Максим Мысев. Регулирование использования орбитально-частотного ресурса

Актуальные вопросы международного и национального регулирования использования орбитально-частотного ресурса в интервью директора Департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи России Максима Мысева журналу « Электросвязь».

Мысев«ЭС»: Максим Васильевич, какие исследования в области международного регулирования использования орбитально-частотного ресурса проводит Российская Федерация?
— Вопросами распределения и регулирования использования радиочастотного спектра (РЧС) и спутниковых орбит в глобальном масштабе занимается исключительно специализированное учреждение Организации Объединенных Наций в области информационно-телекоммуникационных технологий — Международный союз электросвязи (МСЭ).

Что касается проведения исследований в рамках МСЭ, то на современном этапе основными направлениями работ в области развития систем спутниковой связи являются:
освоение новых, перспективных диапазонов частот выше 40 ГГц;
использование земных станций, находящихся в движении (ESIM), в рамках фиксированной спутниковой службы в Ка-диапазоне частот, что по сути является конвергенцией фиксированной спутниковой и подвижной спутниковой служб;
определение технических и регуляторных условий использования радиочастотного спектра низко- и среднеорбитальными многоспутниковыми системами в «классических» спутниковых диапазонах частот;
исследования в целях содействия рациональному, эффективному и экономному использованию радиочастот и любых связанных с ними орбит, включая геостационарную спутниковую орбиту.

«ЭС»: Вы упомянули земные станции, находящиеся в движении. А ведутся ли в Российской Федерации работы по созданию таких станций и регулированию их использования?

— Да, мы этим вопросом занимаемся, в частности ФГУП «Космическая связь» ведет работы по созданию отечественных абонентских спутниковых терминалов (АЗС).

Основной целью данного проекта является создание доступных для массового использования абонентских терминалов для работы в сетях фиксированной и подвижной связи с использованием космических аппаратов гражданского назначения.

ФГУП «Космическая связь» планирует осуществить отработку технических решений по созданию АЗС, а также проработать возможности серийного производства оборудования в Российской Федерации.

Итогом планируемых работ будет внедрение АЗС на российский рынок, что позволит развернуть общедоступные сети подвижной и фиксированной связи и вещания. Создание таких сетей может носить, в том числе, социальный характер в части устранения «цифрового неравенства» среди населения Российской Федерации. В случае разработки АЗС с доступной для основной массы потребителей стоимостью можно ожидать масштабного распространения таких устройств по всей стране.

Что касается регулирования использования земных станций, находящихся в движении, то данный вопрос включен в План работ Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) на 2017 год (одобрен решением ГКРЧ от 10 марта 2017 г., протокол № 17−40. -
Прим. «ЭС»).

«ЭС»: Давайте остановимся на вопросах, связанных с развитием негеостационарных спутниковых группировок. Какие угрозы традиционным геостационарным спутниковым системам несут их запуски?

— К настоящему моменту все проекты низкоорбитальных и среднеорбитальных многоспутниковых систем, такие как OneWeb, SpaceX и прочие, являются международными, имеют глобальную или квазиглобальную зону обслуживания и планируют использовать Ku/Ka/Q/V-диапазоны частот. Основной проблемой
реализации данных проектов является электромагнитная совместимость (ЭМС) с существующими и планируемыми радиоэлектронными средствами (РЭС), работающими в тех же полосах радиочастот, в том числе со спутниковыми системами, космические аппараты которых размещены на геостационарной орбите. Исследования по оценке ЭМС, а также по определению технических и регуляторных условий работы таких многоспутниковых систем ведутся в рамках МСЭ. Также вопрос радиочастотного обеспечения глобальных многоспутниковых низкоорбитальных систем включен в План работ ГКРЧ на 2017 год.

Необходимо обратить внимание и на такие важные аспекты, как процедура ввода в действие многоспутниковых НГСО-систем, а также процедура координации между такими спутниковыми сетями. На сегодняшний день процедура координации между негеостационарными спутниковыми сетями вообще не разработана, а существующая процедура ввода в действие предполагает введение в действие системы, состоящей иногда из нескольких тысяч спутников, всего одним космическим аппаратом.

Все обозначенные вопросы требуют изучения и принятия соответствующих решений до запуска многоспутниковых НГСО-систем в целях содействия эффективному и рациональному использованию радиочастот и связанных с ними орбит.

«ЭС»: Если уж мы заговорили о спутниковых системах с глобальным покрытием, то следующий вопрос: существует ли возможность применения земных станций иностранных спутниковых систем на территории Российской Федерации?

— 22 августа 2012 года Российская Федерация была включена в официальный список стран-участниц Всемирной торговой организации (ВТО). После вступления в ВТО для России выполнение требований десятков документов ВТО стало обязательным.

В соответствии с данными документами иностранные лица должны иметь право быть допущенными к оказанию телекоммуникационных услуг любым лицам в Российской Федерации трансграничным образом, то есть потребитель услуги может быть в одной стране-участнице ВТО, а ее поставщик — в другой. При этом получателями таких услуг в России являются как российские, так и иностранные, как физические, так и юридические лица, в том числе государственные учреждения.

В то же время, в соответствии с соглашением ВТО, некоторые страны могут регламентировать условия доступа к сетям и услугам общего пользования и к их реализации для того, чтобы укрепить национальную телекоммуникационную инфраструктуру и потенциал сектора услуг, а также повысить степень своего
участия в международной торговле телекоммуникационными услугами.

Действующие на данный момент условия для иностранных операторов спутниковой связи были введены в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации, выполнения требований электромагнитной совместимости для РЭС спутниковой и космической связи, развития экономики страны. На данный момент упомянутые цели сохраняют свою актуальность.

Напомню, что в соответствии с действующей нормативной правовой базой на территории Российской Федерации для иностранных спутниковых систем связи действуют основные требования:
получение решения ГКРЧ;
проведение координации таких систем в рамках Международного союза электросвязи;
создание и развитие наземной инфраструктуры на территории Российской Федерации российскими операторами связи (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации и находящимися под юрисдикцией Российской Федерации), получившими в установленном порядке лицензию на осуществление указанной деятельности;
проведение сертификации наземных станций систем спутниковой связи и вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае использования глобальных подвижных систем спутниковой связи, создаваемых вне рамок международных соглашений Российской Федерации, лицензия выдается после представления компанией-владельцем системы признанных на международном уровне гарантий.

Рубрики и ключевые слова