Под знаком цифры

Телекоммуникационная отрасль и вся российская экономика пытаются развернуться к цифровой модели, когда данные в цифровом виде становятся основой бизнес- и производственных процессов

В июле прошлого года правительство России утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». С тех пор программа стала более понятна для чиновников, обретя привычную структуру в форме дорожных карт — планов мероприятий, но для бизнеса, который, по идее, и должен быть основным ее двигателем, программа остается загадкой.

Тому есть несколько причин, связанных друг с другом. Первая — это сроки. Как пишут «Ведомости», замминистра связи Алексей Козырев заметил, что «программа была разработана и принята за очень короткий срок». В угоду скорости согласования текста с различными интересантами под нож пошли направления программы, вызывавшие наибольшие споры (а значит, наиболее приближенные к реальному бизнесу). По сути, был утвержден скелет программы, который впоследствии предполагалось наращивать мясом — прикладными направлениями «Цифровой экономики».

Сроки же поджимали, во-первых, из-за необходимости попасть в бюджет на 2018 г., для чего мероприятия программы нужно было утвердить осенью. Этого не произошло, и возникла вторая проблема — отсутствие в программе реальных денег. Сейчас на программу выделено лишь 3 млрд руб. из резервного фонда правительства — на приоритетные проекты. «У государственного бюджета есть определенный цикл, когда подаются заявки от участников тех или иных программ, — объяснил А. Козырев. — Это занимает целый год, и бюджет делается на перспективу трех лет». Поэтому правительство выделило деньги из резервного фонда на самые приоритетные и важные мероприятия, которые нельзя было откладывать на год.

Вторая причина торопливости — выборы президента. Программа писалась как манифест четвертого срока Владимира Путина. В этом была ее сила, но в этом крылась и третья проблема: из-за неминуемой смены правительства у чиновников, не имевших уверенности в собственном будущем, не было серьезных стимулов для работы над программой. При таких неопределенностях программа не могла не остаться для бизнеса вещью в себе.

Регулирование традиционно считается основной угрозой планам операторов. Цифровое и связное законодательство в России архаично, об этом говорится не первый год, и определенные разрозненные попытки модернизировать его предпринимались и предпринимаются, но на общем регуляционном плане они не слишком успешны. Вдобавок законодатели добавляют участникам рынка все новые головные боли — чего стоит пресловутый закон Яровой, исполнять который операторы и интернет-сервисы должны начать уже в этом году.

Программа «Цифровая экономика» предполагает снятие регуляторных барьеров. По словам вице-президента МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслана Ибрагимова, руководящего группой «Нормативное регулирование» в рамках этой программы, в 2018—2019 гг. запланированы изменения в 52 законах, чтобы убрать барьеры на пути цифровой экономики. Так, оборот данных сегодня крайне ограничен правовыми нормами и если эти ограничения снять, то мы получим новую нефть, новый бизнес, считает Р. Ибрагимов.

Субъекты и объекты

Тем не менее сама по себе цифровизация экономики — далеко не только политические заявления. Цифровая трансформация должна затронуть все сферы жизни, если мы не хотим, чтобы Россия осталась на долгие годы плестись в хвосте мировой экономики. Для телекомов цифровизация экономики — это двойственный процесс, в котором компании связи являются как субъектами, так и объектами.

Как от субъектов цифровой экономики от операторов ожидают, что их сети передачи данных станут инфраструктурным хребтом новой экономики данных. Для этого необходимо, чтобы темпы строительства и модернизации сетей как минимум не отставали от потребностей экономики.

Связь — уже практически неизменная составляющая во многих современных цифровых сервисах, но требования к связи эпохи цифровой экономики совсем другие, чем к сетям четвертого поколения или NGN. Так, главным рубежом, за преодолением которого открываются почти безграничные возможности разнообразных сервисов, станет так называемый тактильный интернет — когда время отклика сети на сигнал будет сравнимо со временем, за которое мозг человека обрабатывает сигнал от нервных окончаний, расположенных под кожей, — менее 1 мс. Сейчас эти показатели в сетях операторов составляют десятки миллисекунд. Сети с гарантированно быстрой скоростью отклика дадут возможность строить на них решения, управляющие процессами, происходящими в реальном времени. Например, системы, управляющие потоком автоматизированных транспортных средств.

