУП НИИР, как победитель открытого конкурса Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Разработка Концепции будет реализовываться в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В Концепции должны быть определены основополагающие услуги и сервисы сетей, потребности экономики в услугах и сервисах, технологические решения и требования высокого уровня к построению сетей; должен быть сформирован подход к созданию и использованию сети радиосвязи операторами с использованием лицензируемого и не лицензируемого диапазонов частот, включая диапазоны радиочастот: 450−470 МГц, 694−790 МГц; 3,4−3,8 ГГц; 4,4−4,99 ГГц, 5,15−5,95 ГГц, 24,25−29,5 ГГц, 30−56 ГГц, 66−76 ГГц, 81−86 ГГц с учетом международных тенденций развития телекоммуникационного рынка; названы источники финансирования и высказаны предложения в Модель единого инфраструктурного оператора сети 5G/IMT-2020.

ФГУП НИИР в контакте с аппаратом ГКРЧ и на постоянной основе осуществляет научно-техническую проработку вопросов обеспечения ЭМС РЭС, разработку проектов решений, предложений, требований и справочных сведений по актуальным вопросам регулирования использования РЧС и его конверсии в Российской Федерации, по условиям внедрения в нашей стране перспективных радиотехнологий и, таким образом, непосредственно участвует в формировании и проведении научно-технической политики в области регулирования использования РЧС и обеспечения ЭМС РЭС различного назначения.

ФГУП НИИР может внести определяющий вклад в разработку следующих аспектов внедрения систем 5G & IoT в России:

— определение основополагающих услуг сети 5G и потребностей в них экономики;
— разработка соответствующих технологических решений;
— определение наиболее перспективных полос радиочастот для внедрения систем 5G;
— формирование подхода к созданию и использованию сети 5G операторами в лицензируемых и нелицензируемых диапазонах частот.

Необходимость выделения новых полос спектра для систем 5G&IoT

Функционирование систем 5G&IoT невозможно без такого важнейшего ресурса, как радиочастотный спектр [4].

Для реализации комплексных проектов «умный город», «умный транспорт», «умный дом» на территории Российской Федерации предполагается внедрение узкополосных сетей беспроводной связи интернета вещей IoT (например, LPWAN, NB-IoT).

Решением ГКРЧ № 17−44−06 от 28 декабря 2017 года для создания в России сетей NB-IoT выделены следующие полосы радиочастот: 453−457,4 МГц и 463−467,4 МГц, 791−820 МГц, 832−862 МГц, 880−890 МГц, 890−915 МГц, 925−935 МГц, 935−960 МГц, 1710−1785 МГц, 1805−1880 МГц, 1920−1980 МГц, 2110−2170 МГц, 2500−2570 МГц и 2620−2690 МГц.

Решением ГКРЧ № 17−40−06−3 от 10 марта 2017 года был продлен срок действия Решения ГКРЧ от 07.05.2007 № 07−20−03−001 «О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия», согласно которому для неспециализированных устройств малого радиуса действия (LoraWAN, LPWAN) на территории РФ выделены полосы радиочастот 864−865 МГц и 868,7−869,2 МГц.

В соответствии с Планом мероприятий в рамках направления «Цифровая инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» запланировано проведение исследований для определения полос частот в диапазоне 863−876 МГц в целях создания и функционирования транспортной телематики и принятие решения о выделении радиочастот для обеспечения устойчивого функционирования сетей узкополосной связи, построенных по технологии LPWAN для сбора телеметрической информации с транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом реализации мер по обеспечению транспортной безопасности.

Что касается сетей 5G/IMT-2020, то для их наиболее эффективного и быстрого внедрения требуется выделение новых полос радиочастот в различных диапазонах. Дорожная карта развития сетей 5G/IMT-2020 в странах Европы предусматривает использование новых полос радиочастот ниже 1 ГГц (для обеспечения покрытия), в диапазоне 3,7 ГГц (для обеспечения емкости) и выше 24,25 ГГц (для обеспечения сверхвысокой емкости) [5]. Необходимо выделение нескольких диапазонов радиочастот в различных участках спектра, что позволит в полной мере реализовать потенциал сетей 5G и способствовать цифровизации российской экономики.

