Итоги Всемирной конференции радиосвязи 2015 года

Рассматриваются итоги ВКР-15 по международному регулированию использования радиочастотного спектра (РЧС). Представлены решения конференции по совершенствованию процедур координации и регистрации спутниковых сетей в МСЭ, регулированию использования спектра нано- и пикоспутниками и системами PPDR, обеспечению защиты от помех систем поиска и спасания. Среди основных итогов – решения, связанные с развитием новых радиотехнологий в области подвижной широкополосной связи (в том числе касающиеся систем IMT), беспилотных авиационных систем и систем беспроводной бортовой связи, глобального слежения за рейсами гражданской авиации. Анализируются изменения условий использования полос частот ФСС и спутниковой службы исследования Земли. Отмечается, что Российская Федерация на ВКР-15 решила ряд вопросов по обеспечению международно-правовой защиты частотных присвоений своих оборонных систем, обеспечив при этом условия для развития новых радиотехнологий гражданского назначения.

Автор: С.Ю. Пастух, заместитель директора НТЦ Анализа ЭМС ФГУП НИИР, председатель ИК1 «Управление использованием спектра» МСЭ-R, к.т.н.; sup@niir.ru

IMG_1314_PastuchСо 2 по 27 ноября 2015 г. в Женеве работала Всемирная конференция радиосвязи (ВКР-15). На ней присутствовало около 3300 участников, представлявших 162 государства из 193 членов Международного союза электросвязи (МСЭ), а также свыше 500 наблюдателей от 130 различных организаций, в том числе отраслевых. Конференция проводится один раз в четыре года, основным результатом ее работы является изменение международного договора, каковым является Регламент радиосвязи МСЭ. Конференция проходила под председательством Фестуса Юсуфа Нарая Доду из Нигерии, а также шести заместителей председателя — по числу признанных в МСЭ региональных организаций. Это A. Джемисон (Новая Зеландия) от АРТ, И. Аль- Булуши (Оман) от ASMG, Д. Обам (Кения) от ATU, Д. Томимура (Бразилия) от CITEL, А. Кюн (Германия) от CEPT и Н. Никифоров (Российская Федерация) от РСС.

ВКР-15 рассмотрела более 30 пунктов повестки дня, направленных на обеспечение радиочастотным ресурсом новых применений радиотехнологий в различных областях человеческой деятельности, а также на совершенствование международного регулирования использования спектра и спутниковых орбит, включая процедуры заявления, координации и регистрации частотных присвоений для наземных и спутниковых систем [1].

Также обсуждалась одна необычная для радиоконференций, но резонансная тема — эталонная шкала Всемирного координационного времени (UTC). Дело в том, что определение этой шкалы включено в Регламент радиосвязи (Рекомендации МСЭ-R TF.460−6), и в 2012 г. было предложено сделать эту шкалу непрерывной, исключив из нее так называемую дополнительную секунду. Рассмотрев это предложение, ВКР- 15 решила продолжить изучение последствий такого изменения до 2023 г., а до этого времени оставить определение шкалы без изменений.

27 ноября 2015 г. в Женеве 156 стран подписали Заключительные акты конференции [2], определяющие, что с 1 января 2017 г. вступит в действие обновленный Регламент радиосвязи МСЭ. На церемонии закрытия ВКР-15 директор Бюро радиосвязи МСЭ Франсуа Ранси отметил: «Итоги работы ВКР-15 призваны обеспечить поддержание стабильных, предсказуемых и повсеместно применяемых регламентарных условий для привлечения долгосрочных инвестиций в отрасль ИКТ, объем операций в которой оценивается триллионами долларов».

Делегацию Российской Федерации на ВКР-15 возглавлял министр связи РФ Н. Никифоров. В состав делегации вошли представители федеральных органов исполнительной власти, научных институтов, компаний-операторов, а также общественных организаций. Администрация связи России совместно со странами РСС представила около 250 предложений по всем пунктам повестки дня [3]. Рассмотрим основные итоги Конференции.

