Начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков, ссылаясь на данные экспертов, обозначил проблематику круглого стола. Объем российского рынка телекоммуникационного оборудования составляет около $ 8 млрд, приводит ComNews данные статистики, представленной Г. Микрюковым. При этом по итогам 2018 г. доля российских производителей на внутреннем рынке операторского телекоммуникационного оборудования будет колебаться в диапазоне от 6−8%. Оставшиеся 92−94% займут иностранные компании, из которых 90% - это Huawei, ZTE и другие китайские производители, 10% - западные (Juniper, Cisco, Nokia).
Вопрос импортозамещения телеком-оборудования вызвал дискуссию среди экспертов, представителей органов государственной власти и компаний. Они обсудили предложения по критериям внесения отечественного телекоммуникационного оборудования в реестр ТОРП и методик контроля статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП). Кроме того, ряд компаний поделились опытом применения реестра ТОРП.
Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух отметил, что нормативную базу необходимо обновлять и делать единые критерии, понятные для рынка. Отчасти его позицию поддерживает и.о. директора Департамента развития высоких технологий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Никитин. «Минкомсвязи поставило для себя задачу сформулировать примерно такие же требования при отнесении оборудования к отечественному, которые мы сейчас практикуем при присвоении статуса отечественного программного обеспечения», — сказал он. По сути, это означает функционирование единого реестра, в котором содержится вся информация о телеком-оборудовании.
«Для создания таких же условий для телеком-оборудования в нашем понимании необходимо вносить изменения в НПА (речь идет о трех документах — постановлении правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 „Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд“, постановлении правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 „О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации“ и постановлении правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 „Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства“), для того чтобы унифицировать работу с реестром», — сказал Дмитрий Никитин.
Представитель Минкомсвязи добавил, что сейчас планируется внести изменение, которое фактически будет означать то, что единым инструментом подтверждения соответствия отечественного телеком-оборудования будет инструмент реестра. «Соответствующие предложения были чуть более месяца назад внесены в правительство, поддержаны и в настоящий момент находятся на рассмотрении в администрации президента», — уточнил он. Вторым инструментом, который Минкомсвязи стремится модернизировать для развития российской телекоммуникационной промышленности станут критерии отнесения оборудования к отечественному. По его словам, некоторые избыточны, а некоторые недостаточны.
Начальник отдела научно-технического развития Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторга) Антон Исаев признал, что критерии отнесения телекоммуникационного оборудования к отечественному — устарели. В частности, предполагается возможность внесения в нормативно-правовую базу ранжирования заявок идентичных продуктов по степени локализации по ЭКБ. Еще одно предложение касалось повышения статуса телеком-оборудования и утверждения его постановлением правительства. Кроме того, важна финансовая поддержка государством радиоэлектронной продукции, произведенной на территории РФ.
Генеральный директор компании «Т8» Владимир Трещиков рекомендует придерживаться в развитии ТОРП трех вещей. Во-первых, отечественным компаниям он советует перенять успех Huawei по «импортозамещению» на российском рынке, что, по сути, означает «замену американского оборудования на китайское». Во-вторых, ввести программу утилизации в телекоме по аналогии с автопромом. В-третьих, предусмотреть принцип «железо как софт». Владимир Трещиков поддержал позицию Минкомсвязи, которая предполагает схожие механизмы поддержки отечественного ПО и оборудования.
Директор по контролю качества ООО «Агат-РТ» Юрий Анисимов поделился опытом применения реестра телекоммуникационного оборудования российского происхождения. По его словам, в более чем 50% государственных конкурсов ТЗ заказчика искусственно адаптируется под конкретное импортное оборудование. При этом в большинстве ситуаций задачи заказчика вполне могут быть решены с помощью отечественного оборудования, с меньшими или сопоставимыми издержками.
Со своей стороны, компания «Агат-РТ» не наблюдает системного действия статуса ТОРП, хотя признает то, что польза от статуса ТОРП однозначно есть. Юрий Анисимов обращает внимание на непрозрачный механизм действия статуса ТОРП: практически все крупные госзаказчики спокойно рассматривают и закупают альтернативы как западного производства, так и КНР (у компании остается вопрос о том, в каких ситуациях госзаказчик не должен покупать импорт). «Оборудование из КНР не ассоциируется у госзаказчиков с санкциями, рассматривается наравне или с более высоким приоритетом по сравнению с ТОРП», — указывает Юрий Анисимов. Кроме того, поставщики из КНР могут снижать цену в тендерах до 70%. «Их цель — инфраструктура отечественных стратегических заказчиков», — поясняет он.
Более того, представитель «Агат-РТ» обращает внимание на то, что именитые зарубежные производители (западные, КНР) наладили производство в России и обходят барьеры. «Есть целый сегмент рынка услуг по выпуску оборудования КНР под отечественными брендами», — добавляет он.
Среди негативных факторов развития отрасли телекоммуникационного оборудования Юрий Анисимов называет неразвитую отечественную микроэлектронику. Он поясняет, что в разработках приходится использовать элементную базу от западных конкурентов, на которую уже вводятся ограничения. К еще одному ограничению он относит неопределенность будущего спроса на ТОРП в госзакупках, в связи с чем компании затруднительно планировать инвестиции в развитие.
Среди возможных мер по улучшению ситуации Юрий Анисимов перечислил льготы по налогообложению для производителей ТОРП, аналогичные производителям ПО, решение проблемы вычета НДС для заказчиков, увеличение преференций в тендерах для отечественных производителей, системное решение вопроса с выставлением госзаказчиками тендерных условий, искусственно ограничивающих участие в тендерах отечественного оборудования, и упрощение получения отечественными производителями информации о предполагаемых государственных проектах развития разного рода инфраструктуры и возможных потребностях в телекоммуникационном оборудовании в рамках этих проектов.