РСС: четверть века на принципах суверенности и консенсуса

17 декабря 1991 года, стремясь сохранить единство телекоммуникационной инфраструктуры и взаимодействие сетей связи, руководители администраций связи (АС) только что созданных на постсоветском пространстве независимых государств подписали соглашение о создании Регионального содружества в области связи.

Автор: Нурудин Мухитдинов, генеральный директор Исполкома Регионального содружества в области связи

Мухитдинов

25 лет: основные итоги

Первый отраслевой союз в рамках Содружества Независимых Государств был заключен почти одновременно с образованием самого СНГ. В РСС вступили 11 администраций связи: Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. В 1992 году к Соглашению присоединились Грузия и Латвия. Сегодня в состав РСС входят 18 участников – 12 полноправных членов и 6 наблюдателей. К юбилею приурочила вступление в Содружество АС Афганистана. Правительства стран СНГ признали РСС в качестве межгосударственного координирующего органа, а Международный союз электросвязи (МСЭ) и Всемирный почтовый союз (ВПС) приняли РСС в свои ряды.

Обеспечение работоспособности систем связи

В процессе становления национальных экономик страны Содружества успешно решили задачу межгосударственной координации работ по гармонизации развития действующих сетей и средств связи. Совместная работа на добровольных началах, на принципах взаимоуважения, суверенности и консенсуса обеспечила гибкий переход к взаиморасчетам по международным ценам за услуги связи с учетом реально складывающейся экономической ситуации; благодаря реформам были проведены акционирование предприятий и либерализация рынка услуг связи.

Международное сотрудничество

Политика РСС направлена на укрепление авторитета Содружества на мировой арене и защиту интересов отдельных участников и РСС в целом. РСС берет на себя ответственность за выработку скоординированных позиций АС, подготовку Общих предложений (ОП), обеспечение взаимодействия на крупнейших форумах ВПС, МСЭ, а также в рамках Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО).

Мухитдинов, Бутенко, Никифоров
На заседании 51-го Совета глав АС РСС (Душанбе, май 2016 г.) обсуждались вопросы подготовки к ВАСЭ-16. Справа налево: Николай Никифоров, Валерий Бутенко, Нурудин Мухитдинов

Резолюция 58 Полномочной конференции (ПК) МСЭ 2010 года наделила РСС официальным статусом одной из шести основных региональных организаций электросвязи. Достижением АСРСС можно считать и принятие на ПК-02 резолюций об использовании МСЭ с 1 января 2005 года на равноправной основе шести официальных языков, в том числе русского. Право участвовать в работе МСЭ и ВПС наряду с другими региональными организациями значительно повысило возможности стран Содружества при рассмотрении сложных вопросов на мировых форумах.

Взаимодействие с региональными организациями

РСС заключило меморандумы о взаимопонимании и соглашения о сотрудничестве с девятью региональными организациями: Азиатско-Тихоокеанским почтовым союзом (APPU), Африканским союзом электросвязи (ATU), Лигой арабских государств (LAS), Панафриканским почтовым союзом (PAPU), Почтовым союзом американских государств, Испании и Португалии (PUASP),Азиатско-Тихоокеанским телесообществом (APT), Ассоциацией европейских почтовых операторов государственного сектора (PostEurop), Европейской конференцией администраций почты и электросвязи (CEPT) и Межамериканской комиссией в области связи (CITEL).

РСС № 12
10-е юбилейное заседание Комиссии РСС по РЧС и СО (Минск, сентябрь 2016 г.)

При разработке скоординированной позиции на международных и региональных мероприятиях по тематике ВВУИО и Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года АС РСС ориентируются на результаты Встречи высокого уровня в рамках Генеральной Ассамблеи ООН по ВВУИО и Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН А/70/125 и А/70/1.

Стратегия на 2017–2025 годы

В основу Стратегии сотрудничества государств–участников СНГ по построению и развитию информационного общества и Плана действий по ее реализации положены принципы одноименных Стратегии и Плана на период до 2015 года. Приоритетами являются: гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в сфере ИКТ; формирование общего информационного пространства; сотрудничество в сфере развития цифровой экономики и промышленного интернета; разработка и внедрение современных приложений ИКТ; совершенствование механизмов взаимодействия государств–участников СНГ по развитию рынка в сфере ИКТ и др. Реализация Стратегии-2025, одобренной Советом глав правительств СНГ 28 октября 2016года в Минске, позволит выйти на более высокий уровень межгосударственных отношений.