Решения ВКР-15 по совершенствованию международного регулирования использования спектра

«Бумажные спутниковые сети» и блокирование ресурса «орбита/спектр» для новых игроков, невозможность завершить координацию новых спутниковых систем, длительность процедуры получения прав на орбитально-частотный ресурс из-за несовершенства процедур координации частотных присвоений для новых систем — эта проблематика всегда в центре внимания каждой Конференции. На ВКР-15, кроме того, рассматривались еще такие вопросы:
• насколько адекватны существующие процедуры международного регулирования использования орбитально-частотного ресурса нано- и пикоспутниками;
• требуется ли международное регулирование использования спектра широкополосными системами связи по обеспечению общественной безопасности и оказанию помощи при бедствиях (PPDR);
• каким образом улучшить международную защиту существующих систем поиска и спасения от непреднамеренных помех.

Повышение эффективности использования ресурса спектр/орбита

В последние годы администрации связи испытывают все бόльшие сложности с получением ресурса орбита/спектр для реализации различных спутниковых систем связи и вещания. ВКР-15 повысила вероятность положительного завершения координации спутниковых сетей для наиболее загруженных полос радиочастот в С- и Ku-диапазонах. Для этого был уменьшен размер координационной дуги (т.е. дуги геостационарной орбиты, которая отсчитывается от точки стояния нового космического аппарата (КА) с целью определения затронутых спутниковых систем) на один градус до значиенй ±7° в С-диапазоне и до ±6° в Ku-диапазоне. Уменьшение координационной дуги позволяет сократить число затронутых спутниковых сетей, с которыми потребуется согласование частотных присвоений для нового КА. В то же время при уменьшении координационной дуги возрастает вероятность возникновения непреднамеренных помех от сетей, которые оказались за пределами координационной дуги. В относительно менее загруженном Ка-диапазоне размер координационной дуги сохранен без изменений (±8°). Кроме того, за пределами координационной дуги ВКР-15 разрешила применение масок п.п.м., гарантирующих предельный уровень помехи от вновь заявляемой сети, в С-диапазоне (только на линии Земля-космос) и в Ku-диапазоне (на линиях Земля-космос и космос-Земля).

Таким образом, ВКР-15 сделала новый шаг в направлении повышения эффективности использования ресурса орбита/спектр за счет совершенствования процедур координации и регистрации спутниковых сетей в МСЭ.

Регулирование использования спектра нано- и пикоспутниками

В последние годы увеличивается число нано- и пико- спутников, для которых применение существующих процедур Регламента радиосвязи не всегда оправдан- но. Стоимость координации и регистрации в МСЭ таких спутников может в несколько раз превышать стоимость их производства и запуска, а время, затраченное на координацию частотных присвоений намного больше времени их эксплуатации. Поэтому целый ряд администраций предлагали разработать для таких спутников упрощенные регламентарные процедуры. Однако несколько стран высказали озабоченность, что упрощенные процедуры не позволят гарантировать защиту от помех «обычных» спутниковых систем. Кроме того, дать приемлемое определение нано- и пикоспутникам, которое позволило бы четко очертить область применения упрощенной процедуры, оказалось невозможно. Прозвучали предложения выделить для таких спутников специальные полосы частот — по аналогии с устройствами малого действия, в которых они могут использоваться с минимальными ограничениями и при этом для них не будет обеспечиваться защита от помех со стороны других систем. Однако такой подход не нашел поддержки и ВКР-15 приняла решение о применении для нано- и пико- спутников стандартных процедур.

Таким образом, ВКР-15 подтвердила применимость существующих процедур регулирования использования орбитально-частотного ресурса для «обычных» спутниковых систем и для систем, которые строятся с использованием нано- и/или пико- спутников. Тем самым приоритет был отдан решению задачи исключения непреднамеренных помех.

