Россияне легкомысленно относятся к защите информации

Россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом. При этом 26% россиян демонстрируют высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде, а индекс цифровой грамотности в России составляет 52 п.п. из 100 возможных. К таким выводам пришли специалисты аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), выполнив исследовательский спецпроект "Цифровая грамотность для экономики будущего".

НАФИ в рамках проекта провел всероссийские опросы населения, а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения. Как сообщает ComNews, самые развитые компетенции, как свидетельствует проведенное центром исследование, россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс — в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.). В Москве и Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже — 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста — чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий в ходе исследования не обнаружено (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).

В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам — 55 п.п., по установкам — 53 п.п., по знаниям — 47 п.п.).

Исследование также показало, что 78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18−24 лет и 12% людей 25−34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%). При этом лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач — для работы, учебы или досуга и развлечений.

Вместе с тем исследование выявило тот факт, что молодежь и мужская аудитория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.

Также в исследовании отражена ситуация с информационной безопасностью в России. 44% россиян, как выяснилось благодаря исследованию, уверены, что способны защитить собственные персональные данные. «Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных — не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство», — указали в пресс-службе НАФИ.

72% пользователей, как говорит исследование, выкладывают в Сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) — сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%). При этом 38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.

Помимо того, по результатам исследования, 44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом. Так, каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо, 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи Интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%). Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.

Исследование также коснулось темы тяготения человека к технике и технологиям. Так, как указывают его результаты, треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). «При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии», — отметили в пресс-службе НАФИ.

Подводя итог, генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева озвучила те главные выводы, к которым пришли специалисты центра в результате проведения исследования «Цифровая грамотность для экономики будущего». В первую очередь, по ее словам, это необходимость критического мышления по отношению к как таковому развитию цифровой грамотности. «Бездумное потребление информации ведет к большим рискам», — отметила Гузелия Имаева. Во-вторых, это необходимость создания культуры защиты информации.

«Также налицо необходимость социальной ответственности медиакомпаний, развития этики межличностных коммуникаций в цифровой среде, популяризации инноваций, работы с фокусно уязвимыми категориями, а также образования, повышения квалификации преподавательского состава», — заявила Гузелия Имаева.

Рубрики и ключевые слова