МАИ — 90 лет полета

Более 175 тысяч специалистов высочайшего класса имеют диплом выпускника старейшего авиавуза России.

МАИ В СОДЕРЖАНИЕ20 марта 2020 года свой день рождения в 90-й раз отметил Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), или всемирно известный МАИ. Сегодня вуз готовит мощнейшие кадры по всему циклу высокотехнологичной продукции: от проектирования до развертывания самостоятельных производств.

Среди выпускников МАИ известные ученые, летчики-испытатели, руководители высшего звена, генеральные конструкторы конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, ведущие инженеры, заслуженные государственные и общественные деятели.

Накопленный опыт, сложившиеся традиции и многочисленные достижения вуза составляют фундамент развития новых подходов в области образования, науки и инноваций, базу для рождения передовых направлений и изменений в самых разных областях деятельности. На платформе МАИ идет создание новых технологий по конструированию авиакосмической техники, перспективных двигательных и энергетических установок, беспилотных летательных аппаратов, технологий гиперзвука, систем искусственного интеллекта и математического моделирования, информационных технологий, систем управления, машинного обучения, интернета вещей, управления жизненным циклом изделий, электрификации инженерных систем, композиционных материалов, аддитивных технологий, робототизации.

Уникальная инфраструктура МАИ включает учебные аудитории и корпуса, более 140 научно-исследовательских центров и лабораторий, 20 конструкторских бюро, экспериментально-опытный завод, аэродром «Алферьево», центр управления полетами, современные коворкинг-зоны и многое другое. В 13 институтах и 5 филиалах университета обучается 21 тысяча студентов, включая представителей разных стран.

Редакция журнала «Электросвязь» поздравляет коллектив МАИ с юбилеем и желает успехов, новых побед и свершений на поприще воспитания и подготовки научно-практических кадров высшего звена авиаотрасли. С праздником, дорогие коллеги, здоровья и благополучия Вам и Вашим близким!

***


Print

«Первым делом самолеты…»

Бурное развитие в начале ХХ века науки и техники, включая авиацию, требовало специальных инженерных кадров. Еще на рубеже XIX—XX вв.еков инициатором создания научных и учебных центров для подготовки специалистов в области самолетостроения был выдающийся русский ученый, основоположник аэрогидродинамики профессор Николай Егорович Жуковский. Затем дело продолжил его ученик — ученый и педагог Борис Николаевич Юрьев (1889−1957). Именно по его инициативе, в 1925 году на механическом факультете Московского высшего технического училища (МВТУ) было организовано аэромеханическое отделение, преобразованное в 1929-м в аэромеханический факультет. А 20 марта 1930 года было принято решение о разделении МВТУ на пять специализированных инженерных вузов, в числе которых было и Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ) в составе трех отделений: самолетостроительного, моторостроительного и воздухоплавания.

Первый набор студентов весной 1930 года насчитывал 161 человека. Первой базой, где осуществлялся учебный процесс, были помещения фабрики «Хлородонт» и производства по изготовлению абажуров на Ольховской улице. Занятия 50 дней проводились в училище (теоретические курсы) и 50 дней — на различных заводах (производственная практика).

20 августа 1930 года ВАМУ было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ). В его составе были те же три отделения. В сентябре 1930 года в институте насчитывалось уже 850 студентов.

Первый значительный выпуск авиаинженеров состоялся осенью 1930-го. С этого же года началась история аспирантуры института. 14 апреля в нее были зачислены известные в будущем ученые и конструкторы Б.М. Изаксон, И.П. Братухин, А.Ю. Ромашевский и др. В 1930—1931 гг. вырабатывалась структура института. Воздухоплавательный факультет был переименован в дирижаблестроительный, шло формирование кафедр.

Уже с первых лет обучения студенты самолетостроительного факультета в обязательном порядке проходили летную практику, куда входили практические полеты (до 50 часов) с выполнением обязанностей летчика под наблюдением летчика-инструктора, полное наземное обслуживание самолетов, включая ремонт в полевых условиях.

