«Производители отечественной аппаратуры телевещания включаются в процесс повышения эффекта реальности ТВ и звуковой информации»

Это отметил Марк Кривошеев – научный консультант ФГУП НИИР, почетный председатель ИК6 (Вещание) МСЭ-Р, профессор, в своем приветствии на открытии выставки-конференции российского телепроизводства «Шаболовка 2.0».

Марк Иосифович КривошеевВ начале выступления известный ученый поделился нахлынувшими на него чувствами и радостью, что такое знаменательное событие проводится на дорогой ему Шаболовке. Более 70 лет назад Марк Кривошеев участвовал в восстановлении Московского телецентра (МТЦ) после эвакуации части оборудования. Невозможно забыть волнений, связанных с первой в послевоенной Европе телепередачей 7 мая 1945 года, и с первой опытной телетрансляцией в отечественном стандарте 625 строк 3 сентября 1948 года. Хорошо запомнились и многочисленные «инновации», внедренные в аппаратно-студийном комплексе МТЦ в 1947—1950 гг. г., когда Марк Кривошеев был его начальником, и другие памятные события легендарного Шаболовского телецентра.

Марк Кривошеев высоко оценил инициативу ВГТРК по объединению усилий российских производителей вещательной ТВ аппаратуры. Учитывая, что стратегия развития отрасли, подготовленная Минкомсвязи России, рассчитана на десятилетний период до 2025 года, необходимо с учетом этого сформулировать главные векторы деятельности производителей. В первую очередь — это ставка на новые стандарты кодирования, современные методы передачи и обработки цифровых данных на базе протокола IP, переход от сигнального тракта к сети данных, прогресс гибких программных решений и технологий, которые позволяют не тратить большие средства на обновление «железа» и т. п.

Что касается системных инноваций, то многолетний опыт подтверждает — их широкое внедрение наступает лишь после международной стандартизации: это требует мировой рынок, обмен контентом и т. п. Поэтому стартом внедрения условно считается первая дата принятия международного решения.

У сегодняшней встречи есть важная особенность. Дело в том, что с начала 90-х годов прошлого века практически четверть века не было инноваций, значительно улучшающих восприятие всех телезрителей путем коренного усиления эффекта реальности передаваемых событий. Время проведения выставки «Шаболовка 2.0» удачно совпадает со стартом такого рода долгожданных инноваций в сфере ТВ изображения и звука.

В отношении телевизионных изображений, то это в первую очередь расширение динамического диапазона яркости, которое существенно улучшает восприятие на самых темных и самых ярких участках изображения. На освещенных солнцем трибунах стадиона все четко различается. Все просматривается и в ночной темноте. Предварительный проект Рекомендации МСЭ на эту тему опубликован 5 августа 2015 года.

Весьма впечатляющее воздействие при просмотре всех ТВ систем стандартной, высокой и ультравысокой четкости в жилых комнатах разных размеров производит объемное звуковое сопровождение. Слух активизирует воображение. «Погружение» в объемное звучание способствует ощущению присутствия и вовлечения в передаваемую сцену. Особо впечатляет дополнение многоканальным объемным звуком изображений спортивных и других динамичных событий. 19 октября 2015 года МСЭ сообщило о значительном достижении в этой области — утверждении Рекомендации по многоканальным звуковым системам. Она будет способствовать развитию таких систем, международному обмену программами и др.

Новый звуковой стандарт высоко оценил Генеральный секретарь МСЭ Хоулинь Чжао: «Глобальный стандарт МСЭ для аудиокомплектов — это важный шаг к новой интересной эпохе „звука“ для радиовещания. Эти передовые аудиосистемы обеспечат новые характеристики и показатели работы, намного превосходящие те, которые существуют сегодня». Его поддерживает Франсуа Ранси, директор Бюро радиосвязи МСЭ: «Роль звука в СМИ неооценивается. МСЭ совместно с другими организациями, занимающимися разработкой стандартов, создает заманчивое будущее для производства, доставки и составления звуковых программ».

Выступающий подчеркнул: преодолено главное, что сдерживало развитие и широкое внедрение аудиосистем с объемным звучанием. Практически тот же эффект реалистичности уже достигается не множеством аудиоколонок, особым образом размещенных по периметру помещения, а с помощью компактных звуковых прожекторов. Это может быть небольшая декоративная панель, или подставка под телевизор. Также создан процессор, обеспечивающий воспроизведение многоканального объемного звука с помощью миниатюрных ушных вкладышей.

Новые стандарты МСЭ и описанные достижения в бытовой электронике будут способствовать ускорению внедрения объемного звука в ТВ вещании. В итоге Марк Кривошеев сформулировал комплексную задачу повышения эффекта реальности ТВ вещания с помощью многоканального звукового сопровождения и эффективных компактных воспроизводящих аудиосистем, которые будут доступны по цене и смогут использоваться в обычных жилых комнатах. Предстоит одновременно передавать видеоконтент и многоканальный звук, например, в мультиплексах наземного ТВ вещания, в пакетах цифрового вещания в спутниковых транспондерах, КТВ и др. Итак, объемный звук для многих неожиданно официально ворвался в наши планы модернизации и создания новых ТВ комплексов. Но альтернативы этому нет.

Марк Кривошеев предложил, чтобы Выставка-конференция «Шаболовка 2.0» в сложившейся обстановке выступила инициатором производства в России ТВ комплексов с расширенным динамическим диапазоном яркости и других связанных с этим параметров, а также с многоканальными системами объемного звукового сопровождения. Он пожелал нашим производителям занять достойное положение на российском и мировом рынках современной ТВ аппаратуры.

Рубрики и ключевые слова