Участники круглого стола обсудили актуальные вопросы развития телеком-инфраструктуры российской Арктики. В мероприятии приняли участие ученые, ведущие специалисты организаций и операторов связи: А.П. Оситис, В.А. Досенко, В.А. Козлов, С.Л. Мишенков, В.Н. Донианц, А.Л. Афанасьев, А.В. Бахаев, А.Е. Борейко, И.А. Глазкова, С.А. Мамлин, Н.И. Чистяков, О.В. Малов и др. Модератором круглого стола выступил член Делового совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, заслуженный связист РФ, академик МАС В.А.Козлов.
При подготовке и проведении круглого стола организаторы руководствовались положениями «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной Президентом России В.В. Путиным
Участники обсуждения согласились с оценкой телекоммуникаций как одной из систем жизнеобеспечения, неотъемлемой части инфраструктуры Арктической зоны страны, при отсутствии которой не могут быть реализованы намеченные Стратегией и установленные рядом государственных программ задачи социально-экономического развития Арктической зоны России. Наличие надежных, защищенных систем связи является также обязательным условием обеспечения национальной безопасности.
Современные высокоскоростные (широкополосные) сети предоставляют не только различного рода сервисы связи, но и выступают коммуникационной основой для систем управления и безопасности, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), навигации, мониторинга и логистики, электронных СМИ, медиа и иного контента, задействованы в технологических и многих других системах и процессах постиндустриального общества. Поэтому создание информационно-коммуникационной инфраструктуры требует опережающего развития телекоммуникаций.
Инфраструктурные проекты такого масштаба, как создание современных систем цифровых коммуникаций в Арктике, не могут рассматриваться как коммерческие, рассчитанные на окупаемость и получение прямой прибыли от предоставления услуг, поскольку эффект от их реализации многоплановый и проявляется во всех сферах применения электросвязи/ИКТ.
С учетом географических, демографических, иных особенностей и рисков Арктической зоны страны необходим комплексный подход к формированию коммуникационной основы ИКТ-инфраструктуры, использование современных решений по организации сетей наземного, подвижного и спутникового доступа, широкополосного доступа к ИКТ, а также цифровых и традиционных систем радио и телевизионного вещания.
ИКТ-инфраструктура в Арктике — это часть единой инфраструктуры страны, и ее базисом должна стать трансарктическая волоконно-оптическая магистраль (ВОЛС). Основанием для этого служат:
- необходимость дублирования единственного коммуникационного коридора Центр — Восточная Сибирь — Дальний Восток вдоль Транссиба в целях обеспечения национальной безопасности, а также повышения устойчивости и надежности единой сети электросвязи России;
- ВОЛС обладает достаточной пропускной способностью и надежностью, необходимыми для решения всех перечисленных в Стратегии актуальных и перспективных задач, включая оборону и безопасность;
- конвергентный характер современных высокоскоростных сетей позволяет на единой платформе предоставлять любые сервисы связи и контента, использовать одни и ту же инфраструктуру связи для организации вдоль трассы ВОЛС любых систем и служб, дает возможность размещения в центрах освоения территорий наземных, опорных и иных станций других систем связи, вещания, мониторинга, навигации, системы единого времени, иных;
- имеется возможность коммерческого использования трансарктической ВОЛС как отечественными структурами, так и для предоставления удобного транзита трафика между станами Европы и Дальнего Востока, что создает предпосылки привлечения инвестиций частного капитала,
в т. ч. с внешних рынков.
Учитывая значимость и актуальность строительства трансарктической ВОЛС не только для Арктики, но и для страны в целом, участники круглого стола считают необходимым:
- проведение отраслевыми государственными НИИ исследований и оценок для выбора вариантов прокладки ВОЛС и решений по их реализации;
- включение проекта строительства в число целевых мероприятий по выполнению первой подпрограммы ФЦП «Информационное общество (2011-2020 годы)» («Создание информационно-коммуникационной инфраструктуры»);
- решение вопросов финансирования проекта в рамках названной ФЦП на принципах частно-государственного партнерства.
Целесообразно также включение спутниковой системы «Гонец» в число мероприятий по реализации целей Стратегии, с ее развитием и модернизацией для обеспечения отечественной спутниковой системы персональной подвижной связи как для массовых, так и специальных пользователей, что, по мнению специалистов, можно реализовать быстрее и дешевле создания новой системы.
Важнейшим фактором информационного присутствия России в арктической зоне является обеспечение эффективного и надежного покрытия территории радио и телевизионным вещанием. В соответствии с Федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009−2015 годы» (действие продлено до 2018 года), сеть цифрового телевидения, предоставляющая набор бесплатных эфирных каналов в объеме первого мультиплекса, до 2018 года должна состоять из 240 ТВ-передатчиков. Охват территории в большинстве субъектов Федерации все еще существенно меньше запланированного. Хотя есть уверенность, что эта часть программы все же будет выполнена.
В отношении другой целевой задачи ФЦП — модернизации и развития государственной сети радиовещания, предусматривающее, в частности, покрытие 100% территории РФ радиопрограммой «Радио России», такой уверенности нет. Сети мощного радиовещания во всем мире традиционно используются для организации покрытия удаленных и труднодоступных территорий, поскольку это самое надежное, дешевое и доступное населению средство массовой информации, оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях.
Обязательным условием формирования телекоммуникационной инфраструктуры российского Заполярья вот уже 100 лет являются и должны оставаться системы радиосвязи в коротковолновом диапазоне, выступающие надежным резервом для современных коммуникаций, гибкой, легко разворачиваемой системой связи для служб спасения, безопасности, рыбопромысловых и изыскательских организаций, других, в целях реализации Стратегии. Снижение внимания к этому диапазону, распыление сетей и частот по разным владельцам, кроме специальных, представляется неоправданным.
Для реализации мероприятий Стратегии и ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009−2015 годы» в части обеспечения охвата радио и телевизионным вещанием Арктической зоны, использования связи в диапазонах до 30 МГц, необходимо:
- обеспечить безусловное выполнение мероприятий ФЦП по развитию цифрового телевидения во всех регионах Заполярья;
- восстановить мощное радиовещание для Арктической зоны и финансирование НИОКР по его модернизации с учетом новых требований и расширения возможностей использования с применения новых технологий.
- с целью сохранения и оптимизации использования ограниченного частотного спектра для реализации новых задач в Арктике и на Дальнем Востоке имеет смысл наделить РТРС правами и функциями головного государственного оператора и координатора по развитию систем связи в КВ диапазоне, учитывая, что эта организация имеет необходимые для этого ресурсы и опыт.
Таким образом, опережающее развитие инфраструктуры,