Автор: Нурудин Мухитдинов, генеральный директор Исполкома Регионального содружества в области связи
25 лет: основные итоги
Первый отраслевой союз в рамках Содружества Независимых Государств был заключен почти одновременно с образованием самого СНГ. В РСС вступили 11 администраций связи: Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. В 1992 году к Соглашению присоединились Грузия и Латвия. Сегодня в состав РСС входят 18 участников — 12 полноправных членов и 6 наблюдателей. К юбилею приурочила вступление в Содружество АС Афганистана. Правительства стран СНГ признали РСС в качестве межгосударственного координирующего органа, а Международный союз электросвязи (МСЭ) и Всемирный почтовый союз (ВПС) приняли РСС в свои ряды.
Обеспечение работоспособности систем связи
В процессе становления национальных экономик страны Содружества успешно решили задачу межгосударственной координации работ по гармонизации развития действующих сетей и средств связи. Совместная работа на добровольных началах, на принципах взаимоуважения, суверенности и консенсуса обеспечила гибкий переход к взаиморасчетам по международным ценам за услуги связи с учетом реально складывающейся экономической ситуации; благодаря реформам были проведены акционирование предприятий и либерализация рынка услуг связи.
Международное сотрудничество
Политика РСС направлена на укрепление авторитета Содружества на мировой арене и защиту интересов отдельных участников и РСС в целом. РСС берет на себя ответственность за выработку скоординированных позиций АС, подготовку Общих предложений (ОП), обеспечение взаимодействия на крупнейших форумах ВПС, МСЭ, а также в рамках Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО).Резолюция 58 Полномочной конференции (ПК) МСЭ 2010 года наделила РСС официальным статусом одной из шести основных региональных организаций электросвязи. Достижением АСРСС можно считать и принятие на ПК-02 резолюций об использовании МСЭ с 1 января 2005 года на равноправной основе шести официальных языков, в том числе русского. Право участвовать в работе МСЭ и ВПС наряду с другими региональными организациями значительно повысило возможности стран Содружества при рассмотрении сложных вопросов на мировых форумах.
Взаимодействие с региональными организациями
РСС заключило меморандумы о взаимопонимании и соглашения о сотрудничестве с девятью региональными организациями: Азиатско-Тихоокеанским почтовым союзом (APPU), Африканским союзом электросвязи (ATU), Лигой арабских государств (LAS), Панафриканским почтовым союзом (PAPU), Почтовым союзом американских государств, Испании и Португалии (PUASP), Азиатско-Тихоокеанским телесообществом (APT), Ассоциацией европейских почтовых операторов государственного сектора (PostEurop), Европейской конференцией администраций почты и электросвязи (CEPT) и Межамериканской комиссией в области связи (CITEL).При разработке скоординированной позиции на международных и региональных мероприятиях по тематике ВВУИО и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года АС РСС ориентируются на результаты Встречи высокого уровня в рамках Генеральной Ассамблеи ООН по ВВУИО и Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН А/70/125 и А/70/1.
Стратегия на 2017−2025 годы
В основу Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ по построению и развитию информационного общества и Плана действий по ее реализации положены принципы одноименных Стратегии и Плана на период до 2015 года. Приоритетами являются: гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в сфере ИКТ; формирование общего информационного пространства; сотрудничество в сфере развития цифровой экономики и промышленного интернета; разработка и внедрение современных приложений ИКТ; совершенствование механизмов взаимодействия государств-участников СНГ по развитию рынка в сфере ИКТ и др. Реализация Стратегии-2025, одобренной Советом глав правительств СНГ 28 октября 2016 года в Минске, позволит выйти на более высокий уровень межгосударственных отношений.
Существенную роль в деятельности РСС по совершенствованию законодательства сыграло Соглашение о взаимодействии между РСС и Советом Межпарламентской ассамблеи (МПА)государств-участников CНГ, подписанное 7 декабря 2002 года в Санкт-Петербурге. На заседаниях Экспертного совета МПА СНГ- РСС рассмотрено 19 проектов модельных законодательных актов и проект Стратегии обеспечения информационной безопасности государств-участников СНГ. МПА СНГ приняла 14 модельных законов и три модельных кодекса, предложенных Экспертным советом.