Регулирование использования спектра системами PPDR

На ВКР-15 была рассмотрена возможность глобальной и региональной гармонизации полос частот для широкополосной подвижной связи в интересах устойчивости и надежности критически важных экстренных служб, обеспечивающих общественную безопасность и оказание помощи при бедствиях (PPDR), таких как полиция, пожарная служба, скорая помощь и службы реагирования при бедствиях. Конференция предоставила максимальную гибкость для администраций в этом вопросе, определив необязательные для АС рекомендации по выбору полос частот и частотных планов на национальном уровне. В принятой Резолюции 646 в качестве глобального диапазона предложено рассматривать диапазон 694−894 МГц, а в качестве регионального для Района 1 — 380−470 МГц. При этом частотные планы должны выбираться из числа рекомендованных МСЭ-R (Рекомендация МСЭ-R M.2015).

Таким образом, ВКР-15 рекомендовала администрациям связи гармонизировать на глобальной или региональной основе полосы частот для развития систем связи в чрезвычайных ситуациях, однако при этом АС была предоставлена максимальная гибкость в выборе полос частот и частотных планов для реализации систем PPDR на национальном уровне.

ВКР 1

Обеспечение зашиты от помех систем поиска и спасания

ВКР-15 усилила защиту поисково-спасательных маяков, которые передают в полосе частот 406−406,1 МГц сигналы на линии вверх спутниковым системам поиска и спасания, таким как система Коспас-Сарсат. В Резолюцию 205 внесены изменения, обеспечиваю- щие учет характеристик ухода частоты радиозондов при работе на частотах выше 405 МГц в целях недопущения ухода частоты вблизи частоты 406 МГц. Администрациям рекомендовано не осуществлять новые частотные присвоения для подвижной и фиксированной служб в соседних полосах частот с целью предотвращения помех в полосе частот 406−406,1 МГц. По состоянию на декабрь 2013 г. система Коспас-Сарсат оказала помощь в спасании свыше 37 тыс. человек при более чем 10 300 аварийных ситуациях в мире, и повышение защиты используемых этой системой полос частот является важным вкладом ВКР-15 в устойчивость и эффективность ее работы.

Решения ВКР-15, связанные с развитием новых радиотехнологий

Конференция распределила целый ряд полос частот для развития новых радиотехнологий. Ниже представлены наиболее значимые решения ВКР-15.

Подвижная широкополосная связь

На протяжении последних 20 лет каждая вторая Всемирная конференции радиосвязи содержала пункт по идентификации полос частот для систем IMT. Для Района 1, в который входит и Россия, было идентифицировано, в зависимости от страны, до 1085 МГц:
• ВАКР-92: 1885−2025 и 2110−2200 МГц;
• ВКР-2000: 880−960, 1710−1885, 2500−2690 МГц;
• ВКР-07: 450−470, 790−862, 2300−2400 МГц, а в ряде стран 3400−3600 МГц.

Исследования, проведенные до ВКР-15, показывали, что для систем IMT в Районе 1 требуется дополнительно от 169 до 979 МГц. Такой разброс демонстрирует отсутствие единого мнения о потребностях в спектре для систем IMT в диапазоне ниже 6 ГГц. ВКР-15 в поисках решения рассмотрела более 20 полос частот как для глобального, так и для регионального использования систем IMT, на основе чего приняла отрицательное решение о возможности внедрения IMT для полос частот 410−450, 1164−1400, 1518−1525, 1559−1610, 1695−1710, 2025−2110, 2200−2290, 2700−3100, 3700−4200, 4400−4800 и 5925−6425 МГц.

Диапазон 470−694 МГц. Страны Северной Америки были наиболее активными сторонниками идентификации данной полосы для систем IMT. Так, США, не дожидаясь завершения ВКР-15, запланировали внедрение систем IMT в этой полосе частот на основе так называемых поощряющих аукционов, которые должны состояться в первой половине 2016 г. В ходе конференции идею идентификации этой полосы частот поддержали арабские страны, а также Финляндия. Однако серьезную оппозицию этому предложению составили страны СЕПТ, АРТ, Африканского союза, южноамериканские страны, а также страны РСС, которые выступили за необходимость защиты в этой полосе частот значительных инвестиций в цифровое телевизионное вещание. Дискуссии по этой полосе частот оказались столь острыми, что конференция (впервые за последние 20 лет) была близка к проведению голосования по этому вопросу. Однако в итоге стороны согласились на компромиссное решение, суть которого сводится к тому, что конференция отказалась от рассмотрения этой полосы частот в контексте глобального распределения, а сосредоточилась на поиске регионального решения.

