Концептуальный кризис в электромагнитной безопасности телекоммуникационных сетей и систем

Статья посвящена аналитическому обзору проблем электромагнитной безопасности населения России. Рассмотрены медико-биологические, организационно-управленческие, социальные, методологические признаки и причины сложившегося концептуального кризиса на примере излучающих технических средств телекоммуникаций.

Авторы:
М.Ю. Маслов, директор Научно-образовательного центра (НОЦ) «Техническая электродинамика и антенные системы» филиала ФГУП НИИР — СОНИИР, к.т.н., доцент; mikem@soniir.ru
Ю.М. Сподобаев, главный научный сотрудник НОЦ «Техническая электродинамика и антенные системы» филиала ФГУП НИИР — СОНИИР, д.т.н., профессор; spod@soniir.ru
М.Ю. Сподобаев, первый заместитель генерального директора ФГУП НИИР, к.т.н.; mspd@niir.ru

Введение. Бурное развитие телекоммуникационных сетей и систем определяет необходимость пересмотра основы и принципов решения ряда сопутствующих этому процессу проблем. Одна из них — электромагнитная безопасность (ЭМБ), которая является частью экологических проблем современности.

Как и все инфраструктурные составляющие, отрасль телекоммуникаций до 80-х годов развивалась по принципам фронтальной экономики [1], при которой в числе определяющих характеристик не рассматривались параметры, связанные с природопользованием и экологическим ущербом в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и снижением жизненных стандартов общества. Так было до тех пор, пока нарастание экологической напряженности не привело к осознанию опасности дальнейшего развития телекоммуникаций и необходимости учета различных экстерналий, в том числе и технологических электромагнитных полей (ЭМП).

В теории устойчивого развития появилась концепция охраны окружающей среды, в рамках которой применительно к ЭМБ был разработан комплекс правоустанавливающих регламентирующих документов, образовавших нормативно-методическую базу ЭМБ. Принципы формирования этой базы закладывались еще в 80−90-х годах, а документация, в которой реализуются эти принципы, разрабатывается и по сей день. Так, например, в 2016 г. в Самарском филиале НИИР создан методический документ по мониторингу ЭМП, излучаемых техническими средствами цифрового телерадиовещания.

Перечислим основные направления развития телекоммуникационных сетей и систем, затрагивающих изменение ключевых факторов, влияющих на формирование электромагнитной обстановки, а также на организацию и методологию электромагнитного мониторинга [2].

1. Активное расширение сетей сотовой связи с повсеместным использованием микросотовых архитектурных решений. Внедрение новых телекоммуникационных услуг на основе, как традиционных, так и вновь осваиваемых сетей (например, сети LTE).
2. Освоение новых и перераспределение ранее используемых участков радиочастотного спектра. Как правило, это сопровождается изменением спектральных характеристик излучаемых сигналов. Повсеместно на селитебных территориях появляются не прописанные в методиках новые электромагнитные сигналы. Примером могут служить сигналы цифрового телевидения и систем LTE.
3. Появление принципиально новых телекоммуникационных технологий массового обслуживания населения (например, спутникового радиовещания, когнитивного радио). Происходит это на фоне беспрецедентного расширения технологий беспроводного доступа на всех уровнях систем передачи данных, включая клиентские.
4. Интеграция телекоммуникационных систем и иных систем массового обслуживания. Примером могут служить услуги спутникового позиционирования и навигации, предоставляемые с использованием функционала сотовых сетей.

Все это сопровождается организационной перестройкой телекоммуникационной инфраструктуры территорий — стремительно увеличивается количество операторов, обслуживающих одни и те же территории различными видами телекоммуникационных услуг.

Таким образом, имеем дело с обычным техногенным типом развития телекоммуникационных сетей и систем, что приводит к стандартным ограничениям их развития. В первую очередь, это экономические (или инвестиционные) ограничения, когда для поддержания такого пути развития с каждым годом необходимо вкладывать все больше средств. Экологические и социальные ограничения связаны с ущербом окружающей среде и здоровью населения, что само по себе уже достаточно для пересмотра концепции развития телекоммуникационных сетей и систем. И она уже пересматривается в рамках смены сетевой парадигмы, суть которой заключается в переходе к перспективным сетям будущего (Future networks). Одним из базовых принципов создания и целевых установок таких сетей являются их экологичность, надежность и безопасность [3].