Регулирование использования РЧС
Четверть века АС РСС проводят НИР и ОКР в области оптимизации использования радиочастотного спектра, отстаивая общие интересы, а также разрабатывая по поручению Совета глав АС РСС предложения вклады на всемирные конференции и ассамблеи радиосвязи, решая вопросы обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, в том числе связанные с координацией использования радиочастот в приграничных районах.
Одним из важнейших достижений стала разработка Общей таблицы распределения радиочастот стран-членов РСС в полосе радиочастот 9 кГц-275 ГГц. Сегодня РСС является авторитетной организацией в области международного регулирования использования РЧС и спутниковых орбит.
Инфотелекоммуникации
Уровень развития современного государства во многом определяется состоянием телеком-инфраструктуры. Специализированные рабочие органы РСС решают стратегические задачи дальнейшего развития сетей электросвязи/ИКТ, повышения их надежности и живучести, обеспечения информационной безопасности и др. В рамках совместных заседаний профильных рабочих органов РСС решаются актуальные вопросы реализации Соглашения о принципах межоператорских взаиморасчетов при оказании услуг международной электросвязи, в том числе роуминга.
Сотовая подвижная связь
Сегодня основным критерием повышения доходности отрасли «Связь» является уже не рост абонентской базы, а расширение спектра предоставляемых услуг связи. Поэтому РСС уделяет особое внимание новым технологиям, конвергенции сетей. Внедряя технологии NGN и создавая сети связи следующего поколения, операторы стран РСС делятся опытом их внедрения (лицензирование услуг, совместимость оборудования разных производителей, взаимодействие сетей разных стран, выполнение требований по надежности и др.).
Почтовый сектор
Развитие почтового сектора способствует улучшению связи между людьми, естественно вписываясь в контекст глобализации и экологических вызовов. АС РСС удалось сохранить сеть почтовых предприятий и кадры. Сегодня падение объемов почтового обмена прекратилось. Основными тенденциями развития стали диверсификация спектра услуг, клиентоориентированность, модернизация и инновации. Существенно скорректирован перечень услуг, внедряются гибридные услуги, совмещающие традиционные почтовые технологии с информационными. В отделениях связи предоставляется доступ к госуслугам.
Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития (ИКР)
Ярким итогом 25-летней деятельности РСС является анализ мирового и регионального развития инфокоммуникаций во взаимосвязи с научно-техническим прогрессом и факторами социально-экономического развития. Ежегодно РСС публикует Статистический сборник о развитии ИКТ администраций связи Содружества. Впервые выпущенный в 1993 году, сегодня этот обзор востребован не только предприятиями связи на пространстве РСС, но и международными и региональными научными, учебными центрами и организациями. Исследования свидетельствуют о переходе от постиндустриального к информационному обществу, о том, что политика стран РСС, направленная на создание условий для свободной конкуренции, повышает инвестиционную привлекательность отрасли.
Сопоставительный анализ динамики и характера регионального и мирового развития связи и ИКТ по основным параметрам показал, что для стран-участников РСС характерны стабильное опережение темпов роста доходов от услуг связи по сравнению с экономическим ростом национальной экономики (ВВП), вариативность экономического развития национальных экономик и процессов информатизации, определяющее влияние государственной политики в сфере связи на характер технического обновления и инновационного развития.
Глядя с оптимизмом в будущее и принимая во внимание значительный потенциал развития инфокоммуникаций за счет повышения эффективности национальных политик в области информатизации и усиления координационной роли РСС, можно с уверенностью говорить о положительной динамике отрасли телекоммуникаций в регионе, углублении интеграционных процессов в странах-участниках Содружества. 25 лет по меркам истории — возраст молодой. Тем очевиднее результаты, свидетельствующие о зрелости организации, прошедшей периоды становления, накопления опыта и готовой к дальнейшему устойчивому развитию.