Конференция не приняла никаких изменений по данному диапазону частот для стран Района 1. Более того, эту полосу частот не планируется рассматривать в МСЭ-R до 2023 г. Тем не менее в 2023 г. будет проведена ревизия использования полосы частот 470−960 МГц, по результатам которой могут быть внесены изменения в Регламент радиосвязи. Для нескольких стран Района 2 и 3 полоса частот 470−694 МГц была идентифицирована для систем IMT. При этом идентификация была сделана только в полосах частот, где уже имелось распределение для подвижной службы.

Диапазон 694−790 МГц. ВКР-15 определила условия использования этой полосы частот для систем IMT. Следует отметить, что распределение данной полосы частот для систем подвижной службы на равной основе с системами вещательной службы было сделано на конференции 2012 г. Условия использования подвижной службы состоят из обязательных требований по выполнению положений Соглашения «Женева-06» и положений пункта 9.21 Регламента радиосвязи в отношении воздушной радионавигационной службы, а также рекомендательных требований к нежелательным излучениям станций IMT (Рекомендация МСЭ-R М.2090), частотному плану систем IMT (Рекомендация МСЭ-R 1036), а также к учету эффекта суммарного воздействия систем IMT на вещательные станции при проведении двух- и много- сторонних переговоров по использованию полосы 694−790 МГц.

Выполнение положения 9.21 в отношении воздушной радионавигационной службы между Россией и ее соседями на западе (Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша и Дания) фактически было достигнуто в первую неделю конференции путем заключения приграничных соглашений по использованию полосы частот 694−790 МГц будущих систем IMT соседей России и воздушной радионавигационной службой Российской Федерации. Однако, несмотря на это, внедрение систем IMT в Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Литве, Латвии, Польше и Дании будет проблематично или даже невозможно до заключения двухстороннего соглашения с Российской Федерацией в отношении вещательной службы. РФ планирует использовать эту полосу частот для цифрового телевизионного вещания в соответствии с Соглашением «Женева-06», которое существенно ограничивает возможности выбора частот для систем IMT приграничных с Россией стран.

Диапазон 1427−1518 МГц. Данный диапазон был идентифицирован для глобального использования систем IMT. Однако условия этой идентификации в различных участках диапазона несколько различаются.

Полосы частот 1427−1452 и 1492−1518 МГц были идентифицированы для систем IMT во всех трех районах при условии получения согласия по п. 9.21 Регламента радиосвязи от стран, использующих воздушную подвижную службу (включая Российскую Федерацию).
Полоса частот 1452−1492 МГц была идентифицирована в Районе 2 и 3, а также в ряде стран Района 1 (африканские и арабские страны) на условиях получения согласия по п. 9.21 Регламента радиосвязи от стран, использующих воздушную подвижную службу (включая Российскую Федерацию). Интересно, что страны СЕПТ отказались от идентификации этой полосы для IMT, полагая, что условия идентификации неоправданно ограничивают развитие IMT. При этом страны СЕПТ надеются продолжить внедрение IMT в этой полосе частот в своих странах в рамках существующего распределения для подвижной службы.

Диапазон 3400−3700 МГц. На ВКР-07 полоса частот 3400−3600 МГц была идентифицирована для систем IMT, но не глобального применения. На ВКР- 15 по предложению европейских стран была изменена только форма идентификации полосы частот для систем IMT при том, что условия распределения этой полосы частот для подвижной службы были полностью сохранены.

В Районе 1 распределение этой полосы частот для подвижной службы было сделано через примечание к Статье 5 Регламента радиосвязи, которое в 2015 г. содержало перечисление более чем 70 стран, поэтому было решено преобразовать такое распределение в распределение для всего Района 1. Таким образом, действие распределения полосы для подвижной службы было расширено на все страны Района 1, включая Российскую Федерацию. Тем самым страны, которые использовали только фиксированную спутниковую службу (ФСС) в этой полосе, получили возможность внедрять и системы IMT в соответствии со своими национальными планами.

