Сергей Мишенков: «Задача специализации обучения стояла всегда»

Бывший главный инженер МГРС, советник министра связи и массовых коммуникаций, а ныне заведующий кафедрой СиСМК МТУСИ размышляет о современной системе профессиональной подготовки.

ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ Круглый стол 17Достижения СССР в самых передовых отраслях науки и техники позволяют утверждать, что процессы образования кадров, исследования, разработка, выпуск оборудования и его эксплуатация были организованы правильно. В 20 — 30 годы в нашей стране был принят курс на всеобщее повышение грамотности и значительное расширение инженерного корпуса за счет рабочих и крестьян, основываясь на традициях русской инженерной школы, которая всегда славилась фундаментальными знаниями, направленными на получение практических результатов.

Начиная с 30х годов образовательный уровень большинства граждан, во многом, определял положение в обществе, достаток, причем это относилось не только к высшему, но и к среднему специальному образованию, к рабочим квалификациям. В зависимости от вклада в общий результат, квалифицированный рабочий мог получать больше инженера, но с совершенствованием техники, ему требовался всё более высокий образовательный ценз. Например, станками с ЧПУ при обработке сложных изделий (диск турбины вместе с лопатками современного авиационного двигателя) управляют программисты высшей квалификации. Даже во время войны, в тяжелые годы восстановления продолжалась работа учреждений науки, направленная на скорейшую победу, обучение.

50 — 80 годы можно считать «золотым веком» советской науки, во всяком случае, в области связи. Помню зарплаты в отрасли связи в 60 — 80 годы: инженер, ст. инженер, ведущий инженер — 110 — 140 — 180 р в месяц, с.н.с., доцент — 240 — 320, доценты обычно вели научную работу за 160 р, суммарно это оклад профессора или генерала. Интересно отметить, что в Российской империи профессорам и генералам присваивалось дворянство.

При построении нового общества в 90 годы было совершено много ошибок и преступлений и одно из них желание убить созданное СССР общество, заменив его основные устои. Полнее всего это сформулировал Министр образования: «…готовить потребителей, а не исследователей и созидателей». Вся технология обучения была перестроена по провозглашенному им преступному принципу. Вся государственная машина, включая СМИ была нацелена на уничтожение производства, науки, поощрялась только торговля, спекуляция, под которые издавались соответствующие законы.

Перестройка была непроста (общество сопротивлялось), пришлось резко снизить заработную плату учителям, ученым, врачам… по сравнению с экономистами, менеджерами, торговцами. Началась торговля природными ресурсами и, что самое главное, научной информацией и её носителями (учеными, разработчиками…) — пошло накопление капитала отдельными субъектами и общее обнищание страны. Борьба со сложившимся олигархатом почти безнадежна, во всяком случае будет очень долгой, но последние действия руководства страны внушают надежды.

Окончательно добил систему образования перевод школьного обучения на новые рельсы: полный отказ от обучения думать и понимать (начиная с отказа от классической литературы и написания сочинений и переход к тупому заучиванию ответов по физике и математике для сдачи тестов и подготовки к ЕГ, не требующих в большинстве своем понимания и не учитывающих пути мышления проверяемого).

Процесс получения высшего образования перестраивают по образцу западно — европейского, которое, в свою очередь, думает о переходе на советскую систему. Вместо подготовки специалистов (инженеров) ВУЗы должны готовить бакалавров и магистров. Как бывший главный инженер МГРС понимаю, что бакалавра нельзя принять на инженерную должность — у него не хватает конкретных теоретических знаний, нельзя принять на должность техника — у него нет необходимых навыков работы с аппаратурой. После индивидуального обучения можно принять монтером, что нерационально и для выпускника ВУЗа и для государства. Во всяком случае, требуется пересмотр всей правовой документации. Глупость была заложена в самом начале специалистами Минобра, их некомпетентностью в переносе программ западного бакалавриата на отечественных школьников. (В 11 — 12 классах западных школ проходят математику и физику первого курса института).

Процесс углубляется проводя отмену вечернего образования, усложнению процесса заочного и непонятного преобразования аспирантуры (вместо помощи в самостоятельном изучении необходимых конкретных разделов математики и физики процессов во время работы по теме диссертации — обязательное изучение каждым всех глав этих предметов, конечно полезно, но при этом страдают именно научная работа, написание и защита диссертации). Дистанционное образование, в существующем виде не может предоставить общения с живым преподавателем при дневном и вечернем образовании, а именно это требуется во время обучения. Точно по этому же принципу нельзя принимать тестовую систему с идиотскими вариантами ответов по ЕГ типа «Кто победил в Великой отечественной войне? — Гитлер. Сталин. Рузвельт…».

Задача специализации обучения, приближения его к специфике последующей работы стояла всегда. На мой взгляд лучше всего она решалась в МФТИ. Подготовка дипломной работы длится более года на предприятии, в котором будет работать выпускник. В течение этого года выпускник понимал особенности будущей работы и получал необходимые знания у преподавателей ВУЗа, зачастую сотрудников предприятия.

Аналогичную роль должны выполнить базовые кафедры предприятий, но их работа плохо обеспечивается нормативно — правовой документацией, в которой должны быть четко разделены права и обязанности предприятия и ВУЗа. Особенно важны обязательства предприятия по приему на работу выпускников. К сожалению, в сложившейся ситуации такие обязательства могут подписывать только достаточно большие предприятия с устойчивой экономикой.

Конечно, желательно образовывать учебные лаборатории на территории ВУЗа, но, при соответствующем построении курса, можно, а иногда полезно, проводить практические занятия на самом предприятии, объединив их с проведением практики. Во всяком случае, подготовка на базовых кафедрах должна быть более глубокой, т. е. требовать более продолжительных курсов, при меньшем численном составе групп, позволяющим проводить её более индивидуально. Как показал опыт кафедры «Систем и сетей массовых коммуникаций» пользуются спросом и более общие курсы, предназначенные для повышения профессионализма инженерного состава, имеющего педагогическое, физкультурное… образование.

Профессорско — преподавательский состав базовых кафедр обязательно должен формироваться из ведущих специалистов отрасли, желательно работающих или тесно связанных с предприятиями, (работа в ВУЗе по совместительству). Так как курсы базовых кафедр являются углублением, специализацией курсов основных кафедр ВУЗа возможно полезно рассматривать их слияние, при сохранении специализации. Исторически это было на кафедре электроакустики и звукового вещания, когда практически все вещатели в Москве учились на этой кафедре, а преподаватели приходили на кафедру с предприятий, продолжая на них работать или заниматься исследованиями.

Я не разделяю поголовного увлечения моделированием различных элементов трактов с помощью ЭВМ на практических занятиях — конечно, этот путь упрощает процесс познания, но приближает его к чисто книжному. Значительно правильнее изучать реальные процессы в реальных приборах. Моделирование возможно лишь для экономии электроэнергии при исследовании мощных каскадов и уменьшения вредных экологических воздействий. Исследование работы реальных устройств автоматически подразумевает использование типовых измерительных приборов, т. е. приучает студента к измерениям, без которых работа инженера — связиста любого профиля невозможна.

Рубрики и ключевые слова