Обсуждаемая экологическая (электромагнитная) угроза может быть устранена (в рамках соответствующего социально-технического компромисса) только последовательной реализацией продуманной внутренней политики государства, а так же деятельности его управляющих структур и хозяйствующих субъектов. Таким образом, ЭМБ является неотъемлемой составной частью национальной безопасности.

Взрывообразное развитие телекоммуникационных сетей и систем спровоцировало концептуальный кризис в обеспечении безопасности населения от технологических ЭМП. Внешние результаты кризиса проявляются в неудовлетворительном качестве электромагнитной экспертизы, непонятной и постоянно меняющейся схеме применения нормативно-правовой базы, в привлечении к оценкам сложившихся и перспективных ситуаций специалистов, не обладающих соответствующими компетенциями, и мн.др. Все это подчеркивается повсеместной социальной напряженностью, сопровождающей развитие сотовых сетей связи.

Современное состояние проблемы и подходы к ее решению

Основные причины и признаки кризиса, а так же подходы к его разрешению целесообразно рассматривать по направлениям: медико-биологическому, организационно-управленческому, социальному и методологическому (мониторинговому).

Медико-биологические признаки. В первой половине XX века наблюдался повышенный интерес мировой науки к проблемам воздействия ЭМП на человека. Возникновение санитарно-гигиенических проблем, связанных с электромагнитным излучением, можно отнести к 1968 г., когда документально были введены предельно-допустимые нормы на ЭМП ВЧ- диапазона. В 1978 г. в России были разработаны первые санитарные правила и нормы (СанПиН), регламентирующие поля технических средств радиосвязи, радиовещания и телевидения. В то время ЭМП именно этих технических средств преобладали на селитебных территориях. Диапазоны их работы НЧ, СЧ, ВЧ, ОВЧ и УВЧ.

Обзор работ в этой области, а также некоторые результаты обобщения многочисленных медико-биологических исследований того времени, в том числе проводимых в нашей стране, представлены в [4]. Приведем цитату, из которой видна методология формирования предельно допустимого уровня ЭМП для человека: «В нашей стране нормирование излучений СВЧ обосновывалось наличием функциональных нарушений у экспериментальных животных и у людей, подвергавшихся облучениям на производстве и на других объектах. При этом учитывалось, что минимальная интенсивность, при которой возможны достаточно стойкие функциональные сдвиги, возникает при ППМ выше 1 мВт/см2 и экспозиции, больше 1 часа (для λ = 10 см). У собак это проявлялось в виде экспериментального невроза, у людей — увеличением тремора рук при выполнении некоторых координированных движений и другими сдвигами; у лиц, хронически облучавшихся в поле СВЧ — возникновением астеновегетативного синдрома…».

Исходя из этой величины для всего рабочего дня (округленно на 10 час), в качестве безопасного уровня была рекомендована уменьшенная в 10 раз интенсивность излучения, т. е. 0,1 мВт/см2. Учитывая десятикратный гигиенический запас, рассчитанный на разный возраст, индивидуальную чувствительность и т. д., предложено в качестве предельно допустимой величины взять еще меньшую (ниже в 10 раз) интенсивность, т. е. 0,01мВт/см2 (10мкВт/см2). Этот уровень в нашей стране и считается предельно допустимым…" [4] (курсив авторов статьи).

Таким образом, действующий в настоящее время для населения норматив 10 мкВт/см2 на ЭМП диапазона СВЧ установлен более полувека назад по результатам примитивных, по сравнению с современными возможностями, исследований функциональных нарушений в организмах при воздействии монохроматического поля одной лишь частоты 3ГГц. И этот норматив обобщен на диапазоны УВЧ, СВЧ и КВЧ, т. е. на диапазон частот от 0,3 до 300ГГц. Обратим внимание на то, что практически «на глазок» без репрезентативного обоснования норматив сформирован 100-кратной (20 дБ) корректировкой минимального уровня воздействия.

Разработка этого норматива осуществлялась в основном с ориентацией на производственный персонал и проходила в условиях практически полного отсутствия на селитебных территориях излучающих технических средств этих диапазонов. Исключение составляли радиорелейные системы передачи прямой видимости, излучение которых концентрировалось вдоль оптической оси на соседнюю станцию. Сегодня селитебные территории и особенно территории городов являются объектами эффективного обслуживания бурно развивающимися сетями сотовой и транкинговой связи.