Значительную оппозицию получило предложение европейских стран идентифицировать полосу частот 3600−3800 МГц для систем IMT. Данный диапазон частот широко используется в мире для систем ФСС, которые не совместимы на одной территории с системами IMT. По результатам обсуждения этого предложения было решено в Районе 1 не вносить никаких изменений в Регламент радиосвязи, однако для некоторых стран Района 2 и 3 часть этой полосы частот (3600−3700 МГц) была идентифицирована для систем IMT на условиях, аналогичных условиям в полосе 3400−3600 МГц (получение согласия сопредельных стран в отношении станций ФСС).

Региональные полосы частот. Полоса частот 3300- 3400 МГц идентифицирована для систем IMT в некоторых африканских странах Района 1 и в некоторых странах Района 2 и 3 с существенными ограничениями, которые должны гарантировать совместимость с радиолокационными станциями на борту воздушных судов (требуемый территориальный разнос составляет до 900 км). Полоса частот 4800−4990 МГц идентифицирована в одной стране Района 2 и в трех странах Района 3 с серьезными ограничениями, практически исключающими возможность внедрения систем IMT. Следует отметить, что ограничения не действуют в отношении стран, для которых не осуществлялась идентификация этой полосы.

Таким образом, решения ВКР-15 по вопросу дополнительного спектра для IMT, скорее, разочаровало, чем порадовало IMT-сообщество, так как глобально было идентифицировано не более 100 МГц действительно нового спектра. Решения ВКР-15, принятые в отношении IMT, показывают, что, с одной стороны, найти в полосах частот ниже 6 ГГц свободный дополнительный частотный ресурс для систем IMT на глобальном уровне практически невозможно из-за его интенсивного использования другими радиослужба ми, а с другой стороны, что в АС доминирует мнение о достаточности уже идентифицированного спектра для развития систем IMT в среднесрочной перспективе.

Для преодоления трудностей, возникших при поиске дополнительного спектра для IMT в полосах ниже 6 ГГц, ВКР-15 решила включить в повестку дня ВКР 2019 года исследования по определению полос выше 6 ГГц, которые позволят технологии удовлетворить потребность в бόльшей пропускной способности. Администрации и отраслевые организации могут теперь сосредоточить усилия на разработке необходимых технологий в соответствии с графиком внедрения IMT-2020.

ВКР2

Беспилотные воздушные суда и системы беспроводной бортовой связи

На ВКР-15 столкнулись два противоположных подхода в отношении полос частот беспилотных авиационных систем (БАС) в несегрегированном воздушном пространстве (т.е. в коридорах, где используются и пилотируемые авиационные системы):

• использовать эксклюзивно выделенный спектр для БАС и создавать в этих полосах частот специальную инфраструктуру для обеспечения БАС;
• совместно использовать полосы частот для БАС с другими системами и реализовать работу БАС в рамках существующей инфраструктуры фиксированной спутниковой связи.

Первый подход, гарантирующий безопасность использования БАС, был уже ранее реализован на ВКР-12 для БАС применительно к сегрегированному воздушному пространству (выделена полоса частот в диапазоне 5 ГГц) и на ВКР-15 поддерживался такими странами, как Россия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды. Второй подход поддерживали Франция, Германия и США. Они отмечали, что создание специальной инфраструктуры для управления БАС по всему миру в эксклюзивных полосах частот не реализуемо и требует значительных финансовых затрат. ВКР-15 не смогла сделать выбор между двумя этими подходами, однако положила начало разработке всемирных стандартов в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) для БАС и определила возможные регламентарные условия, которые должны применяться к этим системам в международном масштабе.

