Изобретая будущее: в Минкомсвязи России одобрили стратегию развития отечественного телерадиовещания до 2025 года

Среди основных трендов на ближайшие годы – многоформатность приема ТВ-сигнала, развитие альтернативных способов потребления контента и новые бизнес-модели.

В конце октября заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин провел заседание рабочей группы по вопросам развития телерадиовещания в РФ и представил проект стратегии развития отрасли телевидения и радио до 2025 года. Документ подготовлен Минкомсвязью России и носит рекомендательный характер. Его основная цель — обозначить приоритетные направления развития рынка телерадиовещания. «Мы разработали документ, описывающий долгосрочное развитие рынка, которым могла бы руководствоваться индустрия в своей работе. Кроме того, на этапе утверждения стратегии участники рынка имеют возможность определить проблемы, требующие решения», — сказал Алексей Волин.

Volin-2Наиболее существенных изменений стоит ждать в объемах зон кабельного приема — они резко расширятся. По оценкам специалистов, благодаря реализации программы по строительству оптоволоконных линий связи в небольших населенных пунктах (от 250 человек) к 2020 году большая часть населения перейдет на прием ТВ-сигнала по кабельным сетям. Напомним, что сегодня доля кабельного телевидения составляет 33%, доля спутникового — порядка 31%, остальное — доля эфирного ТВ.

Алексей Волин сообщил, что в настоящее время нет экономических возможностей для запуска третьего мультиплекса ТВ-каналов, так как в России нет региональных компаний, способных выделять 12 млрд рублей в год только на передачу цифрового эфирного сигнала. «Что делать региональным компаниям? Уходить в кабель, мобильные приложения, ОТТ, Интернет. И здесь для них важной темой становятся измерения: если региональные ТВ-каналы не смогут продать рекламодателю эту аудиторию, то смысла в техническом прогрессе для них нет. И большим каналам это тоже потребуется, — подчеркнул Алексей Волин. — IPTV и ОТТ через пару лет будет смотреть более 10% пользователей. Причем это будут самые продвинутые и „вкусные“ для рекламодателя зрители».


В связи с реализацией программы по строительству оптоволоконных линий связи в небольших населенных пунктах (от 250 человек) к 2020 году произойдёт расширение зоны кабельного приёма.


Также уже сейчас можно наблюдать перераспределение времени медиапотребления в пользу новых медиаустройств. Это ведет к сокращению охвата теле-аудитории и интенсивности просмотра. При этом налицо рост спроса на интерактивность и многоэкранное смотрение. Телевидение заменяется телесмотрением, иными словами, пользователь сам выбирает, что и как он будет смотреть: цифровой, локальный аналоговый эфиры, кабель, спутник, ОТТ (over the top — телевидение через Интернет), интернет-вещание и т. п. Вместе с тем влияние на телерадиовещание оказывают не только чисто отраслевые факторы, но и общеэкономические. Среди них — импортозамещение, которое становится одним из ключевых трендов экономики.

Volin

Разработчики стратегии считают, что к 2020 году до половины используемых в производстве ТВ-компонентов будут производиться на территории нашей страны. По оценке специалистов, импортозамещение начнется с регионов, а затем выйдет на федеральный уровень — федеральная технологическая линейка начнет меняться лишь в 2020 году. При этом увеличится доля как российского оборудования, так и контента.

Цифру в каждый дом

Очевидно, что аудитория будет расти и усложняться и, для того чтобы соответствовать новым вы-зовам, отрасль нуждается в новых «средствах производства» — это касается как передающих, так и принимающих устройств. Сейчас один из ключевых вопросов на повестке дня министерства — наращивание спутниковой группировки. Вопрос уже решается. Параллельно планируется использовать в качестве резервного оборудование альтернативных операторов спутникового вещания — «Триколор ТВ» и «НТВ-Плюс».

Если же говорить о принимающих устройствах, то революции ждать не стоит. Речь будет идти, скорее, о реновации существующих устройств — через 5−8 лет в массовой эксплуатации появится оборудование, которое известно уже сегодня. Дело в том, что все действующие технологии базировались на открытиях, сделанных задолго до массового внедрения, а значит, в ближайшее время начнется коммерциализация и внедрение технологий, которые считаются прорывными в настоящее время. Вместе с тем к 2025 году стоит учитывать полное обновление парка телевизоров. Наибольший рост ожидается в сегменте телевизоров с поддержкой функции Smart TV, позволяющей подключаться к Интернету напрямую. Уже сейчас около 18% ТВ-приемников в стране являются «умными», из них половина подключена к сети Интернет.

К 2020 году 50% всех телевизоров в стране будут поддерживать технологию Smart TV, а к 2025-му почти все основные ТВ-приемники в домохозяйстве (в гостиной или в случае, если он один в домохозяйстве) «поумнеют». Согласно разработанному документу, цифровой эфир останется обязательным элементом телевизионной картины, так как без него невозможно обеспечить минимальный федеральный стандарт медиапотребления. Сейчас десять ТВ-каналов в цифровом качестве доступны всем россиянам, после 2018 года их количество вырастет до 20. Работы по организации эфирного вещания высокой четкости (HD) начнутся с 2019 года.