Сподобаев № 7-2017 Сайт.Кроме того, начали повсеместно использоваться дециметровые каналы телевидения, и происходит переход на цифровое телевидение. Сигналы таких систем далеко не монохроматические, а представляют собой сложные широкополосные конструкции. При этом электромагнитная обстановка, которая ранее создавалась одиночными излучающими техническими средствами, в отдельных районах стала формироваться многочисленным разнородным излучающим оборудованием, ЭМП которых отличаются не только интенсивностью, но и направлением прихода, частотой, спектральным составом, поляризацией и пр.

В подобных условиях использование норматива, разработанного более полувека назад, представляется сомнительным и требует либо пересмотра, либо дополнительного обоснования. По мнению авторов, целесообразен новый подход к нормированию сочетанных и смешанных воздействий ЭМП именно телекоммуникационных сетей и систем, как доминирующих на селитебных территориях.

Длительное время в России обсуждается вопрос о критерии оценки ЭМБ. Особенно острая полемика развернулась вокруг оценки ЭМБ радиотелефонных трубок. При этом стоит вопрос: «Что принять за критерий оценки электромагнитной безопасности — ППЭ или SAR?» [5]. В международной практике гигиенического нормирования этот вопрос однозначно решен в пользу SAR [6, 7]. Приведем несколько соображений на эту тему.

Во-первых, критерий должен отражать суть физических процессов, происходящих при взаимодействии ЭМП и головы человека. Из теории антенн известно, что параметры и характеристики излучения антенн изменяются в значительной степени при расположении излучающих элементов вблизи материалов, обладающих проводимостью. Нормирование ППЭ для уединенной радиотелефонной трубки не учитывает реальных физических процессов, суть которых во взаимодействии биологических тканей с излучающими элементами, в результате которого ткани возбуждаются как элементы антенны.

Во-вторых, параметр должен быть верифицируемым и контролируемым. В диапазонах работы сотовых систем связи ППЭ в ближней зоне в принципе не может быть измерена, а переход в дальнюю зону в поле плоской волны сводит нормирование к сравнению радиотелефонных трубок по излучаемой мощности и коэффициенту усиления антенн.

В-третьих, ППЭ — характеристика поля в какой-то точке не представляет интереса, поскольку нужна интегральная оценка ЭМБ.

В-четвертых, следует учитывать, что в России используется оборудование, удовлетворяющее требованиям международных стандартов и рекомендаций. Встает вопрос о гармонизации норм и стандартов различных стран — сопоставить ППЭ и SAR не представляется возможным из-за существенных различий в интерпретации их физических смыслов.

Отметим, что действующий в настоящее время норматив 10мкВт/см2 в диапазоне выше 300МГц (в том числе и на излучение базовых станций (БС) сотовой связи) установлен для круглосуточного облучения населения и не учитывает суточную неравномерность излучаемой мощности, которая зависит от трафика (загрузки) этой БС (cм. рисунок) [8]. В рамках концепции SAR это трактуется как необоснованное увеличение гигиенического запаса норматива в 2…3 раза. Международная электротехническая комиссия (IEC), куда входит и Россия, уже приняла решение по введению в регламентирующие документы удельной поглощенной мощности [9].

Организационно-управленческие признаки кризиса. До последнего времени считалось, что ситуация с электромагнитной обстановкой на селитебных территориях была контролируемой и управляемой со стороны государственных органов и учреждений. Нормативно-методическая документация, подкрепленная программными технологиями прогнозирования ЭМП в окружающей среде, а также прочие средства мониторинга не только обеспечивали ЭМБ населения, но и способствовали бесконфликтному развитию отрасли телекоммуникаций в течение более 30 лет.

Ситуация резко изменилась, когда электромагнитную обстановку стали определять равномерно распределенные по селитебным территориям технические средства сотовых систем связи и телевидения, структура, сигналы и тактика работы которых не вписывается в действующие нормативно-методические документы. Неоднозначное толкование спорных ситуаций привело к возникновению различных конфликтов, в том числе конфликтов интересов и социальной напряженности.

Ярким примером глубоких количественных и качественных изменений в структуре излучающих технических средств, влияющих на электромагнитную обстановку, могут служить телецентры. Раньше общее количество антенн (передатчиков) не превышало одного десятка. Сейчас на башне обычного телецентра размещаются до сотни передающих антенн различных частотных диапазонов, целевого назначения, с отличающимися спектральным составом излучаемыми сигналами. Так, например, в Самаре — более 70, в Казани — более 100.