В качестве ключевых факторов выбора полос радиочастот выступают готовность оборудования и международные тенденции формирования экосистемы оборудования для конкретных диапазонов радиочастот.

Таким образом, для начала активного внедрения сетей 4G, 5G на всей территории РФ необходимо проведение комплексных мероприятий по конверсии РЧС в наиболее технологически освоенных полосах частот. Наиболее привлекательным по критерию минимальные капвложения-максимальная площадь охвата является диапазон 790−862 МГц. Стоимость проведения конверсионных мероприятий в этой полосе частот оценивается суммой 7 млрд руб. ежегодно в течение 12 лет. (Общая сумма — 84 млрд руб.).

В конце июля 2018 года состоялся открытый конкурс Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций на выполнение работ, связанных с определением полос радиочастот для внедрения сетей 5G/IMT-2020. Победителем было признано ФГУП НИИР.

Оценка перспектив внедрения сетей 5G в России

Прогноз доходов операторов подвижной связи

Несмотря на спад совокупных доходов операторов подвижной связи на территории Российской Федерации, наметилась стабильная тенденция к увеличению передаваемого объёма трафика в сетях подвижной связи [6]. Это вызвано увеличением числа активных пользователей мобильного интернета и появлением новых интерактивных услуг связи (онлайн игры, видео, ТВ и т. д.). На рис. 2 приводятся прогнозные значения совокупного передаваемого трафика в сетях подвижной связи и динамика снижения стоимости 1 МБ передачи данных на территории Российской Федерации.

ВВБ № 8-2018 (2) (pdf.io)Отчетные данные операторов по ключевым показателям деятельности (количество абонентов, DSU, ARPDU) позволили определить и спрогнозировать структуру доходов операторов подвижной связи на территории Российской Федерации [7]. Из ее анализа прослеживается увеличение доли доходов операторов от передачи данных.

Переход к сетям 5G/IMT-2020 и внедрение технологий интернета вещей расширит сферу применения широкополосной передачи данных в различных сферах экономики и позволит операторам связи увеличить свои доходы от предоставления новых услуг.

По данным компании Ericsson, потенциальный доход участников рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), вовлеченных в процесс цифровизации промышленности с использованием сетей 5G, к 2026 году в мире может составить 1,3 трлн долларов США (рис. 3). Из них на долю операторов связи предположительно придется порядка 620 млрд долларов США [8].

ВВБ № 8-2018 (3) (pdf.io)ВВБ № 8-2018 (4) (pdf.io)

Для российской экономики совокупный экономический эффект от внедрения сетей 5G к 2025 году порядка 62,8 млрд долларов США (около 3,9 трлн рублей) (рис. 4). Из них на долю операторов предположительно придется 37,7 млрд долларов США (около 2,3 трлн рублей) [9].

Таким образом, в 2025 г. внедрение и развитие сетей 5G позволит операторам увеличить свой доход примерно в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

Оценка затрат операторов

В рамках разработки концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020 должна быть проведена оценка финансово-экономических показателей для различных вариантов развертывания сетей подвижной связи технологии 5G/IMT-2020.

Анализ международного опыта позволил идентифицировать 3 сценария строительства сетевой инфраструктуры:

1) преимущественно самостоятельное развитие сетей телекоммуникационными операторами;
2) интенсивное совместное использование («шеринг») активной инфраструктуры сетей мобильными операторами (аналогично текущей модели совместного развития LTE в РФ, но в большем масштабе);
3) развертывание сети 5G/IMT-2020 единым инфраструктурным оператором, используемой всеми операторами на договорной основе.