Для разработки стандартов ИКАО в отношении линий управления БАС были выбраны полосы частот существующих сетей фиксированной спутниковой службы в Ku- и Ka-диапазонах частот. Полосы частот и условия их использования будут уточняться в ходе разработки стандартов ИКАО. Кроме того, ВКР-15 согласовала спектр для систем беспроводной бортовой внутренней связи (WAIC), чтобы обеспечить возможность замены тяжелых и дорогостоящих проводных средств, используемых на воздушных судах, беспроводными системами.

Глобальное слежение за рейсами гражданской авиации

Было достигнуто согласие относительно распределения РЧС для глобального слежения за рейсами гражданской авиации в целях повышения безопасности. Полоса частот 1087,7−1092,3 МГц была распределена воздушной подвижной спутниковой службе (Земля- космос) для приема космическими станциями сигналов автоматического зависимого наблюдения в режиме вещания (ADS-B), поступающих от передатчиков воздушных судов. Это будет способствовать передаче данных о местоположении оборудованных ADS-B воздушных судов, находящихся в любой точке земного шара, в том числе в океанических, полярных и других отдаленных районах. ИКАО займется разработкой эксплуатационных критериев для спутникового приема сигналов ADS-B в соответствии с установленными стандартами и рекомендуемой практикой (SARP).

Изменения условий использования полос частот ФСС

ВКР-15 приняла новое первичное распределение РЧС в объеме 2×250 МГц для фиксированной спутниковой службы (13,40−13,65 ГГц (космос-Земля) и 14,5−14,75 ГГц (Земля-космос)) с рядом жестких технических ограничений на линии Земля-космос (диаметр антенны не менее 6 м), а также ограничений по территории, как показано на рисунке.

Следует отметить, что на ВКР-15 четко просматривалась тенденция к использованию для подвижной спутниковой службы полос частот, выделенных ранее ФСС. Так, в полосе частот 7375−7750 МГц было разрешено использование земных станций на морских судах для приема сигналов от спутниковых станций ФСС, в полосе частот 5925−6425 МГц обновлены условия использования земных станций, установленных на морских судах, в рамках ФСС (использование полосы возможно при удаленности морского судна от берега на расстояние 330 км).

Более того, ВКР-15 согласовала обеспечение глобального развертывания земных станций, находящихся в движении, в полосах частот 19,7−20,2 и 29,5−30,0 ГГц в ФСС и подготовила почву для создания спутниковых систем, которые обеспечат возможность установления глобальных широкополосных соединений для транспортной отрасли. Земные станции, расположенные на борту движущихся платформ, таких как морские и воздушные суда и поезда, смогут поддерживать связь со спутниками, имеющими несколько мощных точечных лучей, что позволит обеспечить скорость передачи порядка 10−50 Мбит/с.

Таким образом, ВКР-15 способствовала тому, что приложения подвижной спутниковой службы будут развиваться в рамках полос частот и на базе существующей инфраструктуры, созданной для ФСС.

Усовершенствованные системы морской связи

ВКР-15 рассмотрела регламентарные положения и распределения частот, которые позволят внедрять новые применения автоматической системы опознавания (AIS) и другие перспективные решения для совершенствования морской радиосвязи. Новые применения для обмена данными на базе технологии AIS направлены на повышение безопасности навигации. Были осуществлены новые распределения в полосах 161,9375−161,9625 и 161,9875−162,0125 МГц для морской подвижной спутниковой службы. Принятые документы позволят также решить проблему перегрузки системы AIS, которая на протяжении последних лет отмечается в районах активного судоходства.

В то же время ВКР-15 не определилась с выделением новых полос частот для реализации системы передачи данных для морских применений (VDE), поскольку не были проведены исследования влияния на спутниковый приемник системы VDE мощных локационных систем, работающих в смежных полосах частот. Внимание конференции на данный аспект обратила делегация Российской Федерации, указавшая, что влияние локационных систем может парализовать спутниковый сегмент системы VDE. Конференция решила изучить данный вопрос, и при подготовке к ВКР-19 будут продолжены исследования совместимости системы VDE в диапазоне 160 МГц на линии как вниз, так и вверх с действующими службами в том же диапазоне и в смежном диапазоне частот.