Излучающие технические средства телекоммуникаций, в том числе и каждую БС, размещали путем подбора подходящего места, удовлетворяющего Земельному кодексу в части «земель связи». Однако осуществить это не всегда представляется возможным, поэтому для таких объектов ввели понятие условно разрешенный вид использования земли, которое реализуется по результатам публичных слушаний [10].

Ситуация с размещением БС сетей сотовой связи — одно из ярких проявлений концептуального кризиса в ЭМБ. Совсем недавно их было счетное количество, они были объектами пристального внимания самых различных служб, организаций, гражданских институтов общества, а также средств массовой информации, внимание которых было сосредоточено на обеспечении и контроле безопасности населения. Сегодня в Москве более 10 000 БС и каждый год строится еще 300…500. В России чуть меньше 2 млн БС.

Решать вопросы экологической направленности при размещении, эксплуатации и мониторинге этих высокотехнологичных объектов, конечно же, надо на основе современных подходов. Совершенно очевидно, что осуществлять электромагнитный мониторинг сотовых сетей связи, как и современных телецентров можно доверять только специалистам. О профессиональной насыщенности вопросов электромагнитного мониторинга свидетельствуют:

новейшие современные технологи и телекоммуникаций и энергетики;
оригинальная экономичная тактика работы излучающих технических средств;
математическая, радиофизическая и электродинамическая насыщенность вопросов мониторинга ЭМП [11,12];
современная панорамная измерительная техника контроля ЭМП;
множество модификаций спектрального состава излученных сигналов.

Нужны новые управленческие подходы и решения, в том числе и законодательные. Проектирование сетей будущего предполагает уже на этапе перспективного планирования города, района, урбанизированного участка закладывать инфраструктуру сетей телекоммуникаций и прогнозировать уровни электромагнитного загрязнения.

Социальные признаки кризиса. Бурное развитие сетей, конкурентная борьба операторов, отсутствие стратегии развития мобильной связи города в целом приводят к практически неконтролируемому наращиванию числа БС в современных мегаполисах. Часто наблюдается ситуация, при которой на одной площадке размещаются несколько БС. Критическое размещение является практически повсеместной практикой.

Если десятилетие назад антенны БС размещались на высоких башнях, трубах и крышах высотных зданий, то сейчас повсеместной стала практика размещения антенн на мачтах и башнях высотой до 25 м, т. е. ниже даже 9-ти этажного здания. Направления максимального излучения антенн при этом зачастую ориентированы на окна жилых помещений при сравнительно небольших расстояниях (20−50м) [13]. Вид из окон на антенны БС в сочетании с некорректной, а порой и ложной информацией в средствах массовой информации об источниках излучений резко повысили социальную напряженность в районах размещений БС, а также стали причиной электромагнитной фобии. Такие отношения между населением и операторами сотовой связи наблюдаются в каждом регионе России и в каждом городе.

Предоставление каждому гражданину России доступной и достоверной информации о состоянии окружающей среды — это требование Конституции РФ (Статья 42): «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Результаты мониторинга должны быть доступны населению и непрерывно корректироваться с появлением новых проблем и вопросов по электромагнитной обстановке.

Методология социально ориентированного мониторинга предполагает следующие действия.
1. Выявление точек социальной напряженности, связанных с электромагнитной фобией.
2. Анализ возможных источников излучения электромагнитной энергии в социально напряженных точках.
3. Определение приоритетных для социально ориентированного электромагнитного мониторинга объектов. Обычно это детские и медицинские учреждения.
4. Проведение натурных измерений интенсивности ЭМП в соответствии с выбранной системой приоритетов.
5. Профессиональный анализ и обработка данных натурных измерений.
6. Построение базы данных результатов электромагнитного мониторинга.
7. Визуализация результатов электромагнитного мониторинга с использованием распространенных ГИС-сервисов в сети Интернет.
8. Принятие мер в соответствии со сложившейся социальной обстановкой и результатами электромагнитного мониторинга.

Такие работы в сочетании с грамотной информационной поддержкой обеспечивают не только решение проблемы ЭМБ телекоммуникационных объектов для населения, но и существенно снижают социальную напряженность, связанную с их размещением на селитебных территориях, что обеспечивает дальнейшее бесконфликтное развитие сетей.