Старые форматы телерадиовещания будут отмирать, хотя здесь государство не собирается действовать наотмашь — насильно отключать аналог не будут, этот вопрос предлагается решать каналам самостоятельно. Аналог в регионах начнет исчезать после 2019 года, когда крупные игроки прекратят трансляцию в этом формате. Государство же прекратит финансирование распространения аналогового телевизионного сигнала к концу 2018 года.

«Аналог будет вещать, пока за него будут платить, однако субсидии государства на вещание каналов в городах с населением менее 100 тысяч человек будут выделяться только до 2018 года. Затем большие каналы уйдут из аналога и услуги точно станут дороже. Рынок аналогового ТВ начнет „экономически схлопываться“ с 2019—2020 года», — отметил Алексей Волин.

Серьезные изменения ждут и системы производства и распределения контента. В ближайшем будущем вещатели будут брать его не у производителей напрямую, а у специализированных библиотек. Сетевое партнерство будет сохраняться только в условиях продолжения аналогового вещания. При переводе вещания на цифровой формат региональные вещатели должны объеди-ниться в дополнительный мультиплекс.

За «картинку» придется платить

И от этого никуда не уйти. Правда, это не означает, что телевидение станет платной услугой. Просто расширение платежеспособности аудитории к 2025 году достигнет населенных пунктов с населением от 30 000 человек и более (если кризис продлится больше двух лет, нижняя планка привлекательности будет на уровне 50 000 человек и более), что приведет к увеличению количества платных ТВ-сервисов. При этом реклама все равно останется на экранах, однако, скорее всего, наиболее широкое распространение получит смешанная модель (реклама плюс платный контент). Также разработчики стратегии прогнозируют появление таргетированной рекламы, рассчитанной на конкретного зрителя. В перспективе своя реклама может появиться для каждой среды распространения.


Поставлена задача до 2025 года запустить несколько пилотных проектов с совместным использованием частот ТВ и связистов.


Обороты рынка контекстной рекламы к 2016 году достигнут $ 60 млрд. Однако самым динамичным останется сегмент интернет-рекламы. Финансовый вопрос, вообще говоря, стал краеугольным камнем стратегии. Очевидно, что национальное ТВ может развиваться только в условиях сохранения ограниченного числа каналов-лидеров, которые сегодня формируют картину индустрии, а в будущем обеспечат свыше половины ее оборота (на 2020 год они должны производить продукции на $ 10−15 млрд). Телеканалы превратятся в фабрики по производству контента, а рынок будут определять несколько крупных игроков.

Volin-3«Производство контента стоит денег. Очень больших денег, если речь идет о качественном и уникальном контенте. Позволить это себе сегодня могут локомотивы отрасли — пять-шесть крупных игроков рынка, которые и обеспечивают ее развитие. И им надо уделять особое внимание. Потеряем их — национального телевидения в стране не будет», — сказал заместитель министра.

Буква Закона

Замглавы Минкомсвязи России также рассказал о новеллах в законодательстве. За последние два года была сформирована принципиально новая нормативная база для телеиндустрии. За телевидением закреплены частоты, операторам запрещено вносить изменения в контент без согласования с каналами. Назначен оператор цифрового эфирного ТВ — им стало подведомственное Минкомсвязи России ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). Список обязательных общедоступных каналов расширен до 20. Закреплена единая последовательность каналов вещания, определены точки подключения к мультиплексам. У операторов появились гарантии, что услуги технического подключения и технической эксплуатации будут гарантированно оплачены. Алексей Волин также затронул тему распространения ТВ-каналов в Интернете. Он отметил, что 20 общедоступных каналов обязательны к распространению всеми имеющимися средствами предоставления контента.
«Интернет — это одна из сред. Распространение — это не право, а обязанность. Обязанность того, у кого есть лицензия, договор с абонентом и кто при этом обеспечивает потоковое вещание, не изменяет кон-тент, соблюдает последовательность каналов и берет точку подключения у РТРС, обеспечивая наличие региональных версий», — сказал замглавы Минкомсвязи России. Вместе с тем необходимость к 2021 году обеспечить эфирное HD-вещание для каналов первого и второго пакетов программ (мультиплексов) потребует частот, поэтому крайне важно сохранить за телевидением закрепленный за ним диапазон. Поэтому до 2025 года планируется запустить несколько пилотных проектов с совместным использованием частот ТВ и связистов.

Стратегия не только показала участникам рынка векторы развития государственной политики в сфере телерадиовещания, но и обозначила проблемы, без решения которых реализация задуманного невозможна. Основные вопросы вызывают аспекты нормативного правового регули-рования отрасли, например, определение приоритетности права регулярных каналов на частоту при расторжении сетевого партнерства и формирование коммерчески привлекательных условий для распространения второго мультиплекса в населенных пунктах с населением менее 50 000 человек. На эти вопросы отрасль должна получить ответы уже в ближайшее время, когда будет готова «дорожная карта» стратегии.

Рубрики и ключевые слова