Экономика будущего потребует от сетей гибкости, ведь они должны будут поддерживать работу на порядки большего количества устройств, чем сегодня, и эти устройства будут работать каждое в своем режиме.

Создание современной инфраструктуры, подходящей для развития цифровых сервисов, требует от операторов все больших усилий, в том числе и финансовых. В связи с этим в отрасли разворачивается дискуссия о создании единого инфраструктурного оператора сетей нового, пятого поколения связи (5G). (Подробнее см. статью на стр. 21)

Партнерства с государством

Поскольку государство заинтересовано в развитии инфраструктуры, то операторы логичным образом ожидают от него разнообразной помощи. Одним из видов такой помощи являются партнерства государственных ведомств и частных компаний.

Алексей Чукарин из ДИТ Москвы приводит пример такого взаимовыгодного партнерства в перестройке оптических сетей в столице в 2012—2013 гг. По его словам, проект был очень накладным для всех операторов, которые хотели в нем поучаствовать, и они думали, как минимизировать затраты. А ДИТ Москвы в то время решил отказаться от собственной сети камер видеонаблюдения из-за издержек, связанных с содержанием и строительством сети под эти камеры и эксплуатационных затрат. Как раз в это же время формировались тарифы на пропуск трафика и были серьезные риски значительного роста цен на интернет для частного потребителя, вспоминает А. Чукарин.

Решением стало заключение сервисных контрактов, говорит он: «Мы многолетними, трех- и пятилетними, контрактами зафрахтовали операторов, которые за счет этих сервисных контрактов построили современную инфраструктуру, дошли до каждого подъезда, до каждой квартиры. Естественно, мы не компенсировали им ни в коем случае все издержки на эту инфраструктуру, но мы покупали и продолжаем покупать картинку с камер видеонаблюдения. Тем самым мы минимизируем свои косты».

Операторы же, по словам А. Чукарина, благодаря этим контрактам частично компенсировали свои затраты на строительство инфраструктуры. Из-за длительных контрактов операторам не так страшно было вкладывать деньги, и, соответственно, они могли получать под эти контракты кредиты. В результате затраты конечных потребителей на интернет остались крайне низкими, несмотря на рост потребляемого трафика, скоростей и количества потребителей.

Похожая история произошла с опорами двойного назначения, которые Москва передала инфраструктурным операторам, продолжает А. Чукарин. «Выиграли и операторы связи, которые пользуются этими опорами, и операторы опор двойного назначения, которые получили довольно простой доступ к городской инфраструктуре, и город, потому что мы улучшаем качество связи без затрат с нашей стороны вообще».

Наконец, ДИТ Москвы предлагает операторам поучаствовать в создании объектов линейно-кабельной инфраструктуры в жилищном фонде, возводимом по программе реновации. Либо в рамках государственно-частного партнерства, либо в формате, когда город частично компенсирует издержки операторам, чтобы потом предложить недискриминационный доступ любому оператору к инфраструктуре.

О сотрудничестве оператора и города рассказывает и Игорь Жижикин из Tele2. По его словам, анализ поведения абонентов с помощью технологии big data дал возможность выделить в Москве и области так называемые геоюниты: «Оказывается, что если люди, например, живут в Подольске, то они ездят не только в Москву, но еще и в соседний район, потому что там магазин, в который они привыкли ездить. Если ты не сделаешь ему эту дорогу комфортной, он никогда к тебе не придет. И когда мы это увидели, мы начали по-другому смотреть на развитие». А дальше оператор научился это прогнозировать и передавать для нужд города.

«Власть, бизнес и потребитель между собой взаимосвязаны. И если власть хочет сделать так, чтобы потребителю было удобно, бизнес должен помогать ему, но при этом не забывая своих интересов», — заключает И. Жижикин.

Уйти от эффекта «тупой трубы»

Бизнес самих телекоммуникационных компаний должен претерпеть изменения под воздействием новой экономической модели — хотя большинство из них и использует уже массивы данных в своей работе, даже самые продвинутые из них вряд ли могут смело заявить, что завершили цифровую трансформацию. Такая трансформация, как ожидается, даст операторам долгожданные точки роста.

Рубрики и ключевые слова