Методические признаки кризиса. Нормативно-методическая база ЭМБ создавалась и была актуальной для технических средств радиосвязи, радиовещания и телевидения, т. е. средств, работающих в диапазонах НЧ, СЧ, ВЧ, ОВЧ и УВЧ. Как правило, для удобства обеспечения организационной, энергетической и технической инфраструктуры эти технические средства объединялись в комплексы (радиоцентры) и были локализованы на выделенных, контролируемых и строго охраняемых территориях за пределами городов и тем более мегаполисов, на которые не распространялось действие санитарных правил и норм, разработанных для населения. По своему целевому назначению эти технические средства работали практически круглосуточно и на строго определенных уровнях излучаемой мощности, как правило, максимально возможных. Все эти особенности размещения и функционирования были учтены в нормативных и методических документах, определяющих как методологию расчетного мониторинга, так и инструментальный контроль электромагнитной обстановки.

Вновь сложившаяся ситуация с электромагнитным загрязнением окружающей среды коренным образом отличается от существовавшей ранее. Доминирующую роль играют технические средства сотовых систем связи и средства, сконцентрированные на телевизионных башнях. Это другие условия размещения, высокая конгломерация различных излучающих технических средств, широкий спектр излучаемых сигналов, вплотную прилегающая к излучающим объектам застройка, экономичные режимы работы, необходимость учета рельефа местности, введение в электромагнитный мониторинг геоинформационных технологий и современных измерительных средств и многие другие факторы.

Санитарно-гигиеническая экспертиза современных излучающих объектов парализована по всем направлениям. Не вникая в суть нормативно-методических документов, игнорируя существование целевого назначения различных форм электромагнитного мониторинга, формально используя возможность неоднозначного толкования отдельных положений методических документов, фактически поддерживая возможность возникновения конфликта интересов, взаимодействующие стороны спровоцировали полный хаос и неразбериху в электромагнитной экспертизе излучающих объектов. Приведем некоторые конкретные примеры абсурдных ситуаций в электромагнитном мониторинге.

1. В нормах технологического проектирования и других документах отсутствуют четкие научно обоснованные регламентации и ограничения на размещение, например, БС в городских и сельских условиях — высота подвеса антенн, расстояние до жилых зданий и строений, предельные излучаемые мощности, дистанционные ограничения до детских и медицинских учреждений и пр.
2. Полное отсутствие методических документов по проведению электромагнитной экспертизы технических средств цифрового телевидения. Документ разработан и согласован с заинтересованными организациями, но не проходит через структуру Роспотребнадзора уже почти год.
3. Несмотря на требования методик измерения, никто и никогда не выводил БС в режим максимального излучения, как этого требует методическая документация. Более того, мало кто знаком с возможностью обеспечения такого режима. А вот выключить БС на момент проведения измерений — это случается часто. Производится «слепой» электромагнитный мониторинг БС сотовой связи, при котором не осуществляется контроль излучаемой мощности и даже ее рабочего состояния.
4. Контроль полей в закрытых помещениях, на балконах, в зонах различных металлоконструкций производится с последующим сравнением с результатами расчетов, проводимыми для открытых площадок.
5. Методическими документами инструментального контроля электромагнитной обстановки рекомендуются к применению только примитивные приборы, ни один из которых не является панорамным и не отвечает требованиям частотной селективности и даже сняты с производства.
6. Тысячи БС в городах и сотни тысяч по России подвергаются мониторинговому обслуживанию с соответствующим документированием, хотя уже десять лет назад выявлена возможность самодиагностики сетей сотовой связи по эмиссии ЭМП [14]. Затраты на внедрение таких систем несравнимы с миллиардными затратами операторов на сомнительный мониторинг их сетей.
7. При планировании и проведении инструментальных работ решающую роль играет согласование количества точек контроля, как критерия определения стоимости работ. Это тянется с давних времен, когда в каждой контрольной точке приходилось разворачивать сравнительно громоздкий измерительный комплекс и обеспечивать его электропитанием. Сейчас время измерения полей в одной точке современным переносным панорамным прибором грамотным оператором не превышает нескольких минут.

Заключение. Комплексность проблемы ЭМБ и широкий круг заинтересованных участников (государство, промышленность, бизнес, население и др.), а также вопросы экологии приводят к необходимости ее решения методами государственного регулирования с использованием соответствующих законодательных, концептуально нормативных, научных, правоприменительных и других мероприятий. Это должно обеспечить выработку позиции разумного, научно-обоснованного компромисса в рамках концепции общественного согласия.