Спутниковая служба исследования Земли

Спутниковая служба исследования Земли получила серьезную поддержку ВКР-15, принявшей дополни- тельные распределения полос частот как для линии вверх, используемой для управления космическими аппаратами, так и для линии вниз — для дистанционного радиолокационного зондирования Земли.

ВКР-15 согласовала новые распределения в диапазоне частот 7−8 ГГц, необходимые для передачи на линии вверх больших объемов данных, предназначенных для выполнения планов работы и динамического изменения программного обеспечения КА, которые в дальнейшем приведут к упрощению бортовой архитектуры и принципов работы, используемых в будущих полетах в рамках спутниковой службы исследования Земли (ССИЗ).

Распределения спектра в диапазоне частот 9−10 ГГц должны инициировать разработку современных широкополосных технологий зондирования и радаров на борту КА, используемых в ССИЗ для активного зондирования. Научные и геоинформационные применения обеспечат высокое качество измерений при любых погодных условиях благодаря усовершенствованным применениям для оказания помощи при бедствиях и гуманитарной помощи, землепользования и наблюдения за прибрежными зонами на больших территориях.

Безопасность дорожного движения

ВКР-15 одобрила новое распределение для радиолокационной службы в полосе частот 77,5−78,0 ГГц для развития автомобильных радаров. Условием данного распределения является соответствие технических характеристик радаров требованиям Рекомендации МСЭ-R M.2057. Данное решение конференции обеспечивает равные регуляторные условия для сверхширокополосных радаров по полосе частот шириной 4 ГГц (77−81 ГГц). Именно такой спектр и требуется для работы автомобильных радаров малого радиуса действия с высокой разрешающей способностью. Ранее такие радары использовались в диапазонах 24 и 79 ГГц на условиях не создания помех и не требования защиты от помех.

С принятием решения на ВКР-15 ожидается, с одной стороны, завершение производства сверхшироколосных автомобильных радаров в диапазоне 24 ГГц, где они создавали риски возникновения непреднамеренных помех для радиоастрономических станций и для станций фиксированной службы, а с другой — использование радаров в 79 ГГц в качестве полноценной системы, связанной с безопасностью дорожного движения. Новое распределение обеспечит согласованную на глобальном уровне регламентарную основу для автомобильных радаров, предназначенных для предотвращения столкновений и повышения безопасности транспортных средств благодаря сокращению числа дорожно-транспортных происшествий.

Любительская радиослужба

Конференция не обошла вниманием потребности радиолюбителей в коротковолновом диапазоне частот. Новое распределение для любительской радиослужбы в полосе частот 5351,5−5366,5 кГц обеспечит стабильную связь на разные расстояния. Данное распределение явилось результатом очень острой дискуссии между любительским сообществом и представителями АС. Проблема в том, что коротковолновый диапазон частот широко используется правительственными и военными системами связи и обеспечить их совместимость с любительскими станциями практически невозможно (требуемый территориальный разнос между любительскими станциями и станциями фиксированной службы превышает 1000 км).

Более того, радиолюбители стремились получить около 200 кГц спектра в диапазоне 5 МГц, что с точки зрения правительственных систем могло привести к значительным ограничениям. Компромиссное решение состояло в определении 15 кГц спектра для радиолюбителей при ограничении ЭИМ любительских станций до 15 Вт.

Повестка дня ВКР 2019 года

На следующие четыре года для Сектора радиосвязи МСЭ принята масштабная программа исследований, охватывающая целый ряд служб — от любительской радиослужбы до радиовещательной, подвижной широкополосной, подвижной спутниковой и фиксированной спутниковой служб, земных станций на подвижных платформах и службы космических исследований.

На ВКР-19 будут рассмотрены новые распределения полос частот для развития системы VDES, совершенствования глобальной системы безопасности на море, создания глобальной авиационной системы безопасности, развития широкополосных систем передачи данных на железнодорожном транспорте, а также систем фиксированной и подвижной службы в полосе частот 275−450 ГГц. Кроме того, конференция 2019 г. рассмотрит выделение дополнительного спектра в полосах частот выше 24 ГГц для развития систем 5G, или IMT-2020 — в терминологии МСЭ, а также систем обеспечения доступа в Интернет с использованием высотных платформ и систем ФСС.

