ГП КС в Арктике: первая «пятилетка связи» на Северном морском пути

По данным из открытых источников, объем перевозок грузов по СМП к 2029 году может вырасти до 80 млн тонн – против 7,3 млн тонн в 2016 году. Рост грузопотока закономерен: Арктический регион обеспечивает 85% добычи газа, 11% нефти, 95% никеля и кобальта, 100% апатитового концентрата и других полезных ископаемых. Для того чтобы реализовать этот огромный потенциал, необходим сильный арктический флот, оснащенный современной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой. Вклад национального оператора спутниковой связи в преодоление цифрового разрыва оценил заместитель генерального директора по инновационному развитию ФГУП «Космическая связь» Евгений Буйдинов.

БуйдиновВ этом году ФГУП «Космическая связь» отмечает свое 50-летие. На примере деятельности ГП КС можно проследить практически всю историю становления и развития спутниковой связи в России. Одним из последних реализованных этапов развития систем спутниковой связи является проект по предоставлению услуг связи на судах, проходящих по Северному морскому пути (СМП). Тем самым решается одна из важнейших социальных задач — ликвидация цифрового неравенства.

На подступах к Арктике

В 2009 году ГП КС приступает к реализации проектов по внедрению спутниковой связи на морских судах, а с 2012 года — и на судах, работающих на маршруте Северного морского пути. Такая возможность появилась у предприятия в результате глубокой модернизации наземной инфраструктуры. В трех центрах космической связи (ЦКС) — «Дубна», «Железногорск» и «Хабаровск» — были построены центральные коммутационные станции сети VSAT, работающие через космические аппараты (КА) «ЭкспрессАМ6», «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ5». В ЦКС были организованы наземные резервируемые каналы связи с региональными центрами коммутации операторов связи, решены вопросы инженерной инфраструктуры, обеспечивающей надежное электроснабжение и климатические условия, необходимые для функционирования оборудования связи.

Выполненные работы позволили создать уникальную сеть связи с зоной обслуживания, охватывающей акватории Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов и покрывающей более 90% протяженности Северного морского пути.

20140718_201400
Морская станция спутниковой связи, работающая в сети VSAT ГП КС

«Морская» сеть VSAT работает на науку

29 июля 2012 года состоялся экспериментальный рейс научно-исследовательского судна (НИС) «Михаил Сомов». На нем была установлена морская станция спутниковой связи, работающая в сети VSAT ГП КС. Выйдя из порта города Архангельск, судно двинулось по Северному морскому пути с заходом на Новую Землю, Землю Франца-Иосифа, Северную Землю и Новосибирские острова и поднялось до 80 градуса северной широты.

Этим рейсом была подтверждена возможность использования морской широкополосной спутниковой связи на большей части Северного морского пути. По окончании экспедиции специалисты ГП КС систематизировали полученные данные и обобщили накопленный опыт. Это помогло усовершенствовать программно-аппаратный комплекс спутниковой связи, позволяющий в автоматическом режиме осуществлять межспутниковый роуминг, который обеспечивает судам возможность работать во всей объединенной зоне обслуживания, формируемой тремя спутниками связи.

Это событие позволило ГП КС значительно расширить сотрудничество с управлениями и научно-исследовательскими институтами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

В 2013 году по заказу ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС)» Росгидромета ГП КС оснастило аналогичными комплексами спутниковой связи еще два научно-исследовательских судна: «Иван Петров» и Профессор Молчанов". Каждый год эти суда в течение семи месяцев активно используются как самим УГМС, так и его фрахтователям и для проведения научно-исследовательских работ на арктическом шельфе и обеспечивают северный завоз. В 2013 же году в рамках сотрудничества ГП КС с Мурманским филиалом ФГБУ «Росморпорт» средствами спутниковой связи для работы в Арктике был оснащен ледокол «Капитан Драницын».

С 2014 года ГП КС предоставляет услуги спутниковой связи по технологии VSAT в Ku-и C-диапазонах частот для атомных ледоколов «Ямал» и «50 лет Победы», а также для атомного лихтеровоза «Севморпуть», эксплуатируемых ФГУП «Атомфлот». Эти суда поддерживают круглогодичное использование СМП. Специалисты, работающие на них, получили доступ в интернет и к другим телекоммуникационным услугам. В 2017 году по просьбе ФГУП «Атомфлот» было проведено тестирование прямой онлайн-трансляции видео с борта ледокола «50 лет Победы» проводки в порт Сабетта первого танкера-газовоза ледового класса «Кристоф де Маржери» («Christophe de Margerie»). Полученные результаты еще раз показали возможность предоставления различных высокоскоростных телекоммуникационных сервисов в высоких широтах.


Потенциал услуг VSAT в Арктической зоне СМП По состоянию на июнь 2017 года Российским морским регистром судоходства учтено 40 действующих ледоколов (из них четыре атомных), владельцами которых являются Российская Федерация (операторы Росатомфлот, Росморпорт и Морспасслужба), транспортные и добывающие компании.


