Владимир Григорьев. Развитие управления использованием радиочастотного спектра

Использование радиочастотного спектра (РЧС) является важнейшим фактором развития всех отраслей мировой экономики и сфер жизни человека. Радиочастотный спектр сегодня является общим, глобальным для всех пользователей ограниченным ресурсом. Ограниченность объясняется невозможностью решения проблемы обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) радиоэлектронных средств (РЭС)только техническими средствами, поэтому требует управления его использованием в интересах всех заинтересованных потребителей.

Автор: Владимир Григорьев, заведующий кафедрой беспроводных технологий Университета ИТМО, профессор, д.т.н., шеф-редактор журнала «Электросвязь».

ГРИГОРЬЕВ № 2-2017

Использование радиочастотного спектра (РЧС) является важнейшим фактором развития всех отраслей мировой экономики и сфер жизни человека. Радиочастотный спектр сегодня является общим, глобальным для всех пользователей ограниченным ресурсом. Ограниченность объясняется невозможностью решения проблемы обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) радиоэлектронных средств (РЭС)только техническими средствами, поэтому требует управления его использованием в интересах всех заинтересованных потребителей.

Количество потребителей и объемы их потребностей в использовании РЭС, степень взаимного влияния сетей и систем с каждым годом растут, поэтому процесс управления использованием спектра непрерывно усложняется.

Сложность управления заключается в неопределенностях прогнозов влияния использования спектра на состояние и развитие целых отраслей и связанных с этим развитием потребностей в полосах частот, условиях использования, возможностях учета взаимного влияния и создания резервов спектра и пр. На это накладывается процесс развития техники и технологий радиосвязи, РЭС, которые все лучше соответствуют потребностям тех или иных потребителей, чем делают свое применение все более эффективным, а следовательно, привлекательным. Это, в свою очередь, стимулирует потребности в спектре и приводит к стимулированию развития техники и технологий формирования и обработки сигналов, которые дают все новые и новые возможности применения достижений радиосвязи для улучшения экономических показателей различных производственных и технологических процессов. Важность задач, решаемых в различных отраслях, и их взаимосвязанность приводят к необходимости коллегиального органа, принимающего решения о возможности и условиях использования частотного ресурса с учетом интересов всех заинтересованных отраслей. Решение таких задач требует учета мнений всех заинтересованных сторон, так как помехи могут приводить к утрате работоспособности целых систем и сетей и наносить непредсказуемый ущерб.

Поэтому управление спектром является глобальными на мировом уровне, в нашей стране и в большинстве стран мира осуществляется коллегиальными органами, имеющими в своем составе разнопрофильных специалистов.

Телевидение, радиовещание, подвижная связь всех поколений, спутниковая связь, IoT, вооружение и военная техника, системы охраны и безопасности, индустриальный интернет с его широкомасштабными приложениями, системы управления распределенными, в том числе подвижными, объектами, ИТС требуют использования спектра в расширяющихся масштабах.

Из-за постоянного роста потребностей в использовании спектра требуются непрерывный поиск новых полос частот и повышение эффективности использования традиционных участков спектра.

В процессе использования спектра непрерывно решается задача обеспечения ЭМС и снижения взаимного влияния всех излучающих систем: РЭС, ВЧУ, источников индустриальных излучений с целью обеспечения работоспособности всех функционирующих систем с требуемой эффективностью.

Эта задача решается за счет технических и организационных мер. Организационные меры применяют из-за несовершенства технических способов решения проблемы ЭМС. Они сводятся к различного рода методам управления использованием спектра с целью минимизировать вредные влияния помех на различные радиосистемы за счет разделения излучающих технических средств по пространству, частоте, времени и другим параметрам. От координации действий всех пользователей спектром зависит как эффективность, так и сама возможность использования спектра.

ГРИГОРЬЕВ № 2-2017 сайт

Благодаря пониманию необходимости постоянной координации процессов использования частотного ресурса в нашей стране 45 лет назад была создана Государственная комиссия по радиочастотам — коллегиальный орган, обладающий всей полнотой власти по принятию решений по порядку и условиям использования спектра, с помощью которых способствует развитию действующих и созданию новых рынков радиосвязи в Российской Федерации, рынков применения РЭС и ВЧУ.

Основной принцип работы ГКРЧ заключается в распределении частотно-территориального ресурса по важности и потребностям между потребителями.

Развитие техники и технологий связи осуществляется за счет желания развития (увеличения доходов, улучшения характеристик и пр.) в отрасли радиосвязи благодаря расширению полос частот и повышению эффективности использования спектра.

Часто именно принятие решений ГКРЧ является сигналом для создания новых рынков в отрасли связи. Так происходит в сфере создания сетей подвижной радиотелефонной связи федерального уровня. Например, после принятия решения ГКРЧ о выделении полос частот для сетей ПРТС технологии LTE объем строительства базовых станций только этой технологии достиг десятков тысяч в год. Принятие решения ГКРЧ о выделении полос частот для РРЛ диапазонов частот 60/70/80/90 ГГц с упрощенным порядком использования привело к увеличению объемов строительства с нескольких десятков до нескольких десятков тысяч РРЛ в год. Это приносит бюджету страны ощутимые доходы: например, НДС только от приобретения оборудования РРС в диапазонах 60/70/80 ГГц составляет более 1 млрд рублей в год.