Решения ВКР-15, связанные с использованием спектра в Российской Федерации

Наряду с решениями конференции, которые носят общий характер и затрагивают практически все страны, следует отметить решения, наиболее значимые для Российской Федерации. Благодаря успешной работе делегации АС России они обеспечивают между- народно-правовую защиту целого ряда оборонных систем и при этом создают условия для развития ряда новых радиотехнологий в нашей стране:

• новое распределение полос частот для фиксированной спутниковой службы в Кu-диапазоне частот обеспечивает операторам ФСС необходимый дополнительный частотный ресурс в наиболее освоенном диапазоне частот;
• сохранена защита земных станций ФСС Российской Федерации в диапазоне 3400−3700 МГц и созданы условия для гибкого использования полосы частот 3400−3600 МГц в РФ как для систем ФСС, так и для систем IMT в районах, где есть возможность обеспечить необходимый территориальный разнос соответствующих станций;
• обеспечена защита систем воздушной навигационной и вещательной служб в полосе 694−790 МГц, а также защита инвестиций в инфраструктуру цифрового вещания в РФ в полосе 470−694 МГц на ближайшие десять лет;
• обеспечена защита воздушной телеметрии в полосе 1427−1518 МГц за счет обязательности для приграничных с Россией стран согласования планов внедрения в этой полосе частот систем IMT;
• сохранено текущее определение шкалы времени UTC как минимум до 2023 г., что позволяет и дальше рассматривать ГЛОНАСС как единственную систему, удовлетворяющую определению шкалы времени UTC;
• обеспечена высокая гибкость в выборе полос частот и частотных планов для развития национальных широкополосных систем PPDR, что позволяет избежать временных и финансовых затрат на создание таких систем в полосах, используемых для других целей;
• глобальное первичное распределение полосы частот 4200−4400 МГц для создания и использования беспроводных систем на борту воздушных судов (WAIC) полностью соответствует национальной Таблице распределения полос частот Российской Федерации и, соответственно, внедрение систем WAIC в нашей стране не потребует дополнительных финансовых и временных расходов, связанных с перепланированием использования данной полосы радиочастот;
• распределение полосы частот 1087,7−1092,3 МГц для спутникового приема сигналов ADS-B сделано с учетом полной защиты используемых в России систем воздушной навигации, построенных по международным и национальным стандартам. Более того, новое распределение не может ограничивать и развитие систем воздушной радионавигационной службы в полосе частот 960−1215 МГц.

Заключение. На ВКР-15 были рассмотрены вопросы недостатка частотного ресурса для различных радиослужб и приняты соответствующие решения. Выделен дополнительный частотный ресурс для обеспечения развития спутниковых систем связи, сверхшироколосных систем автомобильных радаров, систем спутниковой службы исследования Земли, систем связи на борту воздушных судов, глобального слежения за рейсами гражданской авиации, а также систем подвижной связи стандарта IMT. Российская Федерация на данной конференции решила целый ряд важнейших вопросов по обеспечению международно-правовой защиты частотных присвоений оборонных систем, а также по созданию условий для развития систем гражданского назначения за счет гармонизации национального распределения полос частот с международным распределением.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Отчет Подготовительного собрания по эксплуатационным и регламентарно-процедурным вопросам для Всемирной конференции радиосвязи 2015 года: Женева, 2015. — URL: www.itu.int/md/R12-CPM15.02-R-0001/en.
2. Предварительные заключительные акты. Всемирная конференция по радио 2015 года: Женева, 2015. — URL: www.itu.int/pub/R-ACT-WRC.11−2015/ru.
3. Общие предложения для работы ВКР-15 Регионального содружества в области связи. Документ 8 на ВКР-15. — URL: www.itu.int/md/R15-WRC15-C-0008/en.

Рубрики и ключевые слова