Существенную роль в деятельности РСС по совершенствованию законодательства сыграло Соглашение о взаимодействии между РСС и Советом Межпарламентской ассамблеи (МПА)государств–участников CНГ, подписанное 7 декабря 2002 года в Санкт-Петербурге. На заседаниях Экспертного совета МПА СНГ– РСС рассмотрено 19 проектов модельных законодательных актов и проект  Стратегии обеспечения информационной безопасности государств–участников СНГ. МПА СНГ приняла 14 модельных законов и три модельных кодекса, предложенных Экспертным советом.

Регулирование использования  РЧС

Четверть века АС РСС проводят НИР и ОКР в области оптимизации использования радиочастотного спектра, отстаивая общие интересы, а также разрабатывая по поручению Совета глав АС РСС предложения вклады на всемирные конференции и ассамблеи радиосвязи, решая вопросы обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, в том числе связанные с координацией использования радиочастот в приграничных районах.

Одним из важнейших достижений стала разработка Общей таблицы распределения радиочастот стран–членов РСС в полосе радиочастот 9 кГц–275 ГГц. Сегодня РСС является авторитетной организацией в области международного регулирования использования РЧС и спутниковых орбит.

Инфотелекоммуникации

Уровень развития современного государства во многом определяется состоянием телеком-инфраструктуры. Специализированные рабочие органы РСС решают стратегические задачи дальнейшего развития сетей электросвязи/ИКТ, повышения их надежности и живучести, обеспечения информационной безопасности и др. В рамках совместных заседаний профильных рабочих органов РСС решаются актуальные вопросы реализации Соглашения о принципах межоператорских взаиморасчетов при оказании услуг международной электросвязи, в том числе роуминга.

Сотовая подвижная связь

Сегодня основным критерием повышения доходности отрасли «Связь» является уже не рост абонентской базы, а расширение спектра предоставляемых услуг связи. Поэтому РСС уделяет особое внимание новым технологиям, конвергенции сетей. Внедряя технологии NGN и создавая сети связи следующего поколения, операторы стран РСС делятся опытом их внедрения (лицензирование услуг, совместимость оборудования разных производителей, взаимодействие сетей разных стран, выполнение требований по надежности и др.).

Почтовый сектор

Развитие почтового сектора способствует улучшению связи между людьми, естественно вписываясь в контекст глобализации и экологических вызовов. АС РСС удалось сохранить сеть почтовых предприятий и кадры. Сегодня падение объемов почтового обмена прекратилось. Основными тенденциями развития стали диверсификация спектра услуг, клиентоориентированность, модернизация и инновации. Существенно скорректирован перечень услуг, внедряются гибридные услуги, совмещающие традиционные почтовые технологии с информационными. В отделениях связи предоставляется доступ к госуслугам.

Мухитдинов (2)
Рабочие моменты ВАСЭ-2016

Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития (ИКР)

Ярким итогом 25-летней деятельности РСС является анализ мирового и регионального развития инфокоммуникаций во взаимосвязи с научно-техническим прогрессом и факторами социально-экономического развития. Ежегодно РСС публикует Статистический сборник о развитии ИКТ администраций связи Содружества. Впервые выпущенный в 1993 году, сегодня этот обзор востребован не только предприятиями связи на пространстве РСС, но и международными и региональными научными, учебными центрами и организациями. Исследования свидетельствуют о переходе от постиндустриального к информационному обществу, о том, что политика стран РСС, направленная на создание условий для свободной конкуренции, повышает инвестиционную привлекательность отрасли.

Сопоставительный анализ динамики и характера регионального и мирового развития связи и ИКТ по основным параметрам показал, что для стран–участников РСС характерны стабильное опережение темпов роста доходов от услуг связи по сравнению с экономическим ростом национальной экономики (ВВП), вариативность экономического развития национальных экономик и процессов информатизации, определяющее влияние государственной политики в сфере связи на характер технического обновления и инновационного развития.

Глядя с оптимизмом в будущее и принимая во внимание значительный потенциал развития инфокоммуникаций за счет повышения эффективности национальных политик в области информатизации и усиления координационной роли РСС, можно с уверенностью говорить о положительной динамике отрасли телекоммуникаций в регионе, углублении интеграционных процессов в странах–участниках Содружества. 25 лет по меркам истории – возраст молодой. Тем очевиднее результаты, свидетельствующие о зрелости организации, прошедшей периоды становления, накопления опыта и готовой к дальнейшему устойчивому развитию.

Рубрики и ключевые слова