Актуальные проблемы операторов при обеспечении услугами связи жильцов новостроек

Рассматриваются вопросы обеспечения услугами связи жильцов многоквартирных домов, в первую очередь новостроек, и проблемы, препятствующие нормальному развертыванию сетей передачи данных, обеспечивающих широкополосный доступ в Интернет, сетей телефонной связи и кабельного телевидения на новых объектах капитального строительства.

Авторы:
Ирина Федулова, генеральный директор ОАО «АСВТ»
Алексей Тихонов, директор по стратегии и развитию инфотелекоммуникаций ОАО «АСВТ»

Существующая в настоящее время нормативная правовая и нормативно-техническая база, определяющая требования к объектам технологической инфраструктуры многоквартирных жилых домов, содержит довольно много противоречий и неопределенностей, создающих препятствия операторам связи, что не позволяет эффективно строить объекты сетевой инфраструктуры и предлагать пользователям услуги широкополосного доступа по адекватным ценам.

Возьмем на себя смелость заявить, что нормативных документов, носящих статус обязательных и регламентирующих деятельность операторов связи по созданию сетей в жилом секторе, попросту нет. С момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» применявшиеся ранее СНиП, ВСН и ГОСТы (например, актуальные для операторов СНиП 31−01−2003, СНиП 11.101−95, ВСН 332−93, ВСН 116−93, СНиП 3.01.04−87) потеряли характер обязательного применения.

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации 21.06.2010 № 1047-р.

Из нормативных документов, касающихся деятельности операторов связи, в этот перечень вошел только СП 54.13 330.2011 «Здания жилые многоквартирные», актуализированная редакция СНиП 31−01−2003. И это, собственно говоря, все. Достаточно свежие и актуальные для операторов СП 134.13 330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения по проектированию», СП 133.13 330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования», ВСН 60−89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий» ни в Постановление № 1047-р, ни в изданный практически одновременно с постановлением приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 № 2079 (с изменениями от 18.05.2011) не попали.

Образовавшийся таким образом нормативный вакуум влияет на деятельность операторов крайне негативно. И, если в существующих домах в части «захода» оператора и строительства им сооружений связи есть хоть какая-то определенность (если оператор получил, на основании статьи 36 Жилищного кодекса, решение собственников о размещении оборудования и кабелей, он может начинать строиться, если собственники не разрешили — прорабатывай другие объекты), то в части новостроек казусов хоть отбавляй.

Например, Госстройнадзор требует при сдаче дома в эксплуатацию показать функционирование сетей (звонящий телефон, работающий телевизор, говорящее радио). Требование справедливое — эти сети напрямую влияют на комфортность и безопасность проживания в доме (возможность вызвать скорую помощь по телефону, своевременно получить сообщение о ЧС по телевизору или радио). Это означает, что в момент сдачи дома в эксплуатацию сети должны быть развернуты в полном объеме (проложены кабели, установлено, настроено и включено оборудование).

В то же время позиция жилищной инспекции прямо противоположная: размещение оператором оборудования и подключение его к сети электропитания возможно лишь с согласия собственников. Но в момент сдачи дома в эксплуатацию никаких собственников нет! Есть дольщики, которые станут собственниками спустя определенное (иногда — длительное) время, требующееся на оформление множества документов. Получается, что после сдачи дома технические средства оператора должны быть демонтированы и вновь смонтированы после получения согласия жильцов? И то не факт, что жильцы выберут именно этого оператора. Абсурд!

Кабельную же инфраструктуру и вовсе, по мнению жилищной инспекции, должен сформировать застройщик и передать в эксплуатирующую организацию. По логике вещей — оператору связи, с получением от него соответствующей справки. Но до получения согласия собственников оператор в доме не легитимен! Получается замкнутый круг. Что получается, если исходить из формального признак? Кабельная инфраструктура (никому не нужная 3-я категория для телефонии и коаксиал без активного оборудования) попадает в управляющую компанию, которая весьма смутно представляет, что с этим добром делать. В результате в течение первого года (пока оформляется собственность на квартиры) дом должен стоять без оператора (а новоселы — сидеть без услуг), а потом оператор должен зайти и строить сети заново, так как за этот год сети, построенные застройщиком, пришли в негодность. Да и не очень-то они и нужны, так как оператор, в любом случае, построит сеть под свои технологии доступа (PON, DOCSIS, FTTB), для которых «формальная» разводка кабелями 3-й категории бесполезна!

Резюме. Мы считаем, что для нормальной деятельности операторов связи по обеспечению услугами новостроек, необходимы следующие меры:

  • включение «связных» СП и ВСН в перечень обязательных для выполнения (выпуск соответствующих дополнений к ППРФ № 1047-р и в Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 № 2079);
  • «легализация» присутствия оператора, строившего сети в момент строительства дома вне зависимости от решения собственников, а именно — принятие изменений в действующее законодательство:

а) в ФЗ «О связи»:

Подпункт в) статьи 6 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. В целях обеспечения реализации пользователями права на доступ к информации посредством оказания услуг связи оператор связи вправе безвозмездно размещать сети связи на объектах общего имущества многоквартирного жилого дома. Основанием для размещения оператором связи сети связи для организации оказания услуг связи является договор на телефонизацию дома с застройщиком на этапе строительства многоквартирного дома и/или договор об оказании услуг связи, заключенный оператором связи с собственником жилого помещения»;

б) в Жилищный кодекс Российской Федерации:

Часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ дополнить предложением: «Указанное правило не распространяется на случаи размещения оператором связи на объектах общего имущества многоквартирного жилого дома сети связи в целях обеспечения реализации права граждан на доступ к информации по договору на телефонизацию дома с застройщиком на этапе строительства многоквартирного дома и/или посредством оказания услуг связи по договору, заключенному с собственником жилого помещения в этом доме»

  • Предоставление оператору возможности строить домовые распределительные сети в том виде, в котором он их будет потом использовать, оставлять сети у себя на балансе и, главное, в эксплуатации.

Для реализации последнего предложения подпункт 3) ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса:

«Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: … 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения».

Желательно дополнить и изложить в следующей редакции:

«Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: … 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Размещенные в данном доме и на принадлежащем к общему имуществу данного дома земельном участке сети связи, в том числе распределительные, оборудование связи, созданные за счет средств других лиц, принадлежат на праве собственности таким лицам».

Рубрики и ключевые слова