Клиентами российского рынка Wi-Fi являются частные пользователи, корпоративные клиенты и государственные организации. Причем в структуре рынка сегменты пользователей разделены так: 24% - B2C, 28% - B2B и 48% - B2G, отмечает ComNews. При этом сегмент B2C приносит операторам меньше всего доходов (3%), а сегменты B2B и B2G — больше всего (54% и 43% соответственно). Значительную долю доходов в B2B-сегменте приносит реклама на транспорте, говорится в исследовании «ТМТ Консалтинг».
Пока больше всего хотспотов находятся в помещениях. Однако в 2018 г. будет расти число outdoor-хотспотов, благодаря таким московским проектам, как «Городская сеть Wi-Fi» и др., а также благодаря ЧМ-2018.
Как сообщил генеральный директор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов, лидерами по количеству хотспотов в России являются «МаксимаТелеком», «ВымпелКом» и «ЭР-Телеком», а также «МегаФон», «Ростелеком» и МТС (перечислены в порядке убывания количества хотспотов). По его словам, все перечисленные компании имеют сопоставимое число хотспотов, однако «МаксимаТелеком» в этом рейтинге вырвалась вперед.
По словам заместителя генерального директора по стратегии и развитию «МаксимаТелеком» Олега Копицына, данные исследования «ТМТ Консалтинг» соответствуют реальному положению дел на рынке. «МаксимаТелеком» зарабатывает основную выручку в B2B-сегменте (то есть показывая пользователям рекламу различных компаний). Платными пакетами пользуется около 7% активной абонбазы, и этот сегмент приносит 10−15% выручки компании, уточнил он.
В целом оператор фокусируется на развитии сегментов B2B и B2G. «В B2B мы увеличиваем количество партнерских сетей Wi-Fi, которые мы монетизируем; наращиваем долю таргетированной рекламы, что позволяет увеличить чистую выручку от имеющегося рекламного инвентаря; развиваем дополнительные сервисы для пользователей совместно с партнерами, которые платят нам часть прибыли; предлагаем партнерам инфраструктурные сервисы, позволяющие дополнительно монетизировать созданные нами сети», — говорит он.
Что касается развития в B2G, то «МаксимаТелеком» участвует в тендерах на предоставление услуг на базе Wi-Fi муниципалитетам и государственным предприятиям; предлагает государственным заказчикам дополнительные сервисы, связанные с предоставлением пользователям услуг на базе уже созданных сетей Wi-Fi.
«ВымпелКом» продолжает развивать собственную сеть Wi-Fi, а также обеспечивает публичный доступ с идентификацией пользователей на уже построенной инфраструктуре Wi-Fi корпоративных клиентов. «Наиболее активное развитие мы видим в сегментах B2B и B2G. Что касается размещения хостпотов, то большая их часть устанавливается в помещениях», — говорит пресс-секретарь компании Анна Айбашева.
Как отметила пресс-служба «ЭР-Телекома», наиболее доходным сегментом операторского рынка Wi-Fi для оператора является B2B. «ЭР-Телеком» не рассматривает рекламную модель как основной источник финансирования проекта, а использует как дополнительный. Большее количество хотспотов оператора находятся в помещении — 75%, соответственно, 25% занимают outdoor-хотспоты.
Как говорит руководитель пресс-службы «МегаФона» Юлия Дорохина, в целом компания согласна с выводами коллег-аналитиков. «Мы наблюдаем активный интерес и проникновение услуги Wi-Fi в сегментах B2G и B2B, — сказала она. — Мы видим перспективы рынка операторского Wi-Fi и планируем развивать наше решение „Wi-Fi с авторизацией“ — расширяем функционал платформы авторизации, внедряем инструменты для выгрузки статистики и аналитики. При этом обеспечиваем полное соответствие законодательной базе России».
Кроме того, «МегаФон» наращивает позиции в транспортной отрасли за счет дочерней компании NetByNet. Оператор строит самую крупную сеть Wi-Fi на наземном транспорте Москвы. Сегодня к Wi-Fi от NetByNet подключено уже около 9 тыс. транспортных средств в Москве — автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда МЦК, 108 остановок общественного транспорта, а также аэропорт Внуково. «Мы уверены, что в ближайшие годы интерес сохранится и мы увидим новые интересные решения в этой сфере операторского бизнеса», — говорит Юлия Дорохина.
Представитель «Ростелекома» в целом согласен с результатами исследования, однако подвергает сомнению распределение позиций игроков на рынке, сделанное аналитиками. «Необходимы абсолютные цифры по количеству точек, поскольку с учетом проекта устранения цифрового неравенства „Ростелеком“ является лидером по количеству точек Wi-Fi», — подчеркнул сотрудник компании. По плану-графику проекта устранения цифрового неравенства на 31 декабря 2017 г. точки Wi-Fi должны быть построены в 5535 малых сельских населенных пунктах. То есть в 2017 г. прирост может составить 1626 точек (или +42% за год).
«Ростелекому» больше всего доходов на операторском рынке Wi-Fi приносят B2B-клиенты. «Хотя за счет масштаба и госпрограмм объем выручки в В2G-сегменте может существенно вырасти, что позволит компании занять лидирующие позиции на этом рынке», — отметил представитель оператора.
В 2017 г. «Ростелеком» реализовал функционал, который позволит оператору зарабатывать при помощи рекламной модели при оказании услуг связи через Wi-Fi. «В ближайшее время мы планируем расширение возможностей рекламного сервиса», — говорит сотрудник компании.