По оценкам специалистов и результатам ряда исследований [10], затраты на строительство инфраструктуры 5G в 2020—2027 годах (сеть радиодоступа и дополнительные мощности транспортной сети) по модели самостоятельного развития сетей мобильными операторами составят в среднем 130−165 млрд рублей для каждого из мобильных операторов, или суммарно порядка 550−610 млрд рублей на всех операторов.

Практика совместного развития инфраструктуры даст дополнительное сокращение стоимости владения сетями 5G и объема капитальных вложений (до 30% в случае совместного развития и эксплуатации сетей). Необходимые капитальные затраты в 2020—2027 годах на строительство сети радиодоступа и модернизацию последних миль транспортной сети для одного оператора в среднем составят порядка 110 млрд рублей, суммарные затраты на всех операторов достигнут 400−445 млрд рублей. Такой вариант позволит операторам сократить и операционные затраты.

Расходы на развертывание сети 5G/IMT-2020 единым инфраструктурным оператором составят не менее 330−365 млрд рублей (без учета инвестиций в инфраструктуру опорной и магистральных сетей). Суммарные ежегодные операционные затраты при таком сценарии увеличатся на 10−19 млрд рублей. Это связано с необходимостью масштабного создания сети с высокими эксплуатационными характеристиками, которые предъявляются со стороны сети пятого поколения (пиковые скорости, объем трафика, гибкость настроек сети при одновременном предоставлении разных услуг). Развертывание сети 5G/IMT-2020 в этом случае потребует создания линий связи, площадок для размещения оборудования базовых станций, залов размещения оборудования, ЦОД, а также внедрения IT-систем, обеспечивающих деятельность единой национальной сети, которая уже имеется у существующих операторов связи.

Совместное использование инфраструктуры (в части радиоподсистемы) операторами является наиболее целесообразным вариантом развития сетей пятого поколения. Другие сценарии (самостоятельное строительство инфраструктуры 5G или развертывание сети 5G/IMT-2020 единым инфраструктурным оператором) потребуют бóльших финансовых средств и сроков (вариант самостоятельного развития), а также могут быть сопряжены с рисками снижения уровня конкуренции в отрасли, что, в свою очередь, приведет к возможному негативному влиянию на потребителя по основным параметрам: цена, качество, инновационность и персонализация услуг, возможность физического резервирования инфраструктуры (вариант единой национальной сети). Из-за несущественной разницы в затратах, по сравнению со сценарием совместного использования и указанных рисков, модель развертывания сети подвижной связи единым инфраструктурным оператором используется во всем мире ограниченно.

Оценка потенциальных доходов государства от проведения аукциона по распределению радиочастот для сетей 5G

В 2015—2016 гг. на территории Российской Федерации было проведено два аукциона на право получения лицензий на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра. По их итогам распределялись лицензии на оказание услуг подвижной связи с использованием радиочастотного спектра в диапазонах частот 1800 и 2500 МГц. Удельный показатель (средняя стоимость 1 МГц на одного человека) по результатам торгов составил 10,16 рублей/МГц/человека. Освободившийся в результате проведения конверсии дополнительный объем радиочастотного ресурса может быть распределен посредством аукционов. С учетом численности населения Российской Федерации в 146,8 млн. человек, согласно данных Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 20.03.2017, а также результатов двух прошедших аукционов на право получения лицензии на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра, его стоимость по итогам торгов может составить порядка 1,49 млрд. рублей за 1 МГц (для федеральной лицензии). Указанная плата за распределение лицензий является приблизительной и основана на данных двух проведенных аукционов.

Выводы

Развивая инфраструктуру, нужно обязательно учитывать глобальные технологические изменения, то есть уже сегодня закладывать в проекты конкретные решения, которые позволят совместить имеющуюся инфраструктуру с новыми возможностями, открываемыми внедрением систем 5G & IoT.

У России есть все возможности, чтобы быстро внедрить сети передачи данных пятого поколения и технологии связи интернета вещей. Нам надо формировать собственные цифровые платформы, естественно, совместимые с глобальным информационным пространством. Это позволит по-новому организовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику, в том числе с использованием технологии «распределённого реестра».