Была введена дифференцированная оценка успеваемости студентов: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «весьма удовлетворительно», «хорошо». В связи со слабым уровнем довузовских знаний часть студентов переводилась на рабфак, для подготовки к приему в институт, создавались группы для дополнительного изучения математики и физики.

Большую роль в повышении качества обучения авиационных инженеров сыграло привлечение к учебному процессу представителей промышленности. Так, дипломное проектирование в значительной степени осуществлялось с участием ведущих работников авиапрома, среди которых были такие выдающиеся руководители авиационных конструкторских коллективов, как С.В. Ильюшин, В.Ф. Болховитинов, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев.

Расширение задач требовало новых площадей для организации учебного процесса. Такая территория была найдена на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. Уже весной 1933 года был введен в строй главный учебный корпус (ныне корпус № 3). Одновременно было начато строительство двух студенческих общежитий и жилого дома для профессорско-преподавательского состава. Именно тогда в вузе появились оборудованные на современном для того времени уровне лаборатории, учебные кабинеты и аудитории, которые успешно использовались вплоть до конца 50-х.

В пятую годовщину со дня основания вуза ему было присвоено имя народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.

Авиационная техника страны оснащалась новыми боевыми установками, навигационным и радиооборудованием. Для обеспечения авиапромышленности специалистами этого профиля в 1935 году был создан факультет вооружения самолетов. Со временем на нем появились учебные дисциплины, которые закладывали основы для создания новых кафедр и факультетов. В частности, в сентябре 1937 года были образованы кафедры радиотехники и авиационного радиооборудования, а также аэронавигации и аэронавигационного оборудования. В 1940 году из этого факультета был выделен факультет приборостроения и авиационного оборудования, а оставшаяся его часть сосредоточилась на подготовке инженеров в области вооружения самолетов.

Вклад в Великую Победу

Особыми в жизни МАИ стали годы Великой Отечественной войны. Уже в первые ее дни руководством института были приняты меры по оказанию практической помощи фронту. Большая группа добровольцев — преподавателей и сотрудников вуза — ушла на фронт в составе 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района Москвы, многие сотрудники были откомандированы на предприятия авиационной промышленности. По решению правительства 14 октября 1941-го началась эвакуация в Алма-Ату, где уже через месяц вуз возобновил работу.

В исключительно трудных условиях налаживался учебный процесс. Были организованы лекционные, лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование. Для увеличения выпуска крайне необходимых стране авиационных инженеров был разработан учебный план с сокращенным сроком учебы (3,5 года вместо 5,5 лет).

Помимо обучения студентов, учебно-производственные мастерские в кратчайшее время наладили выпуск оборонной продукции. Не прерывалась научно-исследовательская и практическая работа по темам, интересующим авиационную промышленность.

После разгрома немцев под Москвой было решено возобновить деятельность института в столице, и она началась уже 2 февраля 1942 года. Студенческий состав формировался из оставшейся в городе части студентов МАИ и Московского авиационно-технологического института (МАТИ), а также бывших студентов, вернувшихся с фронта.

Главным итогом работы института накануне и в годы войны стала подготовка нескольких тысяч специалистов для авиации, которые сыграли большую роль в обеспечении Победы. Заслуги коллектива МАИ были отмечены высокой правительственной наградой — орденом Ленина.

Послевоенный период в развитии вуза был связан с огромными изменениями в авиационной технике. Появились реактивные самолеты, усложнился комплекс их оборудования, усилилось насыщение электро-, радиоприборами и автоматикой. Начался практический этап в развитии вертолетостроения. Родились новые отрасли авиационной науки и промышленности, целью которых стала ракетная техника.

В 1946 году начал свою деятельность радиотехнический факультет, появились новые специальности по системам управления летательными аппаратами (ЛА), теории автоматического управления, вычислительной технике. В начале 50-х были созданы кафедры по проектированию и конструированию ракет различных типов.

В учебных планах предусматривались усиленная подготовка по физико-математическим дисциплинам, использование электронно-вычислительной техники, конструкторско-технологическая подготовка, обучение элементам автоматизированного проектирования и конструирования.

Итогом стало превращение авиационного института, ориентированного на самолетную и частично вертолетную тематику, в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической сфере.