Первым практическим этапом, началом масштабных работ по наблюдению за электромагнитным фактором и его регулированием должно стать создание «Концепции электромагнитной безопасности населения РФ» по аналогии с «Концепцией экологической безопасности». В связи с повсеместным распространением и широким использованием в народном хозяйстве, сетевые радиотехнологии телекоммуникаций должны быть выделены в отдельный сегмент. Актуальными следует считать следующие мероприятия.

1. Формирование комплекса инициатив по существенной переработке и корректировке действующего экологического законодательства в части наблюдения и управления электромагнитным фактором, а также Земельного кодекса в части «земель связи».
2. Организация системы государственного регулирования с определением ее структуры и функций, формирование центров компетенции с привлечением в первую очередь профильных специалистов. В региональных и муниципальных образованиях необходимо создавать такие же структуры.
3. Для сдерживания нарастающей социальной напряженности и обеспечения соответствующих темпов развития радиотехнологий необходимо
широко использовать понятные, доступные, наглядные информационные технологии и интернет-ресурсы доведения до населения информации об юридической и технической обоснованности размещения, назначении, составе, характеристиках и зонах безопасности излучающих объектов.
4. Разработка научно-обоснованных норм технологического проектирования и размещения БС сотовой связи, содержащих соответствующие ограничения и регламентации, в том числе с учетом особенностей мегаполисов.
5. Операторов сотовой связи обязать обеспечить контролирующие и управляющие органы картой уровней ЭМП на селитебных территориях в реальном времени, а при отсутствии таковой организовать и финансировать подобную разработку.

Проведенный в статье аналитический обзор проблем ЭМБ населения России показал их масштабность, актуальность и особую значимость для народного хозяйства, поэтому решение этих задач должно осуществляться в рамках государственных целевых программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. — 455 с.
2. Маслов М.Ю., Сподобаев М.Ю., Сподобаев Ю.М. Современные проблемы электромагнитной экологии // Электросвязь. — 2014. — № 10. — С. 39−42.
3. Росляков А.В. Ваняшин С.В. Будущие сети (Future networks). — Самара: ПГУТИ, 2015. — 274 с.
4. Влияние СВЧ-излучений на организм человека и животных / Под ред. И.Р. Петрова. — Изд. «Медицина», 1970. — 231с.
5. Сподобаев Ю.М. ППЭ или SAR / Матер. 3-й Междунар. конф. «Электромагнитные поля и здоровье человека. Фундаментальные и прикладные исследования». — Москва-С. Петербург. — 2002. — С. 142 (рус.), 332 (англ.).
6. ICNIRP Guidelines/Guidelines for limiting exposure to time-varying electric, magnetic and electromagnetic fields (up to 300 GHz) // Health physics. — 1998. — Vоl.74, №.4. — P. 494−522.
7. IEEE Std 1528−2003, IEEE Recommended Practice for Determining the Peak Spatial Average Specific Absorption Rate (SAR) in the Human Head from Wireless Communications Devices: Measurement Techniques.
8. Интернет ресурс www.vrednost.ru/pole.php
9. ГОСТ IEC 62 311−2013. Оценка электронного и электрического оборудования в отношении ограничений воздействия на человека электромагнитных полей (0 Гц — 300 ГГц).
10. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Ред. от 19.12.2016 (с измен. и доп., вступил в силу с 01.01.2017).
11. Маслов М.Ю., Сподобаев М.Ю., Сподобаев Ю.М. Задачи электромагнитной экологии в теории и практике излучающих систем // Электросвязь. — 2011. — № 12. — С. 28−35.
12. Кубанов В.П., Сподобаев М.Ю., Сподобаев Ю.М. Электромагнитная безопасность. Антенны СВЧ диапазона. — Самара: ООО «Офорт», 2014. — 108 с.
13. Григорьев О.А., Маслов М.Ю., Сподобаев М.Ю., Сподобаев Ю. М. Специфика и современное состояние электромагнитного мониторинга Москвы
и Московской области // Электросвязь. — 2014. — № 2. — С. 30−36.
14. Моденов С.В., Сподобаев М.Ю. Оперативный мониторинг электромагнитной обстановки сети подвижной радиосвязи / Материалы X МНТК «Проблемы техники и технологий телекоммуникаций». — Самара, 17−19 ноября 2009. — С.153−155.

«Электросвязь» № 7, 2017

Рубрики и ключевые слова