Задачу внедрения цифровой экономики, основанной на новейших инфраструктурных инновациях, целесообразно решать при максимальном участии частного бизнеса. В России есть передовые технологические компании и центры, имеющие необходимый задел для успешного внедрения систем 5G & IoT, в том числе для производства сетевого оборудования систем 5G & IoT (импортозамещение).

Наша страна должна максимально эффективно внедрять цифровые технологии во все сферы национальной экономики уже в ближайшие годы, что будет способствовать усилению конкуренции, экономическому росту, снижению цен на продукцию, повышению производительности труда и росту квалификации трудовых ресурсов.

Развитие мировой телекоммуникационной инфраструктуры с использованием стандарта LTE со временем достигнет своего технологического потолка. Этому будет способствовать активное развитие разнообразных устройств с выходом в интернет. На данный момент мобильные сети обеспечивают скорость передачи данных в клиентскую сторону вплоть до 1 Гбит/с. Однако есть сложности с чёткой привязкой к конкретным полосам спектра частот и их агрегацией. Есть вопросы и с задержками сигнала. Все эти вопросы и должен решить стандарт 5G.

Внедрение 5G позволит обеспечить абонентов повсеместным широкополосным мобильным доступом в интернет, в том числе в транспорте и местах массового скопления. В числе прочего 5G будет ориентирован на интернет вещей, обеспечивая передачу данных для различного вида устройств: автомобилей, сенсоров, элементов городской инфраструктуры, промышленного оборудования и т. д.

Для внедрения сетей 5G на территории России необходимо проведение мероприятий по перераспределению и конверсии РЧС. Так, общий объем затрат на проведение таких мероприятий может составить около 100 млрд руб. за 12 лет.

Объем передаваемого трафика в сетях 5G будет только возрастать и к концу 2025 года объем рынка передачи данных может составить более 500 млрд рублей.

Для российской экономики (в смежных отраслях) совокупный экономический эффект от внедрения сетей 5G к 2025 году составит порядка 3,9 трлн руб.

Помимо прямых доходов от операторской деятельности, государство может получить доход от продажи спектра для сетей 5G на аукционе. Стоимость за 1МГц может составить порядка 1,49 млрд рублей (для федеральной лицензии).

Развитие сетей 5G и IoT будет способствовать созданию устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи больших объемов данных, внедрению цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления, бизнеса и общества, а также развитию рынка телекоммуникационных услуг.

Это, в свою очередь, будет способствовать ускорению технологического развития РФ, а также позволит обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере, что предусмотрено Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  2. Ступницкий М.М., Харитонов Н.И., Девяткин Е.Е. Инфокоммуникационная инфраструктура цифровой экономики: задачи отраслевого института// Электросвязь. — 2018. — № 4. — с. 24−28.
  3. Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в Европе//Труды Научно-исследовательского института радио. -2012.- № 2. — с. 11−22.
  4. Володина Е.Е. Экономико-методические проблемы государственного управления использованием радиочастотного спектра// Экономическая наука современной России. -2016.- № 3 (74). — с. 124−135.
  5. Дорожная карта развития сетей 5G в Европе// cept.org/Documents/ecc/45 004/ecc-18−104-annex-17_cept-roadmap-5g
  6. Статистика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций 2013−2017 гг. URL ://minsvyaz.ru/ru/activity/statistic/
  7. Володина Е.Е. Прогнозирование развития инновационных услуг в сфере инфокоммуникаций// Инновационное развитие экономики. -2017. -№ 5 (41). — с. 7−16.
  8. The 5G business potential/ Second edition. Industry digitalization and untapped opportunities for operators. — Ericsson, 10.2017
  9. The 5G business potential country analysis. — Ericsson, 20.06.2017
  10. 5G в России. Перспективы, подходы к развитию стандарта и сетей / Обзор исследования PwC, май 2018 г. — URL: https:// www.pwc.ru/ru/assets/5g-research.pdf.

«Электросвязь» № 8−2018

Рубрики и ключевые слова