Wi-Fi с экономикой и без

Мобильные операторы активно рекламируют свои сети 4G и с энтузиазмом расписывают счастье, которое нас ждет с приходом сетей 5G. Однако остаются сферы, где дешевле и разумнее применять давно знакомый Wi-Fi.

Беседа-2017Технология Wi-Fi уже в третий раз становится центральной темой конференции по беспроводным технологиям БЕСЕДА, которая в этом году была юбилейной, 20-й по счету. Первая конференция состоялась в 1996 г., а первый стандарт IEEE 802.11 для сетей Wi-Fi появился годом позже и за прошедшие 20 лет он заметно прибавил и в скорости (с начальных 1 Мбит/с до 7 Гбит/с), и в функциональных возможностях. Благодаря производителям Wi-Fi-модули есть у подавляющего большинства обладателей компьютеров всех форм-факторов, а доля смартфонов, поддерживающих работу в диапазоне 5 ГГц, используемого в сетях Wi-Fi высокой плотности, уже достигла 90%. К высокоплотным Wi-Fi-сетям, как напоминает руководитель отдела развития бизнеса компании CompTek Станислав Рыбалко, относятся те, где на одну точку доступа приходится более 50 пользователей (что легко выполняется в любом людном месте). Так что недостатка в потенциальных пользователях у сетей Wi-Fi нет.

В России активно растет число точек доступа публичных Wi-Fi-сетей, сейчас оно составляет уже более 96 тыс. Однако не массовый спрос на сетевые сервисы является основным драйвером развития Wi-Fi-сетей, в России инициаторами большинства таких проектов являются городские власти, которые оснащают бесплатными беспроводными сетями парки, набережные, улицы, транспортные объекты. Правда, в результате часто получается совокупность разрозненных сетей и перемещающимся по городу пользователям приходится терпеть периодические обрывы связи и повторные авторизации. Попытки решить эту проблему делаются в Москве: в 2017 г. было объявлено о запуске компанией «МаксимаТелеком» единой Wi-Fi-сети в метро, на наземном транспорте, МЦК, аэроэкспрессах и пригородных электричках.

Как рассказал генеральный директор компании по инфраструктурному бизнесу Илья Черкасов, оборудованием этой Wi-Fi сети оснащено 5,2 тыс. вагонов метро, 8 тыс. единиц наземного транспорта, 1,1 тыс вагонов МЦК, пригородных электричек и поездов Аэроэкспресса. Заявленная длительность сессии, во время которой пользователь может перемещаться из одного вида общественного транспорта в другой, сохраняя непрерывный доступ в интернет, составляет 30 мин, но, по отзывам испытателей-пассажиров, в реальности она обычно в разы меньше. Но не будем придираться: объединенная сеть работает меньше года, она продолжает расширяться, так что технические проблемы можно пока списать на трудности роста. По словам И. Черкасова, пользуются этой сетью 35% пассажиров городского транспорта, которые каждый день совершают больше 3 млн подключений. Правда, сеть эта построена не за счет городского бюджета, а на деньги инвесторов. Окупить проект планируется за семь лет. Из них прошло уже четыре года и пока, как отметил М. Черкасов, финансовые показатели несколько опережают плановые. Монетизируется сеть за счет рекламы, платного отказа от рекламы (такой вариант доступа выбирают около 10% пользователей) и предоставления технологических сервисов (анализ пассажиропотоков, сбор телеметрических данных для оптимизации эксплуатации подвижного состава и т.п.). Аналогичная сеть в этом году начала работу на четырех из пяти линий метро Санкт-Петербурга, и там тоже запланированный срок окупаемости составляет семь лет, хотя пассажиропоток там существенно ниже.

Однако для многих уже построенных или строящихся сейчас сетей Wi-Fi вопрос об окупаемости не стоит вовсе. К ним относятся Wi-Fi-сети высокой плотности на стадионах. Драйвером их построения является организация под названием FIFA. У нее есть длинный список требований к стадионам, на которых проводятся матчи чемпионатов мира по футболу, и в нем есть требования, касающиеся обеспечения доступа в интернет для зрителей. Конечно, к матчам чемпионата мира готовят свою инфраструктуру сетей 3G и 4G все наши сотовые операторы — ставят дополнительные базовые станции, тянут к ним оптоволокно. Но все эти меры помогают решить проблему сетевого доступа лишь при определенной плотности абонентов. Произвольно увеличивать количество базовых станций на ограниченной площади в окрестностях стадиона нельзя — из-за проблем с интерференцией они не смогут нормально работать. Специалисты признают, что 3G- и 4G-сети позволяют организовать достаточно качественную связь на стадионе, рассчитанном на 10 тыс. зрителей, а если зрителей 40 тыс. (минимальные требования FIFA к вместимости стадионов на чемпионате мира), то придется использовать другие технологии, и самым разумным выбором на сегодняшний день является Wi-Fi высокой плотности.

О том как выполняли требования FIFA на стадионе «Казань Арена» вместимостью 45,3 тыс. зрителей рассказал представитель казанской компании «Центр» Айдар Хисамутдинов. Согласно этим требованиям, беспроводная сеть Wi-Fi должна покрывать все трибуны и внутренние помещения стадиона, работать в диапазонах 2,4 и 5 ГГц по стандартам 802.11 а/b/g/n,  обеспечивать одновременное подключение как минимум 15% присутствующих на матче зрителей и сотрудников стадиона со скоростью не менее 2 Мбит/с на пользователя. Построение такой сети требует очень тщательного радиообследования объекта и столь же тщательного радиопланирования с учетом свойств материалов всех конструкций стадиона. Кроме того, на каждом стадионе могут быть свои требования к размещению и крепежу сетевого оборудования. В данном случае нельзя было сверлить никаких отверстий, поэтому все пришлось крепить хомутами к имеющимся металлическим конструкциям, а чтобы потом можно было провести юстировку точки доступа, в крепеже использовалась довольно нестандартная деталь в виде тяги от трактора. Но все эти упражнения на смекалку закончились довольно успешно: сеть летом 2017 г. выдержала четыре матча Кубка конфедераций и обеспечила одновременное подключение 20% имеющихся на стадионе пользовательских устройств, т.е. перевыполнила план.

Можно поапплодировать создателям замечательной сети, но вопрос о затратах и их окупаемости все равно возникает. Заявленная стоимость проекта, оплаченная из бюджета Татарстана, составила 26 млн руб. Если общая цена постройки стадиона составила 14,4 млрд руб., то доля Wi-Fi-сети не превысила 0,2%. Такой же, по всей видимости, является ее доля и в общей стоимости эксплуатации стадиона, который, как уже очевидно, большую часть времени будет пустовать. Но эта проблема, к сожалению, не решается с помощью беспроводных технологий.

 

Рубрики и ключевые слова