ГКРЧ действует в системе законодательства Минкомсвязи и применение самых прогрессивных решений зависит, в том числе, от полноты нормативной базы отрасли*, которую создают подразделения Минкомсвязи и других министерств и ведомств.

На скорость и объемы развития рынков влияют не только размер полосы, но и условия применения РЭС. Поэтому важность ГКРЧ для развития рынков применения РЭС и ВЧУ сложно переоценить. ГКРЧ защищает интересы государства, а следовательно, и интересы изготовителей, предпринимателей и потребителей РЭС. Кроме того, принятие решения о целесообразности применения радиотехнологии коллегиальным органом позволяет застраховать рынок от использования заведомо неработоспособных или устаревших технологий.

Комиссия способна квалифицированно, с привлечением специалистов Минкомсвязи, МО, Роскомнадзора, ФСО, МВД и других ведомств принять правильное решение о применении РЭС, характеристики которых удовлетворяют требованиям действующих нормативно-технических документов (НТД) и обеспечивают выполнение условий ЭМС.

Структура системы управления спектром для достижения государственных целей строится как система с обратной связью. В структуру системы управления входят органы управления (ГКРЧ, Министерство связи и массовых коммуникаций, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство связи), объект управления (сети и системы радиосвязи, функционирующие в РФ), подсистема сбора и обработки информации о текущем состоянии использования спектра и прогноза на какой-либо период времени (органы РКН и РЧС, выполняющие регистрацию РЭС и радиоконтроль).

Органы управления формируют нормативные требования к порядку предоставления услуг и использования ресурсов, а также выдают разрешения и лицензии, которые определяют законность и условия использования спектра и предоставления услуг.

Операторы связи строят сети радиосвязи и предоставляют услуги. Подсистема сбора и обработки информации служит для контроля сроков строительства сетей и выявления нарушений, установленных условий законными операторами и владельцами РЭС и РЭС, работающих не санкционировано.

Система управления спектром характеризуется прежде всего экономическими показателями для всех участников рынка, включая государство. Доходы государства складываются из прямых поступлений в бюджет в виде оплаты за спектр, доходов от налогообложения всех участников процесса строительства сети (проектирование, строительство, производство и поставка оборудования, монтаж, пусконаладка, эксплуатация, реализация услуг и оборудования и т. д.), косвенных доходов от вовлечения в процессы строительства сетей радиосвязи части населения и пр.

Если политика в сфере радиосвязи сбалансирована, то деятельность по предоставлению услуг радиосвязи выгодна для всех участников рынка: потребители получают востребованную услугу за приемлемые деньги, а операторы связи, изготовители оборудования — получают прибыль и государство — налоги.

Действующая структура Комиссии формирует политику и позволяет решать все задачи по управлению спектром в текущей ситуации. Однако в силу развития техники и технологий радиосвязи, радиотехнологий, связи требуется непрерывное совершенствование управления использованием спектра, которое должно учитывать как технологические изменения, так и изменение целевых установок отрасли и государства.

Направления развития деятельности ГКРЧ:

  1. Одной из важнейших задач отрасли является задача обеспечения поиска новых и развития традиционных рынков радиосвязи и РЭС. Ее успешное решение связано с поиском и высвобождением полос частот для новых технологий, способных увеличить доходность отрасли. Эта задача может решаться только совместными усилиями всех органов, участвующих в регулировании деятельности по созданию и эксплуатации сетей радиосвязи. Результатом являются масштабные проекты, приносящие доход всем участникам рынка и обеспечивающие работой квалифицированных специалистов.
  2. Необходимо расширение сотрудничества с отечественными изготовителями оборудования, вовлечение их в процесс формирования нормативных требований к РЭС для планирования использования спектра. Результатом этого должна стать программа импортозамещения не только по готовым РЭС, но и по элементной базе, производственному оборудованию, персоналу, обеспечивающая суверенитет отрасли и ее развитие с использованием отечественных ресурсов.
  3. Необходимо взаимодействие со всеми ведомствами и органами для формирования правил игры по технологиям и видам радиосвязи.
  4. Развитие структуры системы управления использованием спектра должно быть направлено на реализацию обратной связи по результатам использования за счет получения информации от системы радиоконтроля, в том числе для определения условий повышения эффективности использования спектра, например, за счет повторного использования частот.
  5. Использование при принятии решений экономических показателей, учитывающих их влияние на экономику страны, экономику отрасли связи в целом и экономику отдельных предприятий и пользователей спектром.
*Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».
В.А. Григорьев Развитие законодательства в отрасли «Связь"//Электросвязь. -2016. -№ 8.
Рубрики и ключевые слова