В 2015 году морскими станциями спутниковой связи VSAT были оснащены новейшее научно-экспедиционное судно «Академик Трешников», построенное в России и принадлежащее ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ) Росгидромета, а также НИС «Василий Буйницкий» ФГБУ «Государственный океанографический институт имени Н.Н. Зубова» Росгидромета.

В 2016 году совместно с компанией «Софтинтех» специалисты ГПКС подключили к сети VSAT два многопрофильных судна ледового класса — «Помор» и «Норманн», принадлежащих группе компаний «ФЕМКО». За две недели эти суда прошли Северным морским путем — от Норвегии до Камчатки. На всем маршруте был обеспечен непрерывный спутниковый сервис в сети VSAT ГП КС с использованием трех космических аппаратов: «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМ33» и «ЭкспрессАМ5». В настоящее время суда работают на шельфе Берингова моря.

капитан Драницин
ГП КС обеспечивает широкополосный доступ для экипажей морских судов ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Атомфлот», ФГБУ «ААНИИ» и ФГБУ Северное УГМС" Росгидромета
В 2016 году специализированные суда «Петроградский» и «Атрия», эксплуатируемые компанией «Лоран», также были подключены к сети VSAT ГП КС. Корабли выполняют различные задачи на арктическом шельфе в интересах нефтегазовых компаний.

Сегодня в «морской сети» VSAT ГП КС в Арктической зоне СМП работает 13 судов различного класса. На всех судах предоставляется полный комплекс современных телекоммуникационных услуг: неограниченный доступ в интернет и корпоративные сети, телефонная связь с офисом по технологии VoIP, видеонаблюдение, прием ТВ-программ, возможность получать метеоданные, отслеживать местоположения судов в реальном масштабе времени и передавать с IP-видеокамер состояние окружающей ледовой обстановки.

Следует отметить важный социальный аспект: впервые на морских судах было отработано инновационное решение по предоставлению экипажу и членам экспедиций возможности персональной оплаты доступа в интернет. Во время длительных экспедиций в тяжелых арктических условиях это помогает повысить комфортность пребывания на судне и работоспособность. Теперь любой участник экспедиции получил практически неограниченную возможность связи с «большой землей». За пять навигаций ГП КС обеспечило телекоммуникационными услугами с использованием технологии VSAT более 30 научно-исследовательских судов.

Торосы и цифровой разрыв

Основным сдерживающим фактором развития морского VSAT в Арктике является высокая стоимость оборудования, устанавливаемого на судах. Необходимо иметь в виду и то, что суда научного флота в основном относятся к бюджетным организациям, поэтому денежные средства на модернизацию оборудования связи, а также на оплату телекоммуникационных сервисов выделяются, как правило, в недостаточных объемах. При этом стоимость фрахта судна, которую получает судовладелец при организации научных экспедиций, составляет от $ 30 тысяч до $ 90 тысяч в сутки, в зависимости от класса судна, а ежемесячные расходы на спутниковый канал связи — в среднем 65−130 тысяч рублей.

Потенциал услуг VSAT в Арктической зоне СМП По состоянию на июнь 2017 года Российским морским регистром судоходства учтено 40 действующих ледоколов (из них четыре атомных), владельцами которых являются Российская Федерация (операторы Росатомфлот, Росморпорт и Морспасслужба), транспортные и добывающие компании

На момент распада СССР научно-исследовательский флот насчитывал около 300 судов различного класса. Сегодня в составе различных министерств и ведомств осталось около 80 НИС, половина из них длительное время не эксплуатируется по своему прямому назначению, и очень небольшое количество имеют ледовый класс, позволяющий работать в арктических широтах.

В качестве примера успешного проекта связи на море можно привести сотрудничество ГПКС с дальневосточной компанией ООО «Антарктида», которая оснащает суда морскими VSAT-станциями и предоставляет услуги связи, подключая их сети к VSAT ГП КС. Со второй половины 2014 года к сети подключено более 140 судов, работающих в дальневосточных акваториях.

Нужна поддержка государства

ГП КС придает большое значение проблеме сокращения цифрового неравенства в Арктической зоне России. С 2012 года предприятие предоставляет услуги связи с использованием возможности сетей VSAT ГП КС для подразделений Росгидромета и ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика». В наземной сети VSAT работает 14 труднодоступных станций Росгидромета и два научных стационара «Национального парка «Русская Арктика». ГП КС оказывает услуги спутниковойсвязидля16различных компаний, работающих в Арктической зоне.

В заключение хотел бы отметить, что формирование единого информационного пространства в Арктической зоне и, соответственно, решение проблемы цифрового неравенства возможны только на основе комплексных решений. Использование спутников связи на ГСО и ВЭО требует непосредственной поддержки потенциальных пользователей услуг связи в Арктической зоне России со стороны государства.

«Электросвязь» № 10, 2017

Рубрики и ключевые слова