В России создают операционную систему для самолетов

Для нового отечественного пассажирского самолета МС-21 в России будет создана собственная операционная система (ОС). Над ее созданием работает Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС) с привлечением сторонних подрядчиков. Собственная ОС позволит защитить отечественную разработку от возможных санкционных ограничений западных стран. Заказчиком выступил Минпромторг.

В Минпромторге пояснили, что операционная система разрабатывается в рамках научно-исследовательской работы без привязки к конкретному самолету. При этом ГосНИИАС нацелен на ее применение в составе нового российского пассажирского самолета МС-21. К разработке привлечены соисполнители, основной из них — Институт системного программирования РАН. «Сейчас на гражданских самолетах используется ряд зарубежных операционных систем реального времени (ОСРВ), например: MACS2, LynxOS-178, VxWorks 653, PikeOS. В том числе иностранное программное обеспечение используется на самолетах SuperJet-100, — сообщили в пресс-службе министерства. — Однако имеются очевидные риски их применения предприятиями отечественного приборостроения из-за санкционной политики западных стран, вследствие чего и была начата разработка отечественной ОСРВ».

ОСРВ в отличие от классической ОС создана для обслуживания приложений реального времени, обрабатывающих данные по мере их поступления, без задержек в буфере обмена. По словам собеседника «Известий», участвующего в создании новой системы, она получила рабочее название JetOS.

«Уже существует рабочий прототип ОСРВ, функционирующий на платформах отечественных разработчиков. Сертификационный пакет, удовлетворяющий требованиям авиационных властей России, в соответствии с заключенными контрактами планируется получить в конце 2019 года, — рассказали в пресс-службе Минпромторга.

Ключевые характеристики современных ОСРВ — соответствие актуальной версии стандарта ARINC 653 (регламентирует временное и пространственное разделение ресурсов авиационной ЭВМ в соответствии с принципами интегрированной модульной авионики), сертифицируемость по DO-178C (для применения в гражданской авионике), поддержка работы на многоядерных процессорах и возможность портирования между различными аппаратными платформами».

«Два года ведется работа. Сам код пишется где-то год. Предстоит проделать еще много проектных работ, — пояснил основатель группы компаний DZ Systems (один из подрядчиков проекта JetOS) Дмитрий Завалишин. —  По факту ОС уже существует и активно тестируется, но там еще много работы. В гражданской авиации очень высоки требования к качеству кода. Кроме того, требуется создать еще много вещей, которые операционку окружают». По его словам, при использовании иностранных ОС необходимы лицензионные отчисления их разработчикам. «Если мы используем западные системы, то теряем компетенции, которые могли бы получить в процессе разработки. Мы ограничены в возможностях модификации, в использовании процессоров и т.д.», — отметил Дмитрий Завалишин.

Главный редактор отраслевого издания «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказал, что сегодня оборудование для авионики проектируется по новой архитектуре. Чтобы не отстать, нужно идти в ногу со временем. «Раньше на борту самолета было много различных систем, и у каждой — собственный вычислительный компьютер, — пояснил Олег Пантелеев. — Сейчас будет создаваться центральный вычислитель с высокой степенью резервирования, высокой производительностью и т.д. К вычислителю будут прилагаться разные датчики для определения параметров полета, различные мониторы индикации и т.д. Управлять этим всем будет центральный процессор и ОС, которая будет по общемировым стандартам взаимодействовать с блоками. Тогда появится возможность производить апгрейд оборудования, вынув одинстандартный блок, поставив другой и перезалив ПО».

Он отметил, что такой подход позволяет повысить серийность стандартных блоков и увеличить количество вариантов ОС для разных летательных аппаратов. «Решение становится универсальным, гибким, легко масштабируемым и обновляемым, — отметил Олег Пантелеев. — По сравнению с существующими системами это новое поколение. Нам надо делать шаги в этом направлении, чтобы остаться на рынке. И те, кто не сделает предложения такого класса, перспектив на рынке не имеют». Корпорация «Иркут» и ГосНИИАС не ответили на запрос «Известий».

Рубрики и ключевые слова