Достижения 80-х

К 1980 году МАИ имел 18 дневных и вечерних факультетов, 80 кафедр и готовил инженеров-механиков по всем специальностям авиационного и ракетно-космического комплекса, выпустил около 80 тысяч авиаинженеров. Среди выпускников института было более 20 генеральных и главных конструкторов, 182 лауреата Государственной премии, десять космонавтов. Среди профессорско-преподавательского состава работало пять академиков и два члена-корреспондента АН СССР, 193 доктора и профессора, 890 кандидатов наук и доцентов. 18 преподавателей имели звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», 20 преподавателей были удостоены Государственной премии. Учебники и научные труды, созданные учеными МАИ, известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

За большой вклад в дело подготовки специалистов высокой квалификации, в 1980 году институт был награжден орденом Октябрьской Революции.

Постоянно шла работа по проектированию и строительству летательных аппаратов. С 1930 года было спроектировано более 200 типов ЛА и авиационных двигателей. Из стен вуза вышло большое число работников госаппарата, дипломатического корпуса, шесть руководителей вузов, более ста начальников научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных организаций авиационной и ракетно-космической техники.

Несомненным признанием ведущего положения МАИ в деле пропаганды научных и технических знаний в стране было назначение академика И.И. Артоболевского (зав. кафедрой теории механизмов и машин МАИ) председателем Всесоюзного общества «Знание», а председателем аналогичного общества РСФСР — академика И.Ф. Образцова (зав. кафедрой прочности МАИ), которые возглавляли эти общества на протяжении многих лет.

Восьмидесятые годы были связаны с превращением МАИ в технический университет, и с 1993 года вуз получил название Московский государственный авиационный институт (технический университет) с сохранением традиционной аббревиатуры — МАИ.

Жизнь в новом времени

В 1998 году Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал МАИ сертификат разработчика легких гражданских воздушных судов. Впервые институт приобрел государственный статус разработчика авиационной техники, официально признанной авиационной конструкторской организацией.

18 сентября 1987 г. при МАИ было создано Учебно-методическое объединение по авиационным специальностям, преобразованное в 1992 году в Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК). В состав объединения вошли 9 профильных вузов и 36 родственных факультетов и кафедр вузов других направлений. В настоящее время УМО АРК ведет работу по созданию Государственных образовательных стандартов нового поколения.

Начиная с 1992 года значительно активизировалась международная деятельность МАИ, увеличилось число иностранных граждан, обучающихся на контрактной основе. В 2009 году МАИ стал одним из 12 вузов страны, победивших в конкурсном отборе программ развития университетов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет».

19 мая 2011 года учебное заведение было переименовано в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)».

МАИ одним из первых вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту, также осуществляется подготовка офицеров запаса. Выпускники МАИ с 2013 года имеют возможность проходить военную службу по призыву в научных ротах ВС РФ.

В сентябре 2015 года МАИ открыл обучение по направлению «Авиастроение» для иностранных студентов на английском языке. Кроме того, подписан договор с Нанкинским университетом астронавтики и аэронавтики — крупнейшим вузом КНР — о программах двойных дипломов. В том же году МАИ занял первое место среди самых востребованных отечественных учебных заведений со стороны организаций ОПК. 31 марта 2015 года была проведена реорганизация Московского авиационного института (МАИ) путем присоединения к нему МАТИ.

Более 80% выпускников вуза работают по специальности, составляя основу коллективов ведущих предприятий аэрокосмической отрасли, таких как ФГУП ЦНИИмаш, АО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», ПАО «РКК „Энергия“ имени С.П. Королева», ПАО «Компания Сухой», АО «РСК «МиГ», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «Камов», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «ЛИИ им. М.М. Громова», ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», а также высокотехнологичных компаний Яндекс, Avito, СберТех, Microsoft, Samsung, HeadHunter, МТС.

Наличие квалифицированных кадров и признанных в мире научных школ, традиции МАИ, гарантирующие подготовку высококлассных специалистов, вселяют оптимизм в будущее ведущего аэрокосмического университета России — крупнейшего центра науки.

Рубрики и ключевые слова