Доклад ВБ опирается на прежнюю оценку состояния развития цифровой экономики РФ (DECA), при которой аналитики ВБ отнесли РФ к группе переходных стран, создавших основу для «цифрового скачка», но еще не преодолевших эту черту. Как пишет «КоммерсантЪ», к числу сильных сторон были отнесены стремление к внедрению прорывных инноваций, инвестиции в национальную инфраструктуру широкополосной связи, достаточно высокий научный и технологический потенциал, развитая правовая база и глобальная конкурентоспособность в области кибербезопасности.
Главными же барьерами для фундаментальных технологических прорывов названы «структурные недостатки в экосистеме цифровой трансформации», низкий уровень цифровых навыков у населения, ограниченный доступ к рынкам капитала и отсутствие «открытой инновационной культуры». По мнению аналитиков ВБ, главными целями цифровой стратегии должны стать стимулирование внедрения инноваций параллельно с укреплением «нецифровых основ» — повышением прозрачности и конкурентности бизнес-среды, гибким нормативным регулированием, расширением доступа к финансированию, — а также повышение эффективности управления за счет внедрения дата-ориентированного подхода, развитие цифровых навыков и выстраивание диалога между государством, бизнесом, научным сообществом и гражданами.
В ВБ достаточно высоко оценили усилия властей РФ по трансформации госсектора и развитию его электронных сервисов, но отметили сохранение барьеров на межведомственном уровне и в управлении данными — как и нестыковки на уровне регионов и муниципалитетов. К «флагманским достижениям» отнесено создание инфраструктуры для реализации принципа «правительство как платформа», включая портал госуслуг, систему межведомственного электронного взаимодействия, единую систему идентификации и аутентификации, развитую сеть МФЦ и электронные госзакупки. Однако для повышения скорости и качества оказания госуслуг нужна значительная трансформация архитектуры электронного правительства, частично созданной на ранних этапах, отмечают в ВБ. Речь, в частности, должна идти о «реинжиниринге административных процессов» и совместном использовании единых национальных баз данных и сервисов всеми уровнями власти, а также о стандартизации управления данными. Заявленный правительством перенос 90% информресурсов в гособлако к 2024 году тормозится неготовностью баз данных, конфликтами ведомств и нормами о госзакупках, говорится в документе.
Госсектор, однако, значительно опережает частный: бизнес за вычетом нескольких крупных игроков отстает в использовании цифровых технологий, особенно в промышленности, подчеркивают в ВБ. Кроме нехватки компетенций у руководителей этому способствует недостаток конкуренции из-за высокой монополизации рынка. В этих условиях эксперты Всемирного банка советуют властям трансформировать отрасли «сверху вниз» в директивном порядке по китайской модели, не забывая при этом о защите национальных интересов и интересов потребителей.