«Бай­те­рек» на Бай­ко­нуре запустит «Союз-5» и «Союз-6»

«Рос­космос» окон­ча­тель­но оп­ре­делил­ся с ра­кета­ми-но­сите­лями, ко­торые бу­дут за­пус­кать­ся с кос­ми­чес­ко­го комп­лек­са «Бай­те­рек» на Бай­ко­нуре: это бу­дут «Со­юз-5», ко­торая приз­ва­на за­менить ра­кету «Про­тон», и но­вый но­ситель сред­не­го клас­са «Со­юз-6». Пос­ледний бу­дет ос­на­щен дви­гате­лями РД-180 про­из­водс­тва хим­кинс­ко­го НПО «Энер­го­маш», ко­торые по­ка ус­та­нав­ли­ва­ют­ся толь­ко на аме­риканс­кие ра­кеты Atlas. При этом сам комп­лекс «Бай­те­рек» уже пе­ре­име­нован в «На­зар­ба­евс­кий старт», а сле­дом та­кое пе­ре­име­нова­ние ждет и его опе­рато­ра – сов­мест­ное ка­захс­тан­ско-рос­сий­ское предп­ри­ятие «Бай­те­рек».

Об этом сообщил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин на форуме «Дни космоса в Казахстане», который прошел 12−13 ноября 2019 г. в столице этого государства Нур-Султане. По его словам, и «Союз-5», и двухступенчатая ракета «Союз-6» будут стартовать с пускового комплекса «Зенит-М», предназначавшегося для вывода в космос ракеты «Зенит». Дмитрий Рогозин отметил, что ракета «Зенит» «не может летать по политическим соображениям» (она изготавливалась на Украине, на днепропетровском заводе «Южмаш»). По словам главы «Роскосмоса», «Союз-5» будет летать на экологичном топливе и придет на смену ракете-носителю «Протон-М» (которая заправляется ядовитым гептилом). В беседе с ComNews Дмитрий Рогозин отметил, что вопрос о сохранении ракеты «Протон» не стоит — даже если рассматривать замену двигателей на более «чистые». «Мы переходим к созданию ракет по модульному принципу», — подчеркнул он, добавив, что в 2023 г. «Протон» уйдет — его заменят ракета «Союз-5», запускаемая с Байконура, и «Ангара» — с космодрома Восточный.

Дмитрий Рогозин заметил, что теперь будущее космодрома Байконур прояснилось, хотя еще недавно оно было в тумане. Депутат сената парламента Республики Казахстан, летчик-космонавт, а в 2007—2016 гг. — председатель Национального космического агентства Республики Казахстан Талгат Мусабаев в ответ на слова Дмитрия Рогозина о новых планах по использованию Байконура/"Байтерека" съязвил: «Это уже четвертое решение о переходе с одной ракеты-носителя на другую — надеюсь, последнее».

Действительно, при создании СП «Байтерек» в 2005 г. предполагалось, что для него будет разработана одноименная новая ракета, в 2011 гг. «Роскосмос» и «Казкосмос» решили переориентировать его на ракету «Ангара», а в 2013 г. стороны договорились о замене «Ангары» на ракету «Зенит».

Дмитрий Рогозин сделал особый акцент на том, что и «Союз-5», и «Союз-6» будут запускаться с одного стартового стола, а сам пусковой комплекс «Зенит-М» уже переименован в «Назарбаевский старт» (по аналогии с Гагаринским стартом, с которого в 1961 г. стартовала ракета с первым в мире космонавтом и с тех пор было запущено свыше 500 ракет). С идеей такого переименования в начале сентября 2019 г. выступил президент РФ Владимир Путин, с тем, чтобы отметить заслуги первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Вскоре в «Назарбаевский старт» будет переименована и эксплуатирующая организация — АО «Совместное Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек». Его акционерами на паритетных основаниях являются ГУ Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан и ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Согласно финансовой отчетности СП «Байтерек», его накопленный убыток к 1 января 2019 г. превысил 6,022 млрд тенге (или примерно $ 15,7 млн).

«Союз-5» сможет выводить на низкую опорную орбиту 18 тонн полезного груза, а двухступенчатый «Союз-6» — 9 тонн. Дмитрий Рогозин рассказал, что «Союз-6» будет оснащаться двигателями РД-180 производства НПО «Энергомаш». «Мы поставляем эти двигатели в США для ракет Atlas, несмотря на известные сложности в отношениях наших стран, — сказал он. — И задумались: почему бы самим их не использовать?». Возможно, к применению двигателей РД-180 Россию подталкивает активность компаний SpaceX Илона Маска и Blue Origin создателя Amazon Джеффа Безоса, которые уже несколько лет работают над альтернативными двигателями для американских ракет Atlas и Delta.

Николай Севастьянов, генеральный директор ПАО «РКК „Энергия“ им. С.П. Королева», которое является головным разработчиком ракет «Союз-5» и «Союз-6», сообщил ComNews, что «Союз-5» появится в конце 2022−2023 гг.

Полный отказ России от ракет «Зенит» ставит под вопрос существование проекта S7 Space. Осенью 2016 г. частный российский авиационный холдинг S7 Group подписал контракт с компанией Sea Launch, предусматривающий покупку имущественного комплекса «Морской старт», а весной 2018 г. завершил эту сложную сделку. Плавучий комплекс «Морской старт» был создан для выпуска с него ракет «Зенит» со спутниками на борту. S7 Space (ООО «С7 Космические транспортные системы») намеревалось договориться с украинской стороной о продолжении поставок «Зенитов», а с появлением в 2023 г. новой ракеты «Союз-5» переориентироваться на нее. Хотя украинская сторона так и не смогла поставить для S7 Space ни одной ракеты, и в марте 2019 г. совладелица группы S7 Наталья Филева объявила, что контракт на производство 12 ракет-носителей «Зенит» заводом «Южмаш» будет расторгнут. После трагической гибели Натальи Филевой в авиакатастрофе 31 марта 2019 г. S7 публично ни разу не сообщила о состоянии проекта S7 Space.

Отказ от ракет «Протон» затрагивает интересы и российских операторов спутниковых группировок — ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) и ООО «Газпром космические системы». Обе компании воздержались от комментариев по новым «ракетным» планам «Роскосмоса». В частности, для ГП КС пока остается открытым вопрос, какими ракетами будут выведены на орбиту космические аппараты «Экспресс-АМУ-3», «Экспресс-АМУ-7» и «Экспресс-АМУ-4», которые планируются к запуску в 2020—2021 гг. В интервью журналу «Стандарт» генеральный директор ГП КС Юрий Прохоров говорил: «Вопрос по средствам выведения для этих трех спутников открыт. Если следовать букве Федеральной космической программы, для них предусмотрены ракеты „Ангара“, но реалии таковы, что космодром Восточный, с которого эти спутники должны были лететь, в требуемые сроки, скорее всего, готов не будет. Федеральное агентство связи в тесном контакте с „Роскосмосом“ и правительством РФ занимается этим вопросом. Основная задача ФГУП „Космическая связь“ — своевременно заказывать КА связи и вещания, минимизировать затраты на предоставление услуг, уменьшить риски потери космических аппаратов при выводе на орбиту, а также решить еще один важный вопрос — страхования рисков запуска и первого года эксплуатации КА на орбите».

Рубрики и ключевые слова